Проблема агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 01:37, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и типом личности подростков.
Задачи:
Провести теоретический обзор по исследуемой проблеме.
Выявить формы проявления агрессивного поведения подростков.
Установить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и склонностью к риску подростков.
Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..….стр.3
ГлаваI. Теоретический обзор психологических концепций агрессивного
поведения и склонности к риску подростков
1.1. Агрессия и агрессивность: определение понятий, структура..……….стр.5
1.2. Подростковый период онтогенеза и проявление агрессивности……стр.24
1.3. Общее представление о типах личности: темперамент……………. стр.35
ГлаваII. Эмпирическое изучение взаимосвязи между формами агрессивного поведения и склнностью к риску детей подросткового возраста
2.1. Описание программы и методов эмпирического исследования ……стр.40
2.2. Результаты эмпирического исследования, их анализ
и интерпретация………………………………………………….стр.46
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции
агрессивного поведения подростков…………………………………стр.54
Заключение …………………………………………………………………..стр.61
Библиография…………………………………………………………………стр.64

Файлы: 1 файл

агрессия и агрессивность.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………..….стр.3

 

ГлаваI. Теоретический обзор психологических концепций   агрессивного

               поведения и склонности к риску  подростков

1.1. Агрессия и агрессивность: определение понятий, структура..……….стр.5

1.2. Подростковый период  онтогенеза и проявление агрессивности……стр.24

1.3.  Общее представление о типах личности: темперамент……………. стр.35

ГлаваII. Эмпирическое    изучение     взаимосвязи    между    формами           агрессивного поведения и склнностью к риску детей подросткового возраста

2.1. Описание программы и методов эмпирического исследования ……стр.40

2.2. Результаты   эмпирического    исследования,        их       анализ

       и           интерпретация………………………………………………….стр.46

2.3. Психолого-педагогические      рекомендации     по    коррекции   

       агрессивного  поведения подростков…………………………………стр.54

 Заключение …………………………………………………………………..стр.61        

Библиография…………………………………………………………………стр.64

Приложение                       

 

 

 

 

 

 

Введение

         Актуальность:

проблема агрессивности  подростков, которая затрагивает  общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так  и  научно-практический интерес исследователей.

     Психологические  исследования этой проблемы в отечественной психологии, по существу только начинаются, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения нашли отражение в ряде работ (Кон И.С., Реан А.А., Фельдштейн Д.И., Андреев Г.М., Знаков В.В., Румянцев). Несмотря на накопленный научно-методический материал, остается малоизученной проблема взаимосвязи между типом личности и  формами агрессивного поведения.

Объект: агрессивное поведение и тип личности подростков.

Предмет: взаимосвязь между формами агрессивного поведения и типом личности.

       Цель:  выявить взаимосвязь  между формами агрессивного поведения и типом личности подростков. 

 Задачи:

  1. Провести теоретический обзор по исследуемой проблеме.
  2. Выявить формы  проявления агрессивного поведения подростков.
  3. Установить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и склонностью к риску подростков. 
  4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков.

Гипотеза: существует взаимосвязь между формами агрессивного поведения и склонностью к риску в подростковом возрасте.

     Методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, опросник Басса-Дарки, «Личностный опросник» Г.Ю.Айзенка, количественный и качественный анализ полученных результатов, методы математической статистики.

           Методологической основа: концептуальные воззрения о сущности агрессии и агрессивного поведения, представленные  в работах А.Басса, А.Бандуры, теории психологического  содержания подросткового периода онтогенеза  Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна.

           Практическая значимость: установить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и типом личности, разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов, психологов, социальных работников образовательных учреждений по  коррекции агрессивного поведения подростков.

            Базой исследования является МОУ СОШ № 4 г. Салехарда, класс 9 «Б».

           

 

Глава I. Теоретический обзор психологических концепций агрессивного поведения и типа личности

 

1.1 Агрессия  и агрессивность: определение понятий, структура

 

 Обзор психологической  литературы по проблеме агрессии  и агрессивности показывает, что  имеются множество подходов и  определений этих понятий. Известно, что в быту термин «агрессия»  имеет широкое распространение  для обозначения насильственных захватнических действий. Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает нападать. Оно издавна бытует в европейских языках, однако ему придавалось не всегда одинаковое значение. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменись, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

 К настоящему времени различными  авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Представляется возможным выделить следующие трактовки этого понятия.

  Во-первых,  под  агрессией понимается  сильная активность, стремление к самоутверждению.  Так, Л. Бендер, например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф.Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам [7, с 61].

 Во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» [цит. по 7, с. 87].

 Агрессия - это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям и вызывающее у них отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д. [16].

Представим  краткую классификацию проявлений агрессии.

1. Болезненные  проявления агрессии (неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения).

2. Физические, словесные  и другие виды агрессии, связанные  с усвоением норм и правил, неприемлемых для всего общества (как правило, это бывает связано  с особенностями социализации, с  закреплением норм антиобщественного поведения).

3. Различные  виды агрессии, связанные с недостаточной  усвоенностью норм и правил  поведения в обществе или с  недостаточной сформированностью  собственных средств самоуправления  в действиях и поступках (недостаточная обученность и воспитанность).

4. Все виды  действий, которые одними наблюдателями  интерпретируются как агрессивные  (вызывают у них подозрение  в посягательстве на чьи-то  права, попытке причинить вред), а у других наблюдателей связываются  с проявлениями активности, настойчивости.

Таким образом, агрессия объединяет такие разнообразные  акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные  формы поведения, вплоть до убийств  и самоубийств.

 Агрессия (и  агрессоры) всегда оцениваются  резко отрицательно, как выражение антигуманизма, наличия культа грубой силы. В то же время, имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергично-наступательных и дают им положительную оценку.  В. Клайн, справедливо отмечая негативные аспекты проявления агрессии, считает, что в агрессивности есть и "определенные здоровые черты" [цит. по 17, с. 78], которые могут оказаться полезными для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям.

Анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей  в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные   переживания,   состояние   напряженности,   страха, подавленности и т.п.). По прямому смыслу слова - это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.

Состояние агрессии может  быть внешне ярко выражено, например, в  драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.

В то же время многие авторы разводят понятия агрессии как специфической  формы поведения и агрессивности  как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Агрессивность можно понимать как относительно устойчивую черту личности, которая проявляется в готовности к агрессивному нападению. Из всех возможных мотивов агрессивного поведения агрессивность, в силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, способна предопределять общую тенденцию поведения, более того — жизненный путь личности, и поэтому заслуживает особого внимания. Возможна агрессия без агрессивности, в то же время агрессивность может проявляться не только в открытом агрессивном поведении.

           Другие авторы подразумевают под агрессивностью ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. И в этом смысле, каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. С другой стороны, агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность и т.д.  К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Согласно А.Басс

[42, с. 72], враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодически повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Таким образом, агрессивные действия всегда вредоносны, но степень этой вредоносности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления.

Обычно указывается, что  агрессивные действия весьма разнообразны по форме и по причиняемому вреду. Так, многие преступления рассматриваются  как проявление агрессии: посягательства на благополучие и жизнь человека, например. В то же время агрессивное поведение нередко выражается в грубых, оскорбительных, насмешливых или язвительных словах. Такого рода агрессивные слова порой воспринимаются даже более болезненно, чем агрессивные действия. Агрессивные действия выступают в качестве:

1) средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);

2) как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

3) как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Анализ психологических  концепций  позволяет нам сделать  следующие выводы:

    1. Теоретический анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию, как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д.).
    2. Агрессия бывает враждебная (причинение вреда и страданий жертве) и инструментальная (средство достижения какой-либо цели).
    3. Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.

 

 

 

 

    1. Подростковый период онтогенеза и проявление агрессивности

 

          Растущие тенденции агрессивного  поведения в подростковой среде  отражают одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность. Особенно преступность подростков. Наше общество тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового  возраста. Эта проблема является предметом  большого числа психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Ей в частности, посвящены специальные монографии (Реан А.А.,1997; Семенюк Л.М.1996; Бандура А., 1950; Вальтер Р., 1959; Берковиц 3., 1962; Лоренц К., 1967; Рихард С., Браун, 1948) и значительное число экспериментальных работ. При всем этом Г. Кауфман имел достаточно оснований утверждать, что в данной проблеме «мы стоим еще на совсем неведомой почве» [цит. по 33, с.21].

Подростковый возраст  является одним их самых сложных  периодов в онтогенезе человека. В  этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Информация о работе Проблема агрессивности подростков