Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:05, курсовая работа
- В этом видится актуальность выбранной темы работы.
- Целью исследования в работе является изучение конфликтов и стрессов в системе управления.
Исходя из цели в работе, постановлены следующие задачи:
- выявить специфические особенности и типы конфликтных ситуаций в современных общественных организациях ;
- проанализировать причины и последствия конфликтов;
- рассмотреть основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации;
- проанализировать причины возникновения стресса;
Введение
1 Теоретические аспекты возникновения конфликтов
1.1 Сущность и типы конфликтов
1.2 Причины и последствия конфликтов
1.3 Динамика конфликта в организации
2 Стили и методы управления конфликтом
2.1 Структурные методы и межличностные стили разрешения конфликтов
2.2 Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации
2.3 Анализ конфликтной ситуации в компании «Аргос»
3 Природа стресса, его причины и методы разрешения
3.1 Понятие стресса и причины его возникновения
3.2 Организационные программы борьбы со стрессом
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические аспекты возникновения конфликтов
1.1 Сущность и типы конфликтов
1.2 Причины и последствия конфликтов
1.3 Динамика конфликта в организации
2 Стили и методы управления конфликтом
2.1 Структурные методы и межличностные стили разрешения конфликтов
2.2 Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации
2.3 Анализ конфликтной ситуации в компании «Аргос»
3 Природа стресса, его причины и методы разрешения
3.1 Понятие стресса и причины его возникновения
3.2 Организационные программы борьбы со стрессом
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических исследований в области социологии конфликта. При большом количестве публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины конфликтов и их влияние на жизнь общества в целом и индивида и частности. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций – очен частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивных методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш – выигрыш».
Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача, но сегодня мы располагаем знаниями и опытом, позволяющими приблизить эту цель. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет – значит, потерять квалификацию руководителя, управляющего.
Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – в виде повышенной раздражительности или бессонницы. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Снижая эффективность и
- В этом видится актуальность выбранной темы работы.
- Целью исследования в работе является изучение конфликтов и стрессов в системе управления.
Исходя из цели в работе, постановлены следующие задачи:
- выявить специфические особенности и типы конфликтных ситуаций в современных общественных организациях ;
- проанализировать причины и последствия конфликтов;
- рассмотреть основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации;
- проанализировать причины возникновения стресса;
- рассмотреть организационные программы борьбы со стрессом.
Объектом исследования в работе являются конфликты и стрессы в системе управления.
Предмет исследования – предотвращение конфликтов и стрессов в системе управления.
Теоретической и методологической
основой курсовой работы послужили
труды отечественных и
Структурно, работа состоит из введения, трех глав и заключения.
- В первой главе рассматриваются теоретические аспекты возникновения конфликтов, а именно: сущность и типы, причины и последствия, динамика развития конфликта.
- Во второй главе представлены стили и методы управления конфликтом. В ней также рассматривается анализ конфликтной ситуации в компании «Аргос».
- Третья глава посвящена природе стресса, причинам его возникновения и методам предотвращения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
1.1 Сущность и типы конфликтов
Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если, к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента – и конфликт может начаться.
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.
Возможность конфликтов заложена в существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.
Во всех сферах человеческой деятельности
при решении разнообразных зада
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют их с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное его необходимо, по возможности, избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет [5,С.19].
Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, непрофессионально, безграмотно с плохими исходами для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. Часть конфликтов являются надуманными, искусственно раздутыми, созданными для прикрытия профессиональной некомпетентности некоторых лиц и вредны в коммерческой деятельности. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех, связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Другие же конфликты, являясь неизбежным спутником жизни любого коллектива, могут быть весьма полезны и служат импульсом для развития коммерческой деятельности в лучшую сторону, (выявление разнообразных точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д.).
Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе, или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели.
Как поступить в той или иной ситуации, часто бывает не ясно.
Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью все: решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.
Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющих их природное явление и влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.
Общность всех конфликтов независимо
от их природы заключается в
Организацию как совместную деятельность людей по достижению целей можно рассматривать как сети взаимозависимых организационных единиц, эффективное управление понимать как умелое управление данной взаимозависимостью. Отношения между организационными единицами оказывают основное влияние на взаимодействие указанных единиц.
Можно различать следующие 4 типа отношений в каждой форме взаимодействия групп в организации:
1. Отношения силы и зависимости.
Люди, работающие в организации
до определенной степени,
2. Отношение при ведении
3. Деловые («инструментальные») отношения. В современном связанном производстве работники оказываются в положении «средств производства» друг для друга. Такое закономерное положение каждой из групп работников организации обусловлено, прежде всего, технологическими связями. Речь идет о том, что организация производства на собственном участке объективно опирается на результаты работы других участков и групп. В этой связи взаимозависимости групп в совместной работе на общие для организации цели определяет, с одной стороны, мотивы для снятия разногласий, а с другой, форму обмена результатами деятельности групп внутри организации.
4. Социо-эмоциональные отношения, которые проявляются в отдельные периоды в форме симпатий и антипатий (чаще – лица к группе и к организации) [2,C.33].
Указанные типы отношений имеют
соответствующие тенденции и
центральные проблемы. Принадлежность
конкретных разногласий к конкретной
природе (центральной или
Первый – между работодателями и служащими (внутриличностный). Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может выразить недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать – как несовместимые. Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указания наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возник в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия.
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, женщина – руководитель давно планировала в субботу и в воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу в кабинет врывается ее непосредственный начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться, во что бы то ни стало. Многие организации сталкиваются с тем, что некоторые руководители возражают против их перевода в другой город, хотя это сулит им солидное повышение в должности и жаловании. Это особенно часто происходит в семьях, где муж, и жена занимают руководящую должность или являются специалистами. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.
Информация о работе Природа стресса, его причины и методы разрешения