Природа социального конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение и описание технологии социального конфликта.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и функции социального конфликта;
2. Изучить причину социальных конфликтов.
3. Рассмотреть этапы и стадии развития конфликтов

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 80.95 Кб (Скачать файл)

Третья группа причин имеет  социально-психологический характер. Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации.

Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается  конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин:

1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов.

Конфликты по причине противоположных  ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или  престиже. Конфликты, причиной которых  служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических  и других ценностных ориентаций.

2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентаций. разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.

3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии  определенных внешних условий. Что  же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая  причина. Очевидно, что помимо существования  причины конфликта вокруг нее  должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для  конфликта.

 

 

1.3. Этапы и стадии развития  социальных конфликтов

 

 

Конечно, все социальные конфликты нельзя подогнать под  единую универсальную схему. Есть конфликты  типа схватки, где можно рассчитывать только на победу, конфликты типа дебатов, где возможны споры, маневры, обе  стороны могут рассчитывать на компромисс. Есть конфликты типа игры, где

стороны действуют в рамках одних правил и т.д.

После типологии социальных конфликтов следует рассмотреть  стадии, фазы конфликта, что дает основу для поиска способов регулирования.

Зарождение конфликта - латентная стадия, часто даже незаметная для внешнего наблюдателя. Действия развиваются на социально-психологическом уровне - разговоры на кухне, в курилках, раздевалках. Развитие этой фазы можно отслеживать по некоторым косвенным признакам (рост числа увольнений, прогулов).

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Социальное напряжение, эмоциональное раздражение  накапливаются в течение какого-то времени, и предконфликтная стадия может быть растянутой.

Характерной особенностью социального  конфликта является наличие объекта  конфликта, обладание которым связано  с фрустрацией субъектов, втягиваемых  в социальный конфликт.

Обычно в социальном конфликте  выделяют четыре стадии развития: предконфликтную, собственно конфликт (стадию развития конфликта), стадию разрешения конфликта, послеконфликтную стадию:

Предконфликтная стадия

Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной напряженности и конфликтам.

Социальная напряженность  тоже не всегда является предвестником  конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть самые различные. Вот некоторые наиболее характерные из причин, вызывающих рост социальной напряженности:

а) реальные «ущемления»  интересов, потребностей и ценностей  людей;

б) неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных  социальных общностях изменений;

в) неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д.3

Социальная напряженность по сути представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период являются групповые эмоции.

Одним из ключевых понятий  в социальном конфликте является также «неудовлетворенность». Накопление неудовлетворенности существующим положением дел и ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности.

Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:

-возникновение противоречий  по поводу определенного спорного  объекта; рост недоверия и социальной  напряженности; предъявление односторонних  или взаимных претензий, уменьшение  контактов и накопление обид;

- стремление доказать  правомерность своих притязаний  и обвинение противника в нежелании  решать спорные вопросы «справедливыми»  методами; замыкание на своих  собственных стереотипах; появление  предубежденности и неприязни  в эмоциональной сфере;

- разрушение структур  взаимодействия; переход от взаимных  обвинений к угрозам; рост агрессивности;  формирование образа «врага»  и установка на борьбу.

Таким образом, конфликтная  ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать  в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент — это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Инцидент знаменует собой  переход конфликта в новое  качество. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения  конфликтующих сторон:

• стороны (сторона) стремятся  уладить возникшие противоречия и найти компромисс;

• одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произошло» (уход от конфликта);

• инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния.

Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной  установки (целей, ожиданий) сторон.

Стадия  развития конфликта

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания  спорного объекта или принуждения  оппонента к отказу от своих целей  или к их изменению. Выделяют несколько  форм конфликтного поведения:

а) активно-конфликтное поведение (вызов);

б) пассивно-конфликтное  поведение (ответ на вызов);

в) конфликтно-компромиссное  поведение;

г) компромиссное поведение.

В зависимости от конфликтной  установки и формы конфликтного поведения сторон конфликт приобретает  свою собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию  создавать дополнительные причины  своего углубления и разрастания.

Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта:

1. Переход конфликта из  латентного состояния в открытое  противоборство сторон. Борьба ведется  пока ограниченными ресурсами  и носит локальный характер. Происходит  первая проба сил. На этой  фазе еще существуют реальные  возможности прекратить открытую  борьбу и решить конфликт иными  методами.

2. Дальнейшая эскалация  противоборства. Для достижения  своих целей и блокирования  действий противника вводятся  все новые и новые ресурсы  сторон. Почти все возможности  найти компромисс упущены. Конфликт  становится все более неуправляемым и непредсказуемым.

3. Конфликт достигает  своего апогея и принимает  форму тотальной войны с применением  всех возможных сил и средств.  На этой фазе конфликтующие  стороны как бы забывают истинные  причины и цели конфликта. Главной  целью противоборства становится  нанесение максимального урона  противнику.[1, c.57]

Стадия  разрешения конфликта

Длительность и интенсивность  конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения  борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и  т. д.

На определенной стадии развития конфликта у конфликтующих сторон могут существенно измениться представления  о своих возможностях и о возможностях противника. Наступает момент «переоценки  ценностей», обусловленный новыми, возникшими в результате конфликта  отношениями, новой расстановкой сил, осознанием невозможности достичь  целей или непомерной цены успеха. Все это стимулирует изменение  тактики и стратегии конфликтного поведения. В этой ситуации одна или  обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из конфликта и  накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

На стадии разрешения конфликта  возможны следующие варианты развития событий:

1) очевидный перевес одной  из сторон позволяет ей навязать  более слабому оппоненту свои  условия прекращения конфликта;

2) борьба идет до полного  поражения одной из сторон;

3)недостаток ресурсов  борьба принимает затяжной, вялотекущий  характер;

4) исчерпав ресурсы и  не выявив явного (потенциального) победителя, стороны идут на взаимные  уступки в конфликте;

5) конфликт может быть  также остановлен под давлением  третьей силы.

Социальный конфликт будет  продолжаться до тех пор, пока не появятся очевидные, четкие условия его прекращения. В конфликте такие условия  могут быть определены еще до начала противоборства (например, как в  игре, где существуют правила ее завершения), а могут быть выработаны и взаимно согласованы уже  в ходе развития конфликта. Но могут  возникать дополнительные проблемы его завершения. Существуют также  абсолютные конфликты, в которых  борьба ведется до полного  уничтожения  одного или обоих соперников.

Существует много способов для завершения конфликта. В основном они направлены на изменение самой  конфликтной ситуации либо путем  воздействия на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами.

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В межличностных  и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму  устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают «боевых действий», но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующими сторонами и включают следующие возможные процедуры:

• признание наличия конфликта;

• утверждение процедурных  правил и норм;

• выявление основных спорных  вопросов (оформление протокола разногласий);

• исследование возможных  вариантов решения проблем;

• поиск соглашений по каждому  спорному вопросу и урегулированию конфликта в целом;

• документальное оформление всех достигнутых договоренностей;

• выполнение всех принятых взаимных обязательств.

Информация о работе Природа социального конфликта