Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение и описание технологии социального конфликта.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и функции социального конфликта;
2. Изучить причину социальных конфликтов.
3. Рассмотреть этапы и стадии развития конфликтов
— Четкая формулировка требований.
Одним из лучших методов управления, предотвращающих деструктивные социальные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы.
— Использование координирующих механизмов.
Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большими группами «конфликтных ситуаций», так как подчиненный узнает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников имеются разногласия по какому-либо производственному вопросу, они обычно обращаются к «третейскому судье» — их менеджеру. В некоторых организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых служит увязка целей различных подразделений. Естественно, именно такая служба будет наиболее подвержена социальным конфликтам.
— Установление единых целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях в фирме в целом. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества. Наличие единых целей позволяет людям лучше понять, как им следует вести себя в условиях социального конфликта, превращая их в функциональные.
— Система поощрения.
Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к нескончаемому деструктивному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если же поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности.
Работа с социальными конфликтами, конечно, не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены и другие, весьма эффективные организационные методы управления конфликтным взаимодействием.
Управление конфликтным
противостоянием включает и межличностные
способы преодоления
Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников социального конфликта. Т.С. Сулимова выделяет следующие основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Настойчивость (принуждение). Тот, кто придерживается данной стратегии, пытается заставить других принять свою точку зрения, во что бы то ни стало (его не интересуют мнения и интересы других). Он либо игнорирует «цену» в своих отношениях с партнером, которая будет заплачена в результате его действий, либо просто не задумывается над последствиями. Принято считать, что, чем более долговременные в перспективе отношения связывают участников взаимодействия, тем целесообразнее заботиться не только о сиюминутном выигрыше, но и о сохранении стабильных взаимоотношений. Подобный стиль связан с агрессивным поведением. Для воздействия на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть.
Данный стиль может быть эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации. Недостатком такой стратегии являются подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек социального конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.
Уход (уклонение). Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится отойти от социального конфликта. Это уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация способна разрешиться сама собой, если сейчас нет условий для продуктивного «разрешения» социального конфликта, но через некоторое время они могут появиться.
Приспособление (уступчивость) предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта стратегия признается рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, когда при «тактическом проигрыше» не гарантирован и «стратегический выигрыш». Если данная стратегия станет для менеджера доминирующей, то он, скорее всего, не сможет эффективно руководить подчиненными.
Компромисс. Данный стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но до определенной степени. Поиск же приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях ценится высоко, так как уменьшает недоброжелательность, позволяет относительно быстро преодолеть конфликт. Но через какое-то время могут появиться и деструктивные последствия, например, и неудовлетворенность «половинчатыми решениями».
Конфликт в измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.
Сотрудничество (решение проблемы). Указанный стиль основывается на убежденности участников социального конфликта в том, что расхождение во взглядах — неизбежный результат того, что у людей есть свои представления, что правильно, а что нет. При такой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его принять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и сообща найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решения проблемы, устраивающего всех: «Не ты против меня, мы вместе против проблемы». .[13, c.156-160]
Сообразуясь с ситуацией, учитывая индивидуально-психологические особенности участников социального конфликта, менеджер применяет различные межличностные стили разрешения конфликтов, однако стратегия сотрудничества должна быть превалирующей, так как именно она чаще всего делает конфликт функциональным.
Формы и критерии завершения конфликта.
Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта, т.е. это - прекращение его существования в любой форме.
Основные формы завершения конфликта:
Причины затухания:
Способы устранения:
Основной критерий разрешенности конфликта - удовлетворенность сторон результатом. Для окружающих важны и такие параметры, как степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта (от этого зависит степень нормализации отношений сторон и взаимоотношений с другими людьми) и победа правого оппонента.
2.3. Этапы разрешения социальных конфликтов
Этап 1. Психологическая подготовка к урегулированию конфликта. При возникновении конфликта в первую очередь необходимо выявить истинные мотивы конфликтующих сторон, которые тщательно скрываются или проявляются в форме претензий. Следует сформулировать истинную причину конфликта и выявит источник его возникновения.
Конфликтующим сторонам подчас трудно и невозможно быть объективными или, по крайней мере, одной из них, так как конфликт может быть инициирован одной из сторон либо провокационно, либо ненамеренно, либо по незнанию (низкой квалификации). В таких случаях решающую роль может сыграть непредубежденная позиция третьей стороны – непосредственного руководителя участников конфликта, специалиста по урегулированию конфликтов службы управления персоналом, друга, членов семьи, коллег по работе.
Конфликтная ситуация порождает
тяжелую психологическую
Следует помнить, что прекращение конфликта
не всегда приводит к исчезновению причин
его возникновения. В таких случаях через
определенное время конфликт может разгореться
с новой силой. Поэтому следует сформулировать
проблему, которая породила причины конфликта,
а это сделать нелегко. Например, проблем:
предприятие хронически не получает своевременно
материалы и комплектующие изделия от
поставщиков, что приводит к снижению
объемов реализации выпускаемой продукции,
а значит, нет средств для выплаты заработной
платы. Возникает конфликт между работниками
и администрацией, причиной которого является
невыплата заработной платы. Данная проблема
порождает целую цепочку конфликтов в
подразделениях организации. Неожиданно
пробуждаются конфликты, о которых забыли,
так как они были прекращены, но не урегулированы.
Этап 2.Определение истинной проблемы,
вызвавшей конфликт. Конфликты, как правило,
выступают в такой форме, которая либо
скрывает истинную причину их возникновения,
либо придает им неожиданное обличье.
Часто проблема, породившая причину конфликта,
не лежит на поверхности и следует изучить
ситуацию, а подчас и провести исследования,
чтобы определить истинную проблему, вызвавшую
конфликт и сформулировать ее.
Иногда взаимоотношения в коллективе
настолько переплетены, что выявить истинную
причину достаточно трудно. Поэтому нужно
набраться терпения и исследовать все
стороны конфликта. Часто участники конфликта
не могут или не желают знать истинную
причину конфликта. В таких случаях этим
должен заняться специалист подразделения
по урегулированию конфликтов службы
управления персоналом организации. Нельзя
уладить конфликт, пока не понят смысл
истинной проблемы, ее суть и она не сформулирована
ясно и понятно для обеих конфликтующих
сторон. Данный этап заканчивается формулировкой
проблемы.
Этап 3. Поиск возможных вариантов
решения конфликта
Установление истиной проблемы, из-за
которой возник конфликт, это важнейшая
предпосылка успешного его урегулирования.
Только предпосылка, но не гарантия.
Часто конфликтующие стороны
используют знание истинной проблемы,
вызвавшей конфликт, для одержания
победы, несмотря на свою неправоту, и
ведут борьбу до победного конца. Одна
из сторон либо вводит в заблуждение третью
сторону, улаживающую конфликт, если ее
представляет не специалист службы управления
персоналом, либо изматывает противоборствующую
сторону и добивается прекращения конфликта
на выгодных для себя условиях. Но эта
победа иллюзорна. Вторая сторона затаилась
и ждет момента, чтобы возобновить конфликт
в благоприятной для нее ситуации и свести
счеты. Таким образом, этот конфликт нельзя
считать урегулированным. При такой «победе»,
так же как и при неурегулированном конфликте,
отношения между противоборствующими
сторонами сохраняются агрессивными.
Агрессия в отдельных случаях может тщательно
скрываться. В конфликта нет победителей,
так как они приносят потери обеим сторонам.
Конфликт можно только урегулировать,
опираясь на знание истинной проблемы,
вызвавшей конфликт. Конфликтующие стороны
не могут быть полностью удовлетворены
результатом урегулирования конфликта,
но важнейшим признаком урегулированности
конфликта является тот факт, что отношения
конфликтующих сторон могут сохраниться
нормальными.
Жизнь, действительность настолько сложны,
что конфликт может иметь несколько причин,
развиваться в самых разных направлениям,
и урегулирование конфликтной ситуации
может происходить различными путями.
Одним словом, конфликт может иметь несколько
вариантов решения.
Твердость позиций конфликтующих сторон,
принципиальность и непреклонность –
это необходимые качества, которые играют
позитивную роль при урегулировании конфликтов.
Однако в реальных условиях конфликта
требуется умение отступить, сменить конфронтацию
на компромисс, и это обстоятельство вызывает
потребность выбора из множества вариантов
наиболее приемлемого для обеих сторон
и в данной ситуации варианта решения
конфликта. Поэтому участникам конфликта
необходимо уметь и иметь желание находить
такие варианты и владеть способами выбора
наиболее подходящего для данных условий
реального пути урегулирования конфликта.