Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 01:37, дипломная работа
Цель: выявить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и типом личности подростков.
Задачи:
Провести теоретический обзор по исследуемой проблеме.
Выявить формы проявления агрессивного поведения подростков.
Установить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и склонностью к риску подростков.
Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков.
Введение …………………………………………………………………..….стр.3
ГлаваI. Теоретический обзор психологических концепций агрессивного
поведения и склонности к риску подростков
1.1. Агрессия и агрессивность: определение понятий, структура..……….стр.5
1.2. Подростковый период онтогенеза и проявление агрессивности……стр.24
1.3. Общее представление о типах личности: темперамент……………. стр.35
ГлаваII. Эмпирическое изучение взаимосвязи между формами агрессивного поведения и склнностью к риску детей подросткового возраста
2.1. Описание программы и методов эмпирического исследования ……стр.40
2.2. Результаты эмпирического исследования, их анализ
и интерпретация………………………………………………….стр.46
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции
агрессивного поведения подростков…………………………………стр.54
Заключение …………………………………………………………………..стр.61
Библиография…………………………………………………………………стр.64
Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [36, с.142].
Поэтому, раскрытие причин
и характера агрессивности
Неслучайно попытки
Исследователь И.А. Невский различает трудных подростков: а) с педагогической запущенностью; б) с социальной запущенностью (нравственно испорченных); в) с крайней социальной запущенностью [35, с.43].
Развивая эту классификацию, С.Я. Беличева в первую группу сводит глубоко педагогически запущенных подростков. Их суждения примитивны, поверхностны, процессы внимания, запоминания ослаблены. Этих детей отличает бравада антисоцальными поступками. Вторая группа характеризуется аффективными нарушениями - подростки раздражительны, гневливы, в аффекте злобны. У многих появляются истероидные формы поведения. К третьей группе относятся дети развязные, неуживчивые, конфликтные. Их мышление инертно, ассоциации бедны, они трудно сходятся со сверстниками [11].
Таким образом, агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иногда выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более, что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах. В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.
Анализ психологических концепций позволяет нам сделать следующие выводы:
1.3. Общее представление о типах личности: темперамент
В психологических
словарях [25, 49] понятия «тип» и
«тип личности» отсутствуют,
Существует множество различных типологических описаний, охватывающих вместе и в отдельности все основные сферы личности: темперамент, способности и направленность.
Большая Советская Энциклопедия даёт следующее толкование слову ТИП (от греческого слова typos — отпечаток, форма, образец).
Далее Большая Советская Энциклопедия указывает: построенная из теоретических соображений типология обладает важным преимуществом, благодаря которому позволяет включить не только всё изученные, но и выявить некоторые «незанятые» участки, где позднее будут помещены вновь открытые формы [27, с.101].
Психические
особенности человеческой
Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности [28, с.53].
Еще в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны [30, с.68].
Темперамент - это индивидуальные
особенности человека, определяющие
динамику его психической
В настоящее время выделяют
два основных показателя
Активность
выражается в различной
Второй показатель динамичности - эмоциональность - выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости к эмоциональным воздействиям) [44].
Различают четыре основных вида темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкнутый), склонный к глубоким переживаниям) [28].
Древнегреческий врач Гиппократ (V - IV вв. до нашей эры) считал, что темпераменты объясняются различными соотношениями основных видов жидкости в организме и тем, какая из них преобладает: кровь (по-латински “сангвис”), слизь (по-гречески “флегма”), красно-жёлтая желчь (по-гречески “холе”) или чёрная желчь (по-гречески “мелайн холе”). Теперь ясно, откуда взялись названия темпераментов и сам термин “темперамент” [25].
Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями) [39].
Подлинно научное объяснение темпераментов даёт учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности [41].
И.П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: 1) силу процессов возбуждения и торможения; 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения; 3) подвижность процессов возбуждения и торможения [41].
Сила
нервных процессов
Уравновешенность
нервных процессов есть
Подвижность
нервных процессов - это способность
их быстро сменять друг друга,
скорость движения нервных
Комбинации
указанных свойств нервных
И.П. Павлов
соотнёс выделенные им типы
нервных систем с психологическ
В итоге
соотношение типов нервной
Глава 2. Эмпирическое изучение социально-психологических особенностей агрессивного поведения
2.1. Обоснование и описание и методов
эмпирического исследования
Напомним, что цель проводимого исследования - выявить взаимосвязь между типом личности и агрессивным поведением детей подросткового возраста.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи эмпирического исследования:
Нами была выдвинута гипотеза о существовании взаимосвязи между формами агрессивного поведения и склонностью к риску в подростковом возрасте.
В исследовании приняли участие 23 подростка в возрасте от 14-15 лет, из них 10 мальчиков и 13 девочек учащихся 9-го «Б» класса МОУ СОШ № 4 г. Салехарда.
С учетом специфики поставленных в курсовой работе задач по исследованию взаимосвязи агрессивности и типа личности было необходимо определить наиболее надежные способы изучения этой проблемы. В связи с этим для сбора и анализа эмпирического материала важно было применять разные методики, комплексное использование которых и обеспечивало бы надежность, достоверность получаемых данных. Поэтому выбор конкретных методик для проведения комплексного психологического изучения личности подростка производился нами с расчетом на получение с помощью этих средств личностно-психологических характеристик, позволяющих проверить выдвинутую гипотезу.
При выборе методик учитывалось: положительная оценка применения и надежность методики по данным ряда отечественных и зарубежных исследователей; доступность методики для изучаемого контингента детей; пригодность данной методики для групповых обследований; возможность математической обработки полученных результатов и пр.
Принципиально важным методом исследования агрессивности подростков является тестирование. Оно выгодно отличается тем, что при строгом его использовании позволяет получить надежную информацию не только о внутренних побуждениях детей, но и результатах их деятельности, поведения.
Вместе с тем при изучении агрессии опросники не нашли широкого применения. На это справедливо указывал еще А. Басс. Он объяснял это тем, что ответы на вопросы частично детерминированы желанием респондентов показать себя в благоприятном свете. Эта тенденция, называемая «социальной желательностью», обычно проявляется при применении опросников, созданных для исследования поведения, которое считается социально неприемлемым. Существенным моментом является как сам факт мотивированного искажения ответа, так и быстрое изменение ответов в различных ситуациях, т.е. то, что называется мотивационной лабильностью, и является субъективным изменением смысла ответов. Наиболее удачным, поэтому представляется опросник Басса-Дарки, который был применен в нашей работы.