Природа стресса, его причины и методы разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

- В этом видится актуальность выбранной темы работы.
- Целью исследования в работе является изучение конфликтов и стрессов в системе управления.
Исходя из цели в работе, постановлены следующие задачи:
- выявить специфические особенности и типы конфликтных ситуаций в современных общественных организациях ;
- проанализировать причины и последствия конфликтов;
- рассмотреть основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации;
- проанализировать причины возникновения стресса;

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты возникновения конфликтов
1.1 Сущность и типы конфликтов
1.2 Причины и последствия конфликтов
1.3 Динамика конфликта в организации
2 Стили и методы управления конфликтом
2.1 Структурные методы и межличностные стили разрешения конфликтов
2.2 Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации
2.3 Анализ конфликтной ситуации в компании «Аргос»
3 Природа стресса, его причины и методы разрешения
3.1 Понятие стресса и причины его возникновения
3.2 Организационные программы борьбы со стрессом
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

конфликты в системе управления и методы их разрешения.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Это позволяет  избежать ошибочного приписывания своему противнику враждебной позиции, а также нейтрализовать или смягчить обстановку.

Для разрешения конфликтов, возникающих между потребителями и торгующими сотрудниками, на фирме используются следующие приемы: разъединение конфликтующих.

Этот вариант  эффективен при конфликтах между менеджерами по продажам и покупателями. При конфликтах между покупателем и менеджером используют скрытое разъединение. Менеджера не справляющегося с ситуацией подменяет кто-то из сотрудников фирмы, который не вызывает раздражения оппонента, а первый менеджер уходит под предлогом (с каким-нибудь поручением того, кто пришел).

Для бесконфликтного взаимодействия сотрудников фирмы с покупателями используются следующие способы и правила:

- при взаимодействии  с покупателями продавец проявляет сдержанность своих негативных эмоций, по возможности избегает грубостей и неуважения;

- продавец соблюдает элементарные правила вежливости (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания и т.д.);

- продавец старается удовлетворить потребности в товаре даже самых капризных и придирчивых покупателей;

- продавец при  взаимодействии с покупателем  проявляет обходительность и уступчивость.

В процессе деятельности торговой фирмы применяются разнообразные факторы и способы разрешения конфликтных ситуаций. Разрешение конфликта начинается с того, что конфликтующие стороны перестают, по возможности, видеть в оппоненте противника. Для этого проводится анализ собственных позиций и действий. Признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента, а также оппоненты стараются понять интересы другого – это расширяет представление об оппоненте, делает его более объективным. Выделяются конструктивные начала в поведении и намерениях оппонента. В каждом человеке есть что-то положительное, на что можно опереться при разрешении конфликта [13,С.39]. Потом сотрудники уменьшают негативные эмоции противоположной стороны следующими приемами:

- готовностью  идти на сближение позиций;

- положительная  оценка некоторых действий другой  стороны;

- критично отнестись  к самому себе и уравновесить  поведение.

После этого  выбирается оптимальный стиль разрешения конфликтной ситуации: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, решение проблемы.

Таким образом, руководитель может избрать тактику  ухода от конфликта, сглаживания  его, компромиссного решения, принуждения  или неприятия чужой позиции. Основной способ применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего решения. Затем подбирается подходящий метод решения проблем, пользуясь арсеналом возможных стратегических мер контроля конфликтных ситуаций. У руководителя есть возможность предвидеть начало конфликтной ситуации, вовремя вмешаться в процесс протекания конфликта, внести свои коррективы и вывести конфликтную ситуацию к оптимальному для себя разрешению. К наиболее частым причинам конфликтов в трудовых коллективах предприятий, находящихся в состоянии системного кризиса, можно отнести: недостаточная информированность работников не позволяет им эффективно выполнять должностные обязанности, одновременно способствуя росту слухов, что влечет за собой стрессовые состояния у персонала; нерациональное распределение работ в подразделениях. Это порождает хронические стрессовые состояния, как у руководителей, так и у рядовых работников.

 

 

3 ПРИРОДА СТРЕССА, ЕГО ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

 

3.1 Понятие стресса и причины его возникновения

 

В переводе с английского языка  слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий».

Стресс обычно воспринимается как  отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая – либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют «ю – стресс» от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки (по терминологии канадского ученного Ганса Селье).

Что же такое стресс? Первооткрыватель стресса Г. Селье дал ему следующее  определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome – GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».

Классическая модель синдрома общей  адаптации включает три развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получит сведения о них). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях.

Факторы, вызывающие стресс, или так  называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

- факторы стресса вне организации;

- групповые факторы стресса;

- факторы стресса, связанные  с организацией.

Рассмотрим их подробнее.

Факторы стресса вне организации. Стресс на работе нельзя ограничить событиями  и условиями, имеющими место непосредственно  на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы – работников – естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.)

Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать  людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время  отдыха и усиливается стресс. Серьезным  фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.

К групповым факторам стресса можно  отнести следующие:

1) отсутствие групповой сплоченности  – отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

2) наличие внутриличностных, межличностных  и внутригрупповых конфликтов  – наличие серьезных противоречий  или несовместимости отдельных  характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

Факторы стресса, связанные с организацией. Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.п.), а также массу психосоциальных и социальных особенностей рабочего места [12,С.184]. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

- неуверенность в завтрашнем  дне – для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;

- невозможность влиять на свою  работу – как отмечают многие  исследователи, то, в какой степени  человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников.

- характер выполняемой работы  – сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;

- ролевая двусмысленность и  ролевой конфликт – оба эти  условия в большинстве случаев  воспринимаются как стрессоры.  Здесь под ролевой двусмысленностью  подразумевается неопределенность  в отношениях с человеком, исполняющим  ту или иную роль, а под ролевым конфликтом – различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;

- специфическая организационная  структура – например, матричная  структура организации, предполагающая  двойное подчинение нередко является  источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжение двух руководителей;

- стрессогенный стиль управления  – частое использование методов  неоправданного давления и угроз  является одним из самых сильных  факторов стресса для подчиненных;

- давление рабочего графика – сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.

Все вышеперечисленные условия  являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сензитивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

Вышеупомянутые факторы (вне организационные  и групповые) в определенном смысле проявляются на уровне индивидуума. Исследования также показывают, что  на развитие стресса оказывают воздействие, как индивидуальные ситуационные факторы, так и характер и особенности личности.

Например, для личности, неспособной  расставить для себя четкие приоритеты, тяжелой стрессовой ситуацией может  стать необходимостью согласования ролей работника и члена семьи (когда фактор времени и соответствующие  требования на работе вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми семьей и наоборот).

В качестве факторов, способствующих восприимчивости к стрессу исследователи  называют также такие индивидуальные черты характера, как авторитарность, жесткость, неуравновешенность, эмоциональность, возбудимость, психологическая устойчивость и потребность в достижениях и т.п. Однако наибольшее внимание было уделено характеру так называемого типа А.

Изучением различных типов характера  и соответствующих поведенческих моделей еще в 1950 г. занялись специалисты по сердечно-сосудистым заболеваниям с целью прогнозирования возможности сердечных приступов. В конце 1960-х гг. Фридман и Розенман начали изучение полярных типов характера А и В с точки зрения восприимчивости к стрессу. Они определили личность типа А как «сочетание действий и эмоций, которое можно наблюдать в каждом человеке, находящемся в состоянии постоянной и неутомимой борьбы, чтобы сделать все больше в максимально короткие сроки и в случае необходимости, вопреки усилиям других людей и обстоятельствам». Вначале, на основании проведенных исследований, посчитали, что тип А наиболее подвержен стрессу и одному из самых серьезных его последствий – сердечным приступам.

Однако некоторые современные  исследования не подтверждают эти данные. Такие результаты могут быть обусловлены тем, что люди типа А, часто «конструируя» для себя стрессовые ситуации, в то же время обычно умеют дать выход своему стрессу и лучше с ним справляются, чем люди типа В. Имеется мнение, что восприимчивости к стрессу способствует не столько нетерпение, характерное для типа А, сколько гнев, враждебность и агрессивность.

Другим важным личностным свойством  является индивидуальное восприятие контроля над ситуацией. Хотя контроль над  ситуацией на рабочем месте часто  задается организационно, нельзя игнорировать такие явления, как предрасположенность личности брать ответственность на себя и так называемый «синдром приобретенной беспомощности», основополагающее исследование которого было проведено Селигманом.

Важными факторами являются также:

1. Характер стрессора – один из наиболее важных ситуативных факторов, определяющих реакции людей; страх потерять работу, вероятно, является большим стрессором, чем, например, назначение в нежелательную смену. Но этот фактор не представляет собой какую-то исключительную угрозу, обусловливающую возникновение стресса; к стрессу может с таким же успехом привести и набор различных факторов. Небольшие повседневные неприятности, накладываясь друг на друга, могут привести к такому же результату, как и в случае какого-то одного серьезного события.

2. Комбинация наличных и отсутствующих стрессоров также важна при определении индивидуальных реакций. Плохие отношения с коллегами и другими людьми на работе, например – потенциальный источник стресса, но в то же время не раз отмечалось и то, что хорошие отношения могут помочь в уменьшении негативных реакций на другие стрессоры.

3. Продолжительность воздействия стрессора – еще один ситуативный фактор, влияющий на индивидуальную чувствительность. Ежедневное отсутствие возможности влиять на требования, предъявляемые работой, скорее приведет к стрессу, чем временная перегруженность на работе, вызванная, к примеру, болезнью коллеги. Наконец, как указывают исследователи, важна и предсказуемость стрессора: непредсказуемые стрессоры скорее вызовут негативные реакции.

Информация о работе Природа стресса, его причины и методы разрешения