Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 01:37, дипломная работа
Цель: выявить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и типом личности подростков.
Задачи:
Провести теоретический обзор по исследуемой проблеме.
Выявить формы проявления агрессивного поведения подростков.
Установить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и склонностью к риску подростков.
Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков.
Введение …………………………………………………………………..….стр.3
ГлаваI. Теоретический обзор психологических концепций агрессивного
поведения и склонности к риску подростков
1.1. Агрессия и агрессивность: определение понятий, структура..……….стр.5
1.2. Подростковый период онтогенеза и проявление агрессивности……стр.24
1.3. Общее представление о типах личности: темперамент……………. стр.35
ГлаваII. Эмпирическое изучение взаимосвязи между формами агрессивного поведения и склнностью к риску детей подросткового возраста
2.1. Описание программы и методов эмпирического исследования ……стр.40
2.2. Результаты эмпирического исследования, их анализ
и интерпретация………………………………………………….стр.46
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции
агрессивного поведения подростков…………………………………стр.54
Заключение …………………………………………………………………..стр.61
Библиография…………………………………………………………………стр.64
Исходя из того, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции как взрослый, среди взрослых, необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. В качестве такой деятельности сензитивной подростковому возрасту, можно выделить социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для современного подростка в том [38], что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, что создает оптимальные условия для реализации его потребностей.
Проведенное
эмпирическое исследование
а) Физическая агрессивность наиболее выражена у подростков из семей рабочих специальностей, тогда как дети из среды интеллигенции, служащих, торговых работников отличаются невысоким уровнем такой формы агрессивности. Вместе с тем у большинства подростков из семей интеллигенции наблюдается повышенный негативизм, тогда как дети рабочих негативизма почти не проявляют.
б) Косвенной агрессивностью особенно отличаются подростки из семей руководящих служащих и подсобных работников детских садов, школ.
в) Вербальная форма агрессивности типична для детей служащих «среднего звена».
г) Менее всего проявляется агрессивность у детей из среды торговых работников.
Заключение
В данной дипломной работе была изучена проблема взаимосвязи между формами агрессивного поведения и склонности к риску подростков. Работа имеет практическую значимость, т.к. изучение проявления разных форм агрессивности у девочек и мальчиков на отдельных стадиях подросткового возраста и из разных социальных слоев населения дает необходимую ориентацию в характере эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности ребенка младшего, среднего и старшего подросткового возраста, развивающегося под воздействием различной микросреды, позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.
Работа состоит
из двух глав. В теоретической
части дипломной работы
Наиболее продуктивным представляется подход, исходящий из обусловленности агрессивных проявлений в личностных характеристиках и поведения детей не столько органическими, сколько социально-психологическими причинами.
Данное обстоятельство четко раскрывается у детей подросткового возраста, когда особенно проявляются особенности личностного становления, в том числе отношений детей, их зависимость не от генетической предрасположенности, а от качественного изменения социальной позиции.
Стремление подростка к самостоятельности, к признанию его новой социальной роли, встречая противодействие взрослых, ведет к появлению «зоны отчуждения», психологического барьера, преодолевая который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения. Разумеется, на развитие агрессивности подростка влияют и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характерна, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. В состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в агрессивных формах поведения. Агрессия вызывается также и необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах.
В практической части
было проведено эмпирико-статистичес
Во-вторых, проявления агрессивности
и негативизма существенно
Характерно, что хотя физическая агрессивность значительно в большей мере выражена у мальчиков, но у них с возрастом происходит некоторое ее снижение, в то время как у девочек, напротив, наблюдается рост данной формы агрессивности. Такая же тенденция роста присуща и вербальной агрессивности девочек, при ее снижении у мальчиков, что типично и для косвенной агрессивности. То есть за внешней грубостью мальчиков и скрытностью девочек кроется сложная картина половозрастных различий их развития, отраженная, в том числе и в характере агрессивности подростков, ее проявлениях.
Материалы проведенного
исследования свидетельствуют о
выраженном влиянии социального
окружения, прежде всего семьи на
особенности и уровень агрессив
Склонность к риску у младшего
подросткового возраста
Исследование динамики и форм проявления агрессивности 10 - 15-летних детей дало возможность наметить типологию воспитательной работы с ними, основанную на целенаправленном вовлечении детей в специально задаваемую систему просоциальной деятельности. В том случае, когда эта деятельность выступает как самостоятельно организуемая самими детьми, она обеспечивает формирование адекватной мотивационно-потребностной сферы, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям подростка, его потребностям в утверждении себя во взрослом мире, с другой - представляет практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности, что обеспечивает нивелирование агрессивности, возникающей в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе. Включение таких подростков в социально значимую, общественно оцениваемую деятельность побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления, нивелируя проявления агрессивности.