Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 01:37, дипломная работа
Цель: выявить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и типом личности подростков.
Задачи:
Провести теоретический обзор по исследуемой проблеме.
Выявить формы проявления агрессивного поведения подростков.
Установить взаимосвязь между формами агрессивного поведения и склонностью к риску подростков.
Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков.
Введение …………………………………………………………………..….стр.3
ГлаваI. Теоретический обзор психологических концепций агрессивного
поведения и склонности к риску подростков
1.1. Агрессия и агрессивность: определение понятий, структура..……….стр.5
1.2. Подростковый период онтогенеза и проявление агрессивности……стр.24
1.3. Общее представление о типах личности: темперамент……………. стр.35
ГлаваII. Эмпирическое изучение взаимосвязи между формами агрессивного поведения и склнностью к риску детей подросткового возраста
2.1. Описание программы и методов эмпирического исследования ……стр.40
2.2. Результаты эмпирического исследования, их анализ
и интерпретация………………………………………………….стр.46
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции
агрессивного поведения подростков…………………………………стр.54
Заключение …………………………………………………………………..стр.61
Библиография…………………………………………………………………стр.64
Создавая свой опросник, А. Басс и А. Дарки учитывали различные формы агрессивных реакций. А. Басс, отдавая предпочтение бихевиоральному аспекту гипотезы «фрустрация-агрессия», предлагал разграничивать две реакции: реакцию, проявляющуюся «внешне», активно по отношению к конкретным лицам, которую он определяет термином «агрессия», и реакцию, состоящую в том, что личность занимает в общем негативную, недоверчивую позицию по отношению к окружающим, - такая реакция определяется Бассом как «враждебность». При составлении вопросов А. Басс и А. Дарки пользовались следующими принципами:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы были сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения или неодобрения. Это достигается тремя способами:
а) в содержании ответа заключено предположение о том, что неодобрительное, с точки зрения общества, состояние (например, потеря самообладания) уже наступило и речь идет только об указании способа его выражения, что создает акцент на описании поведения и уводит от оценки его причин;
б) вопросы сформулированы так, чтобы оставалась возможность для оправдания, описываемого агрессивного поведения;
в) использование
привычных разговорных
Методика Басса-Дарки позволила определить типичные для испытуемых формы агрессивного поведения.
Опросник позволяет
выявить следующие формы
Кроме того, выделяется восьмой пункт - угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызения совести.
Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакции, а обида и подозрительность - индекс враждебности.
Обработка опросника Басса-Дарки производилась при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определялись суммированием полученных ответов.
Не случайно этот опросник является одним из наиболее часто используемых зарубежными психологами методов изучения агрессии, надежной вербальной методикой ее исследования. Текст опросника представлен (см. Приложение 1).
Одновременно в процессе диагностической работы мы применяли и специальный тест «Личностный опросник» Г. Ю. Айзенка. Американский психолог К.Ю.Айзенк предложил методику определения темперамента конкретного индивидуума, на основе обработки психологического теста.
· - горизонтальная шкала
(от 0 - крайняя левая точка - до 24 - правая
крайняя точка) - шкала эмоциональной восприимчивости
- характеризует уровень общительности
человека
¨ 2 и менее балла - глубокий интроверт - крайне необщительный, замкнутый человек;
¨ 10 и менее, до 2-х, баллов - интроверт, необщительный, замкнутый человек;
¨ 11 - 13 баллов - средний уровень общительности, человека не угнетает ни отсутствие общения, ни его избыток;
¨ 14 и более баллов - экстраверт, общительный человек;
· вертикальная шкала - шкала нейротизма (тревожности), характеризует эмоциональную устойчивости - неустойчивость человеческой психики
¨ норма - 11 - 13 баллов - личность в меру эмоционально устойчива. Раздражители воспринимаются адекватно: надо - тревожится, не надо - не тревожится;
¨ 10 и менее баллов - эмоционально неустойчивая личность, тревожится всегда, даже когда не нужно тревожить;
¨ 14 и более баллов - эмоционально устойчивый человек вплоть, до эмоциональной холодности.
Сочетание показателей
личности человека, по результатам
психологических тестов по
Меланхолик |
Флегматик |
Холерик |
Сангвиник | |
Шкала |
H>12 |
Н<12 |
H>12 |
H<12 |
Э<12 |
Э<12 |
Э>12 |
Э>12 |
Текст опросника представлен ( см. Приложение 2).
Для выявления корреляции между склонностью к риску и формами агрессии, мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена, предназначенный для установления зависимости между двумя изучаемыми явлениями.
2.2. Результаты эмпирического исследования, их анализ и интерпретация
Как было указано выше, нами были рассмотрены такие формы агрессивности, как физическая, косвенная, вербальная и негативизм, имеющие индекс агрессивности. Показательны данные, свидетельствующие о различном проявлении агрессивности подростков (см. диаграмму 1).
Проявление различных форм агрессивности у подростков
14-15 лет
Результаты анализа данных диаграммы 1 свидетельствуют, что у 14-15-летних подростков на первый план выходит вербальная агрессивность (29,6 %). Агрессивность физическая (28,7) и уровень негативизма (28,9%) повышаются не существенно, а уровень косвенной агрессии ещё немного понижается.
Таким образом, вербальная агрессивность подростков 14- 15 лет доминирует среди других форм агрессивности.
Далее попытались выявить различия в формах проявления агрессивного поведения у мальчиков и девочек. Отметим, прежде всего, что каждый ребенок - это неповторимый мир. Признавая данное положение, в педагогической практике, тем не менее, многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем известно, что половые различия не ограничиваются собственно половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков, например. Так, в подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3 - 4, а не 4 - 5 лет.
Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психологических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения.
Наряду с биологическими
Неслучайно, данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. А случаи антиобщественных поступков находятся в отношении 10:1, Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как половым диморфизмом и соответствующими общими особенностями и закономерностями его развития, так и спецификой проявления характерных типов мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов, уровнем развития общества.
Полученные нами материалы подтверждают вышеизложенные
высказывания и показывают значительные
различия в проявлении агрессивности
мальчиками и девочками подросткового
возраста (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2
Проявление различных
форм агрессивного поведения у мальчиков
и девочек подросткового
%
Данные, представленные в диаграмме 2, свидетельствуют о том, что в отличие от мальчиков у подростков-девочек увеличивается агрессивность: физическая агрессивность у девочек составляет -16,6% а у мальчиков – 12,6%; агрессивность косвенная - 9% у девочек, а у мальчиков – 3,8%; агрессивность вербальная - 17,7% у девочек, а у мальчиков – 11,9%. Вместе с тем у девочек несколько затухает негативизм - 10,8%, а у мальчиков уровень негативизма возрастает – 18,1%.
Отсюда проистекает необходимость более детального изучения особенностей именно девичьей агрессивности. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.
Таким образом, агрессивность
девочек превышает
Как было указано выше, были рассмотрены темпераменты у подростков.
Результаты данных опросника Г.Ю. Айзенка представлены в диаграмме 3
Диаграмма 3
Из данной диаграммы видно, что из существующих видов темперамента: меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник.
Анализируя результаты диаграммы можно сказать о том, что старшим подросткам характерно экстравертивное поведение: общительность, импульсивность, и недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах.
Диаграмма 2
Данная диаграмма показывает тип личности у девушек. Из общего числа испытуемых девушек (15) 8 девушек с типом личности экстраверта, что соответствует 61% на диаграмме 2 и обозначен синим цветом. Тип личности интроверт выражен в 39%, т.е. 5 девушек с этим типом. На диаграмме показан лиловым цветом.
Диаграмм 3
Тип личности у юношей
Данная диаграмма
показывает тип личности у
девушек. Из общего числа
Таким образом, экстравертированное
поведение т.е. экстравертный
тип личности наиболее присущ
в старшем подростковом возраст
В довершение к вышеизложенному, представим результаты корреляционного исследования (см. табл. 1).
Таблица 1
Взаимосвязь между формами агрессивного поведения подростков и склонностью к риску у подростков, Rs
Формы агрессивного поведения |
Rs |
физическая |
0,05 |
косвенная |
0,01 |
вербальная |
0,03 |
негативная |
0,1 |
Согласно общей схеме корреляционных связей не выявлено достоверной значимой взаимосвязи между формами агрессивного поведения и склонности к риску. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась.
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков
Hа основании выполненного