Проблема агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 01:37, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и типом личности подростков.
Задачи:
Провести теоретический обзор по исследуемой проблеме.
Выявить формы проявления агрессивного поведения подростков.
Установить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и склонностью к риску подростков.
Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..….стр.3
ГлаваI. Теоретический обзор психологических концепций агрессивного
поведения и склонности к риску подростков
1.1. Агрессия и агрессивность: определение понятий, структура..……….стр.5
1.2. Подростковый период онтогенеза и проявление агрессивности……стр.24
1.3. Общее представление о типах личности: темперамент……………. стр.35
ГлаваII. Эмпирическое изучение взаимосвязи между формами агрессивного поведения и склнностью к риску детей подросткового возраста
2.1. Описание программы и методов эмпирического исследования ……стр.40
2.2. Результаты эмпирического исследования, их анализ
и интерпретация………………………………………………….стр.46
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции
агрессивного поведения подростков…………………………………стр.54
Заключение …………………………………………………………………..стр.61
Библиография…………………………………………………………………стр.64

Файлы: 1 файл

агрессия и агрессивность.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем среди  агрессивных подростков встречаются  и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает   средством   поднятия   престижа,   демонстрация   своей самостоятельности, взрослости [36, с.142].

Поэтому, раскрытие причин и характера агрессивности подростков требует проведения определенной классификации, условий типологии.

Неслучайно попытки осуществления  такой типологии многократно  предпринимались в отечественной  и зарубежной психологии. При этом одни исследователи     полагают     необходимым     базироваться     на психофизиологических    различиях детей, другие берут за основу особенности их психосоциального развития. Так, например, выделяются группы подростков, где к первой относятся дети с психопатическими чертами характера; ко второй - с задержками умственного развития и, наконец, к третьей - подростки, не имеющие патологических отклонений. Но есть и неправильно воспитанные, безнадзорные, что породило упрямство, вседозволенность, а в результате агрессивность и другие формы отклонений [21, с.8].

Исследователь И.А. Невский различает трудных подростков: а) с педагогической  запущенностью;  б)  с  социальной  запущенностью (нравственно испорченных); в) с крайней социальной запущенностью [35, с.43].

Развивая эту классификацию, С.Я. Беличева в первую группу сводит глубоко  педагогически запущенных подростков. Их суждения примитивны, поверхностны, процессы внимания, запоминания ослаблены. Этих детей отличает   бравада   антисоцальными   поступками.   Вторая   группа характеризуется аффективными нарушениями - подростки раздражительны, гневливы, в аффекте злобны. У многих появляются истероидные формы поведения. К третьей группе относятся дети развязные, неуживчивые, конфликтные. Их мышление инертно, ассоциации бедны, они трудно сходятся со сверстниками [11].

       Таким  образом, агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем  на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иногда выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более, что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах. В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

 Анализ психологических концепций  позволяет нам сделать следующие выводы:

 

        1. Для возникновения агрессии недостаточно того,  чтобы  субъект  был  фрустрирован  и  испытывал  чувство неудовлетворенности. Субъект должен еще иметь перед собой некий агрессивный пример для обучения и подражания. Возникновение и развитие агрессивности, зависит в первую очередь от общественных условий, к которым относится как общественное устройство, так и ближайшая общественная среда, малая группа.
        2. Агрессивные проявления или же постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливают его тревожность, формируют заниженную или компенсированную самооценку.
        3. Агрессивный подросток  качества агрессивности  приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

 

 

 

 

 

 

1.3. Общее представление  о типах личности: темперамент

 

      В психологических  словарях [25, 49] понятия «тип» и  «тип личности» отсутствуют, однако  типологический подход   по-прежнему  является одним из важных направлений  исследования личности.

Существует множество различных типологических описаний, охватывающих вместе и в отдельности все основные сферы личности: темперамент, способности и направленность.

Большая Советская Энциклопедия даёт следующее толкование слову ТИП (от греческого слова typos — отпечаток, форма, образец).

  1. Форма, вид чего-либо, обладающие существенными признаками.
  2. Образец, модель для чего-либо.
  3. Единицы расчленения изучаемой реальности в типологии.
  4. Таксономическая категория или единицы классификации в науках, изучающих отдельные компоненты природной среды — ландшафта, рельефа, климата, почв, растительности и др.
  5. Человек, наделённый какими-либо характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей, в частности сословия, класса, нации, эпохи.
  6. В литературе и искусстве — типичный характер, образ человека, наиболее «вероятного», «идеального» для определённого «нрава», страсти, социального сословия или общества во всей совокупности его социальных, исторических, национальных особенностей.

Далее Большая Советская  Энциклопедия указывает: построенная из теоретических соображений типология обладает важным преимуществом, благодаря которому позволяет включить не только всё изученные, но и выявить некоторые «незанятые» участки, где позднее будут помещены вновь открытые формы [27, с.101].

       Психические  особенности человеческой личности  характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной  деятельности человека. Одним из  психических свойств  личности  является ТЕМПЕРАМЕНТ человека.

       Темперамент  - совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности  [28, с.53].

       Еще в глубокой  древности учёные, наблюдая внешние  особенности поведения людей,  обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны [30, с.68].

        Темперамент - это индивидуальные  особенности человека, определяющие  динамику его психической деятельности  и поведения [31, с.55].

        В настоящее время выделяют  два основных показателя динамики  психических процессов и поведения: активность и эмоциональность [33].

       Активность  выражается в различной степени  стремления активно действовать,  проявлять себя в разнообразной  деятельности. Проявление активности  у различных людей различно. Можно  отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической  деятельности, движениях и речи, а с другой - пассивность, инертность, медлительность,  вялость психической деятельности, движения и речи [31].

        Второй показатель динамичности - эмоциональность - выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости к эмоциональным воздействиям) [44].

Различают четыре основных вида темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический  (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкнутый), склонный к глубоким переживаниям) [28].

       Древнегреческий  врач Гиппократ (V - IV вв. до нашей эры) считал, что темпераменты объясняются различными соотношениями основных видов жидкости в организме и тем, какая из них  преобладает: кровь (по-латински “сангвис”), слизь (по-гречески “флегма”), красно-жёлтая желчь (по-гречески “холе”) или чёрная желчь (по-гречески “мелайн холе”). Теперь ясно, откуда взялись названия темпераментов и сам термин “темперамент” [25].

Темперамент характеризует  динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является  показателем  большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами  характера или со способностями) [39].

       Подлинно научное объяснение темпераментов даёт учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности [41].

И.П. Павлов открыл три  свойства процессов возбуждения  и торможения: 1) силу процессов возбуждения и торможения;  2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения; 3) подвижность процессов возбуждения и торможения [41].

      Сила  нервных процессов характеризует  работоспособность, выносливость  нервной системы и означает  способность её переносить либо  продолжительное, либо кратковременное,  но очень сильное возбуждение  или торможение. Противоположное  свойство - слабость нервных процессов - характеризует неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение [32].

      Уравновешенность  нервных процессов есть соотношение  возбуждения и торможения. У некоторых  людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других равновесие не наблюдается: преобладает процесс торможения или возбуждения [35].

      Подвижность  нервных процессов - это способность  их быстро сменять друг друга,  скорость движения нервных процессов  (иррадиации и концентрации), быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей [37].

     Комбинации  указанных свойств нервных процессов  были положены в основу определениям  типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа нервной высшей деятельности [43].

  

 

 

 

     И.П. Павлов  соотнёс выделенные им типы  нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека [41].

    В итоге  соотношение типов нервной системы   и темпераментов выглядит следующим  образом : 1) сильный, уравновешенный, подвижный тип (“живой”, по И.П. Павлову - сангвинический темперамент; 2) сильный, уравновешенный, инертный тип (“спокойный”, по И.П. Павлову - флегматический темперамент; 3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения (“безудержный” тип, по И.П. Павлову - холерический темперамент); 4) слабый тип (“слабый”, по И.П. Павлову - меланхолический темперамент) [41].

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение социально-психологических  особенностей агрессивного поведения

 

2.1. Обоснование и описание  и  методов

эмпирического исследования

 

      Напомним, что цель проводимого исследования - выявить взаимосвязь  между типом личности и агрессивным поведением детей подросткового возраста. 

В соответствии с поставленной целью  были определены  следующие  задачи эмпирического исследования:

  1. Составить программу эмпирического исследования. Выбрать и обосновать используемые методики.
  2. Выявить формы  проявления агрессивного поведения и изучить особенности агрессивного поведения подростков. 
  3. Выявить  тип личности в период подросткового онтогенеза.
  4. Установить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и типом личности.
  5. Проанализировать и обобщить полученные результаты.

Нами была выдвинута гипотеза о существовании взаимосвязи между формами агрессивного поведения и склонностью к риску в подростковом возрасте.

  В исследовании  приняли участие 23 подростка в  возрасте от 14-15 лет, из них  10 мальчиков и 13 девочек учащихся 9-го «Б» класса МОУ СОШ №  4 г. Салехарда.

С учетом специфики поставленных в курсовой работе задач по исследованию взаимосвязи агрессивности и типа личности было необходимо определить наиболее надежные способы изучения этой проблемы.  В связи с этим для сбора и анализа эмпирического материала важно было применять разные методики, комплексное использование которых и обеспечивало бы надежность, достоверность получаемых данных. Поэтому выбор конкретных методик для проведения комплексного психологического изучения личности подростка производился нами с расчетом на получение с помощью  этих  средств  личностно-психологических  характеристик, позволяющих проверить выдвинутую гипотезу.

При выборе методик учитывалось: положительная оценка применения и  надежность методики по данным ряда отечественных  и зарубежных исследователей; доступность методики для изучаемого контингента детей; пригодность данной методики для групповых обследований; возможность математической обработки полученных результатов и пр.

Принципиально важным методом исследования агрессивности подростков является тестирование. Оно выгодно отличается тем, что при строгом его использовании позволяет получить надежную информацию не только о внутренних побуждениях детей, но и результатах их деятельности, поведения.

Вместе с тем при  изучении агрессии опросники не нашли  широкого применения. На это справедливо указывал еще А. Басс. Он объяснял это тем, что ответы на вопросы частично детерминированы желанием респондентов показать себя в благоприятном свете. Эта тенденция, называемая «социальной желательностью», обычно проявляется при применении опросников, созданных для исследования поведения, которое считается социально неприемлемым. Существенным моментом является как сам факт мотивированного искажения ответа, так и быстрое изменение ответов в различных ситуациях, т.е. то, что называется мотивационной лабильностью, и является субъективным изменением смысла ответов.  Наиболее удачным, поэтому представляется опросник Басса-Дарки, который был применен в нашей работы.

Информация о работе Проблема агрессивности подростков