Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 01:37, дипломная работа
Цель: выявить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и типом личности подростков.
Задачи:
Провести теоретический обзор по исследуемой проблеме.
Выявить формы проявления агрессивного поведения подростков.
Установить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и склонностью к риску подростков.
Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков.
Введение …………………………………………………………………..….стр.3
ГлаваI. Теоретический обзор психологических концепций агрессивного
поведения и склонности к риску подростков
1.1. Агрессия и агрессивность: определение понятий, структура..……….стр.5
1.2. Подростковый период онтогенеза и проявление агрессивности……стр.24
1.3. Общее представление о типах личности: темперамент……………. стр.35
ГлаваII. Эмпирическое изучение взаимосвязи между формами агрессивного поведения и склнностью к риску детей подросткового возраста
2.1. Описание программы и методов эмпирического исследования ……стр.40
2.2. Результаты эмпирического исследования, их анализ
и интерпретация………………………………………………….стр.46
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции
агрессивного поведения подростков…………………………………стр.54
Заключение …………………………………………………………………..стр.61
Библиография…………………………………………………………………стр.64
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………..….
ГлаваI. Теоретический обзор психологических концепций агрессивного
поведения и склонности к
1.1. Агрессия и агрессивность: определение понятий, структура..……….стр.5
1.2. Подростковый период
онтогенеза и проявление
1.3. Общее представление о типах личности: темперамент……………. стр.35
ГлаваII. Эмпирическое изучение взаимосвязи между формами агрессивного поведения и склнностью к риску детей подросткового возраста
2.1. Описание программы и методов эмпирического исследования ……стр.40
2.2. Результаты эмпирического исследования, их анализ
и
интерпретация……………………………………………
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции
агрессивного
поведения подростков…………………………
Заключение ………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложение
Актуальность:
проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и научно-практический интерес исследователей.
Психологические исследования этой проблемы в отечественной психологии, по существу только начинаются, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения нашли отражение в ряде работ (Кон И.С., Реан А.А., Фельдштейн Д.И., Андреев Г.М., Знаков В.В., Румянцев). Несмотря на накопленный научно-методический материал, остается малоизученной проблема взаимосвязи между типом личности и формами агрессивного поведения.
Объект: агрессивное поведение и тип личности подростков.
Предмет: взаимосвязь между формами агрессивного поведения и типом личности.
Цель: выявить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и типом личности подростков.
Задачи:
Гипотеза: существует взаимосвязь между формами агрессивного поведения и склонностью к риску в подростковом возрасте.
Методы: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, опросник Басса-Дарки, «Личностный опросник» Г.Ю.Айзенка, количественный и качественный анализ полученных результатов, методы математической статистики.
Методологической основа: концептуальные воззрения о сущности агрессии и агрессивного поведения, представленные в работах А.Басса, А.Бандуры, теории психологического содержания подросткового периода онтогенеза Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейна.
Практическая значимость: установить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и типом личности, разработать психолого-педагогические рекомендации для педагогов, психологов, социальных работников образовательных учреждений по коррекции агрессивного поведения подростков.
Базой исследования является МОУ СОШ № 4 г. Салехарда, класс 9 «Б».
Глава I. Теоретический обзор психологических концепций агрессивного поведения и типа личности
1.1 Агрессия и агрессивность: определение понятий, структура
Обзор психологической
литературы по проблеме
К настоящему времени
Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер, например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф.Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам [7, с 61].
Во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» [цит. по 7, с. 87].
Агрессия - это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям и вызывающее у них отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д. [16].
Представим
краткую классификацию
1. Болезненные проявления агрессии (неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения).
2. Физические, словесные
и другие виды агрессии, связанные
с усвоением норм и правил,
неприемлемых для всего
3. Различные
виды агрессии, связанные с недостаточной
усвоенностью норм и правил
поведения в обществе или с
недостаточной
4. Все виды
действий, которые одними наблюдателями
интерпретируются как
Таким образом, агрессия объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств.
Агрессия (и агрессоры) всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение антигуманизма, наличия культа грубой силы. В то же время, имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергично-наступательных и дают им положительную оценку. В. Клайн, справедливо отмечая негативные аспекты проявления агрессии, считает, что в агрессивности есть и "определенные здоровые черты" [цит. по 17, с. 78], которые могут оказаться полезными для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям.
Анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). По прямому смыслу слова - это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.
Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.
В то же время многие авторы
разводят понятия агрессии как специфической
формы поведения и
Другие авторы подразумевают под агрессивностью ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. И в этом смысле, каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. С другой стороны, агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность и т.д. К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Согласно А.Басс
[42, с. 72], враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.
Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодически повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Таким образом, агрессивные действия всегда вредоносны, но степень этой вредоносности зависит как от агрессора, так и от оказываемого ему сопротивления.
Обычно указывается, что агрессивные действия весьма разнообразны по форме и по причиняемому вреду. Так, многие преступления рассматриваются как проявление агрессии: посягательства на благополучие и жизнь человека, например. В то же время агрессивное поведение нередко выражается в грубых, оскорбительных, насмешливых или язвительных словах. Такого рода агрессивные слова порой воспринимаются даже более болезненно, чем агрессивные действия. Агрессивные действия выступают в качестве:
1) средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);
2) как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
3) как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Анализ психологических концепций позволяет нам сделать следующие выводы:
Растущие тенденции
В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Эта проблема является предметом большого числа психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Ей в частности, посвящены специальные монографии (Реан А.А.,1997; Семенюк Л.М.1996; Бандура А., 1950; Вальтер Р., 1959; Берковиц 3., 1962; Лоренц К., 1967; Рихард С., Браун, 1948) и значительное число экспериментальных работ. При всем этом Г. Кауфман имел достаточно оснований утверждать, что в данной проблеме «мы стоим еще на совсем неведомой почве» [цит. по 33, с.21].
Подростковый возраст является одним их самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.