Проблема агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 01:37, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и типом личности подростков.
Задачи:
Провести теоретический обзор по исследуемой проблеме.
Выявить формы проявления агрессивного поведения подростков.
Установить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и склонностью к риску подростков.
Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..….стр.3
ГлаваI. Теоретический обзор психологических концепций агрессивного
поведения и склонности к риску подростков
1.1. Агрессия и агрессивность: определение понятий, структура..……….стр.5
1.2. Подростковый период онтогенеза и проявление агрессивности……стр.24
1.3. Общее представление о типах личности: темперамент……………. стр.35
ГлаваII. Эмпирическое изучение взаимосвязи между формами агрессивного поведения и склнностью к риску детей подросткового возраста
2.1. Описание программы и методов эмпирического исследования ……стр.40
2.2. Результаты эмпирического исследования, их анализ
и интерпретация………………………………………………….стр.46
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции
агрессивного поведения подростков…………………………………стр.54
Заключение …………………………………………………………………..стр.61
Библиография…………………………………………………………………стр.64

Файлы: 1 файл

агрессия и агрессивность.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

          Исходя из того, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции как взрослый, среди взрослых, необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. В качестве такой деятельности сензитивной подростковому возрасту, можно выделить социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для современного подростка в том [38], что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, что создает оптимальные условия для реализации его потребностей.

 

    Проведенное  эмпирическое исследование позволяет  нам обобщить результаты и сделать следующие выводы:

    1. Мы выявили, что у 10-11 летних подростков преобладает физическая агрессия, у 12-13 летних – негативизм, а у 14-15 летних на первое место выходит агрессия вербальная.
    2. У мальчиков физическая агрессия в раннем подростковом возрасте преобладает, а к 14-15 годам уменьшается. Тогда, как у девочек физическая агрессия к старшему подростковому возрасту заметно растёт. Аналогичные результаты получены по диагностике вербальной агрессии. Косвенная агрессия у мальчиков резко уменьшается, а у девочек возрастает, негативизм же, у тех и других возрастает понемногу, а у девочек в 14-15 лет даже немного снижается.
    3. Сравнительный анализ проявлений агрессивности подростков из разных социальных групп населения (рабочих промышленных предприятий и строительства, подсобных работников детских дошкольных и школьных учреждений, служащих, руководящих работников, учителей, врачей, инженеров, торговых работников) показал:

а) Физическая агрессивность наиболее выражена у подростков из семей рабочих специальностей, тогда как дети из среды интеллигенции, служащих, торговых работников отличаются невысоким уровнем такой формы агрессивности. Вместе с тем у большинства подростков из семей интеллигенции наблюдается повышенный негативизм, тогда как дети рабочих негативизма почти не проявляют.

б)  Косвенной агрессивностью особенно отличаются подростки из семей руководящих служащих и подсобных работников детских садов, школ.

в) Вербальная форма агрессивности типична для детей служащих «среднего звена».

г) Менее всего  проявляется агрессивность у детей из среды торговых работников.

    1. Склонность к риску наблюдается у подростков 10-11 лет. С возрастом уменьшается общий фон склонности к риску и в старшем подростковом возрасте немного превышает норму.
    2. В ходе проведения корреляционного исследования не выявлено  взаимосвязи между формами агрессивного поведения и склонностью к риску детей подросткового возраста.

 

 

 

 

Заключение

 

В данной дипломной работе была изучена проблема взаимосвязи  между формами агрессивного поведения  и склонности к риску подростков.              Работа имеет практическую значимость, т.к. изучение  проявления разных  форм агрессивности у девочек и мальчиков на отдельных стадиях подросткового возраста и из разных социальных слоев населения  дает необходимую ориентацию в характере эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности ребенка младшего, среднего и старшего подросткового возраста, развивающегося под воздействием различной микросреды, позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

 Работа состоит  из двух глав. В теоретической  части дипломной работы предпринята  попытка анализа проблем агрессивности  как определенного личностного  отношения и особенностей его  проявления. Анализ научной литературы  показал наличие принципиально  разных теоретических подходов, что серьезно препятствует пониманию реальных психологических причин агрессивности растущих людей и выработке действенных средств ее предотвращения и нивелирования.

Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивных проявлений в личностных характеристиках и поведения детей не столько органическими, сколько социально-психологическими причинами.

Данное обстоятельство четко раскрывается у детей подросткового  возраста, когда особенно  проявляются  особенности личностного становления, в том числе отношений детей, их зависимость не от генетической предрасположенности, а от качественного изменения социальной позиции.

Стремление подростка  к самостоятельности, к признанию  его новой социальной роли, встречая противодействие взрослых, ведет к появлению «зоны отчуждения», психологического барьера, преодолевая который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения. Разумеется, на развитие агрессивности подростка влияют и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характерна, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. В состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в агрессивных  формах  поведения.  Агрессия  вызывается  также  и необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах.

В практической части  было проведено эмпирико-статистическое исследование в соответствии поставленных задач. Изучение  физической, косвенной, вербальной форм агрессивности детей 10-15 лет показало, во-первых, четко выраженную динамику развития всех этих форм. При этом физическая агрессивность постепенно уменьшается, уступая место агрессивности вербальной.

Во-вторых, проявления агрессивности  и негативизма существенно отличаются у мальчиков и девочек подросткового  возраста, что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами маскулинности и феминности.

Характерно, что хотя физическая агрессивность значительно   в большей мере выражена у мальчиков, но у них с возрастом происходит некоторое ее снижение, в то время  как у девочек, напротив, наблюдается  рост данной формы агрессивности. Такая же тенденция роста присуща и вербальной агрессивности девочек, при ее снижении у мальчиков, что типично и для косвенной агрессивности. То есть за внешней грубостью мальчиков и скрытностью девочек кроется сложная картина половозрастных различий их развития, отраженная, в том числе и в характере агрессивности подростков, ее проявлениях.

Материалы  проведенного  исследования  свидетельствуют о  выраженном влиянии социального  окружения, прежде всего семьи на особенности и уровень агрессивности подростков.

          Склонность к риску у младшего  подросткового возраста достаточно  высока, но взросление заметно  понижает её уровень. Логично  было предположить, что склонность  к риску должна коррелировать  с общими динамическими процессами, происходящими в сфере проявлений различных форм агрессивности. Но согласно общей схеме корреляционных связей не выявлено достоверной значимой взаимосвязи между этими явлениями.

            Исследование динамики и форм проявления агрессивности 10 - 15-летних детей  дало возможность наметить типологию воспитательной работы с ними, основанную на целенаправленном вовлечении детей в специально задаваемую систему просоциальной деятельности. В том случае, когда эта деятельность выступает как самостоятельно организуемая самими детьми, она обеспечивает формирование адекватной  мотивационно-потребностной сферы, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям подростка, его потребностям в утверждении себя во взрослом мире, с другой - представляет практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности, что обеспечивает нивелирование агрессивности, возникающей в основном как форма протеста против  непонимания  взрослых,  из-за  неудовлетворенности  своим положением в обществе. Включение таких подростков в социально значимую, общественно оцениваемую  деятельность  побуждает  их  критически  оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления, нивелируя проявления агрессивности.

                                                 
Библиография
  1. Алемаскин М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних //
  2. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. - Тюмень 1985, - 334с.
  3. Алфёров А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000, - 462с.
  4. Анастази А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982, - 340с.
  5. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М.: Просвещение, 2001, - 524с.
  6. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Москва-Воронеж, 1995, - 354с.
  8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Изд. «Питер», 1998, - 352с.
  9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Просвещение, 1991, -402с.
  10. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2001, -208с.
  11. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1979, -608с.
  12. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1982. - №2.
  13. Знаков В. В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии. - 1990-№1.
  14. Зинченко С.Н. Трудные дети. Киев.: Радянська школа, 1988, - 254с.
  15. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно полезной деятельности и общения подростков / / Вопросы психологии. - 1983. №9.
  16. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989, -498с.
  17. Краткий психологический словарь по философии /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов на Д: изд-во «Феникс», 1998, -588с.
  18. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон И. Нравственность, агрессия, справедливость // Элементы психологии. М., 1992, -426с.
  19. Левитов П. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. -1972.-№6.
  20. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т. - М.: Педагогика, 1983.
  21. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982, - 512с.
  22. Личко А.Е. Эти трудные подростки: записки и психиатра. Л.: Лениздат, 1983, - 474с.
  23. Макаренко А.С. Соч.: в 7 т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959 - 1960.
  24. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., Политиздат, 1982, - 74с.
  25. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учеб. Пособие. Под общ. Ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Изд.«Питер», 2000, - 302с.
  26. Прикладная социальная психология. Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркач. - М.: Изд. « Институт практической психологии». Воронеж: Изд. НПО   «МОДЭК», 1998, - 522с.
  27. Прихожан А.М. Развитие эмоциональной стороны самосознания / / Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1987.
  28. Проблемы психологии современного подростка. Сб. науч.тр./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1982, - 318с.
  29. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Составитель Л.Б. Куликов. - СПб.: Изд. «Питер», 2000.
  30. Психологические условия и механизмы воспитания подростков. Сб. науч. тр./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1983, - 346с.
  31. Психотерапия детей и подростков./ Под ред. Ф.Кендалла.- СПб.: Изд. «Питер», 2002, - 528с.
  32. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Изд. Дом «Бахрах»,1998, - 294с.
  33. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель) Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. - Самара: Изд. Дом «Бахрах»,1996, - 648с.
  34. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста - СПб.: Изд. «Питер», 1999, - 270с.
  35. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся.- М.:Высшая школа, 1990, - 480с.
  36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.
  37. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. Учеб. Пособия для учителей и родителей. - М.: Изд. Центр «Академия», 1998, - 396с.
  38. Фельдштейн Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе / / Вопр. Психологии. - 1981.- №6.
  39. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / / Вопр. Психологии. - 1983.  №1.
  40. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М: Педагогика, 1989,- 478с.
  41. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа.- М., 1991, -384с.
  42. Фрейд 3. Психология.  Я, и защитные механизмы. - М., 1993,- 422с.
  43. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. - 447 с.
  44. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи.- СПб., изд-во «Питре», 1999, -656 с.
  45. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: 1996, - 388с.

 

 


Информация о работе Проблема агрессивности подростков