Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение и описание технологии социального конфликта.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и функции социального конфликта;
2. Изучить причину социальных конфликтов.
3. Рассмотреть этапы и стадии развития конфликтов
Введение
Существуют различные
определения конфликта, но все
они подчеркивают наличие противоречия,
которое принимает форму
Можно привести пример из отношений между большими группами людей. Открыто крупное месторождение газа. Освоение его даст существенный экономический выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб окружающей местности, экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционного образа жизни местного населения. Как правило, в таких ситуациях мнения людей разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к прогрессу и экономическим интересам, другие - к экологическому равновесию и к необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов. Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный конфликт, который в конце концов, получает какое-то разрешение.
Чтобы найти правильное
решение этой проблемы весьма
полезно знать, что такое
Другой пример конфликтной ситуации несколько иного рода; работник, и его коллега претендует на определенное благо, но это благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются весьма естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса и каков будет характер этих отношений впоследствии?
На эти вопросы можно
ответить лишь тогда, когда
знаешь кое-что о конфликтах, о
том, что такое конфликт. Наиболее
важные конфликты между людьми
и социальными группами
Следовательно, задачи
изучения конфликтов
Необходимо подчеркнуть всю важность и актуальность данной курсовой работы. Об актуальности темы свидетельствует тот факт, что столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Поэтому, чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Методологической основой данной курсовой работы являются работы Н.В. Гришиной, А. Дмитриева, В. Кудрявцева, С. Кудрявцева, В.А. Спивака, Н.С. Данакина, Л.Я. Дятченко. Бесспорно, продуктивными и полезными являются исследования В. Розановой, Р. Дарендора, статьи Т. Шеллинга, В. А. Баринова Н. В. Баринова.
Объект исследования: социальны
Предмет исследования: технология разрешения социальных конфликта
Цель данной курсовой работы - изучение и описание технологии социального конфликта.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и функции социального конфликта;
2. Изучить причину социальных конфликтов.
3. Рассмотреть
этапы и стадии развития
4. Рассмотреть и изучить способы разрешения конфликта.
5. Рассмотреть структурные методы управления конфликтами.
6. Изучить этапы разрешения конфликта.
Социальный конфликт
весьма интересное явление
Структура работы состоит из введения, основной части из двух глав, подразделяющихся на параграфы, выводов, заключения и библиографии.
Глава 1. Природа социального конфликта
1.1. Сущность конфликта и его функции
Наиболее широкое
Другой подход заключается в
понимании конфликта как
Мы возьмем за основу следующее определение конфликта:
под конфликтом понимается
наиболее острый способ разрешения значимых
противоречий, возникающих в процессе
взаимодействия, заключающийся в
противодействии субъектов
Необходимыми и достаточными
условиями возникновения
Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.
Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.
Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.
Конструктивные функции[15, c.130]:
Деструктивные функции:
Классификация конфликтов необходима для того, чтобы понять существенные причины конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.
В конфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон.
Кроме того, важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Вы, наверное, знакомы с иерархией потребностей А.Маслоу. Согласно его теории, потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, социальные потребности, в уважении, потребности самовыражения.
Существует множество классических типологий социальных конфликтов.
Если опираться на выводы Г. Зиммеля и Л. Козера, все конфликты можно поделить на реалистические (порождаются объективными обстоятельствами) и нереалистические (характеризуются преобладанием эмоций).
А. Рапопорт, утверждая, что невозможно все конфликты подогнать под одну схему, выделяет три основных вида конфликта: война ("схватка"), споры ("дебаты") и игры.
Все конфликты могут быть подразделены на конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные), на позитивные и негативные, антагонические и компромиссные.
Те или иные типы и виды конфликтов по-разному проявляются в различных обществах.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что конфликты разнообразны как по совей природе, так и по своим характеристикам, но конфликт в большинстве случаев является столкновением интересов человека как части общества, следовательно, в самом широком смысле любой конфликт мы можем назвать социальным. Рассмотрим особенности социальных конфликтов, их отличия от других видов столкновений в следующей главе. Особое внимание будет уделено социальным конфликтам в российском обществе.
1.2. Причины социальных конфликтов
Совершенно очевиден тот
факт, что без выяснения причин
конфликтов мы с вами будем не в
состоянии предпринять что-
Существует четыре группы причин конфликтов:
объективные организационно- управленческие социально-психологические личностные |
объективные
субъективные |
Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.
Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение. В споре, как и в ссоре, не бывает одного виноватого. Ссорятся всегда две стороны. Не надо снимать с себя чувство ответственности и выяснять, кто первый начал. Вы поддержали, следовательно, сами выбрали конфликт. Если вам будет нужно не спорить, например, с начальством, вы найдете множество способов, как избежать конфликта. Но если ваш «противник» равен вам или слабее, тут вы вряд ли уступите. [7, c.245-247]
Разумеется, в одном конфликте
объективные причины и
И, тем не менее, условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта.
К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:
естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.