Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:31, курсовая работа
Цель работы: изучить проблемы интеллекта в психологии.
Задачи курсовой работы:
Дать характеристику понятию интеллект;
Раскрыть сущность различных теорий интеллекта;
Рассмотреть модели структуры интеллекта;
Проанализировать и интегрировать полученные данные.
Введение 3-4
Глава 1. Представление об интеллекте. 1.1.Понятие интеллекта. 5-7
1.2. Эволюция исследований интеллекта. 8-10
Глава 2. Различные подходы к изучению интеллекта.
2.1. Модели структуры интеллекта. 11-17
2.2. Операциональная теория интеллекта. 18-20
2.3. Гештальт- психологическая теория интеллекта. 21- 22
2.4. Структурно – уровневая теория интеллекта. 23-25
2.5. Теории когнитивного научения. 26-27
Заключение. 28
Литература. 29
Приднестровский государственный университет
Им. Т. Г. Шевченко
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии
Курсовая работа на тему:
«Проблема интеллекта в психологии»
Студентки 3 курса гр. 32 ПП
Панаётовой Н.
Научный руководитель:
Тирасполь 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Представление
об интеллекте.
1.2. Эволюция исследований
интеллекта.
Глава 2. Различные подходы к изучению интеллекта.
2.1. Модели структуры интеллекта.
2.2. Операциональная теория
интеллекта.
2.3. Гештальт- психологическая
теория интеллекта.
2.4. Структурно – уровневая
теория интеллекта.
2.5. Теории когнитивного
научения.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Введение.
Статус проблемы интеллекта является парадоксальным с самых разных точек зрения: парадоксальны и его роль в истории человеческой цивилизации, и отношение к интеллектуально одаренным людям в обыденной социальной жизни, и характер его исследований в области психологической науки.
В общем виде интеллект -
это система психических
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что задача установления уровня интеллекта является одной из самых главных в психологии с момента оформления этой науки. Именно интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление количественных и качественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств. Оценка интеллекта как специфической деятельности человека дала начало методикам подобно тесту Айзенка. Установление его структуры породило огромное количество тестов, исследуемых различные аспекты. Так появились тесты логического, образного, творческого и технического мышления.
Наиболее выдающимися исследователями являются такие ученые как Ч. Спирман, Дж. Гилфорд, Ф. Гальтон, Ж. Пиаже и др.
Своими трудами они
внесли большой вклад не только в
исследования в области интеллекта,
но и раскрыли сущность человеческой
психики в целом. Именно они являлись
основоположниками основных теорий
интеллекта. Можно выделить и их
последователей, не менее значащих
ученых: Л. Терстона, Г. Гарднера, Ф. Вернона,
Г. Айзенка, которые не только развили
ранее предложенные теории, но и
дополнили их материалами и исследованиями.
Цель работы: изучить проблемы интеллекта в психологии.
Задачи курсовой работы:
Дать характеристику понятию интеллект;
Раскрыть сущность различных теорий интеллекта;
Рассмотреть модели структуры интеллекта;
Проанализировать и
Представление об интеллекте.
1.1. Понятие интеллекта.
Понятие «интеллект» (англ. — intelligence)
как объект научного исследования было
введено в психологию английским
антропологом Ф. Галътоном в конце
XIX в. Находясь под влиянием эволюционной
теории Чарльза Дарвина, он считал решающей
причиной возникновения любых
Согласно Гальтону, весь спектр интеллектуальных способностей наследственно детерминирован, а роль в возникновении индивидуальных различий по интеллекту обучения, воспитания, других внешних условий развития отрицалась или признавалась несущественной. Это представление на многие десятилетия вперед определили взгляды психологов, занимавшихся его исследованием, а также повлияли на методологию его измерения. Создатели первых тестов интеллекта А. Бине, Дж. Кеттелл, Л. Термен и другие полагали, что они измеряют способность, независимую от условий развития.
Начиная с работ Ф. Гальтона, проблема
интеллекта приобрела особое значение,
которого она прежде не имела. Генерализованное
понимание интеллекта как способности
требовало конкретизации —
Несмотря на широкое употребление
слова интеллект, психологи не пришли к единому его определению.
Однако многие соглашаются, что все темы,
рассматривающие формы познания «высшего
порядка» — формирование понятий, рассуждение,
решение задач и творчество, а также память
и восприятие, — связаны с человеческим
интеллектом[15].
Мышление непосредственно задействовано в процессе адаптации. Причем его участие в адаптации не ограничивается лишь формированием базовых понятий. При формировании поведения человек исходит из существующих в обществе моральных ценностей, своих личных интересов и тех задач, которые ему необходимо решить.
Следовательно, формирование поведения и выбор путей достижения цели происходят при многократном взвешивании вариантов и анализе всех исходных понятий. При этом главную роль в этих процессах играет мышление.
Нередко наш выбор бывает противоречивым,
но он всегда либо верен, либо неверен.
Адекватность нашего выбора в значительной
мере зависит от степени развития критичности нашего мышления. Критичность мышления
заключается в том, насколько успешно
мы выявляем недостатки в своих суждениях
и суждениях других людей. По наше поведение
не всегда носит осознанный характер.
Часто мы поступаем необдуманно или используем
выработанный ранее поведенческий стереотип,
не успевая привести его в соответствие
с изменившимися условиями деятельности.
Следовательно, поведение и мышление связаны
лишь в определенных, проблемных случаях,
когда нам необходимо решить конкретную
умственную задачу, смысл которой заключается
в формировании поведения. Когда же такой
задачи нет, формирование и регуляция
поведения могут осуществляться на других
уровнях и с помощью других механизмов.
Таким образом, под интеллектом понимается совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека[10].
1.2. Эволюция исследования интеллекта.
В истории философии понятие
«интеллект» совершило
Арабские философы раннего средневековья
(Ибн Сина и Ибн Рушд) пытались
примирить неоплатонизм и учение
Аристотеля. С одной стороны, интеллект
– это «первая интеллигенция»,
в которой легко узнать неоплатонический
«нус», с другой, – последнее звено
эманации, «деятельный разум» Аристотеля.
Он един у всех людей, а индивидуальная
душа обладает лишь возможным (пассивным)
разумом. Ранние схоласты пытались примирить
неоплатонизм с христианством, проводя
аналогии между интеллектом, памятью,
волей и Божественной Троицей (Августин,
Ансельм Кентерберийский, Иоанн
Скот Эриугена).
В эпоху Возрождения начинается
новое возвеличивание интеллекта. Так,
у Николая Кузанского разум –
это наивысшая духовная сила, уподобляющая
человека Богу и способная проникать
в сверхчувственные истины благодаря
«непостижимому постижению» совпадения
противоположностей.