Проблема интеллекта в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить проблемы интеллекта в психологии.
Задачи курсовой работы:
Дать характеристику понятию интеллект;
Раскрыть сущность различных теорий интеллекта;
Рассмотреть модели структуры интеллекта;
Проанализировать и интегрировать полученные данные.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Представление об интеллекте. 1.1.Понятие интеллекта. 5-7
1.2. Эволюция исследований интеллекта. 8-10
Глава 2. Различные подходы к изучению интеллекта.
2.1. Модели структуры интеллекта. 11-17
2.2. Операциональная теория интеллекта. 18-20
2.3. Гештальт- психологическая теория интеллекта. 21- 22
2.4. Структурно – уровневая теория интеллекта. 23-25
2.5. Теории когнитивного научения. 26-27
Заключение. 28
Литература. 29

Файлы: 1 файл

Курсовая -проблема интеллекта в психологии..docx

— 97.41 Кб (Скачать файл)

Приднестровский государственный университет

Им. Т. Г. Шевченко

 

 

Факультет педагогики и психологии

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

«Проблема интеллекта в психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 3 курса гр. 32 ПП

Панаётовой  Н.

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тирасполь 2012.

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                             стр.

Введение                                                                                                    3-4                                                                                                                                                                                                   

Глава 1. Представление об интеллекте.                                                                                                                                                                          1.1.Понятие интеллекта.                                                                          5-7                                                                                                                                                          

1.2. Эволюция исследований интеллекта.                                               8-10

Глава 2. Различные подходы к изучению интеллекта.

2.1. Модели структуры интеллекта.                                                        11-17                                                                                       

 2.2. Операциональная теория интеллекта.                                              18-20  

 2.3. Гештальт- психологическая теория интеллекта.                             21- 22

2.4. Структурно – уровневая  теория интеллекта.                                   23-25

2.5. Теории когнитивного  научения.                                                       26-27

Заключение.                                                                                               28   

Литература.                                                                                                29   

Приложения.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Статус проблемы интеллекта является парадоксальным с самых  разных точек зрения: парадоксальны  и его роль в истории человеческой цивилизации, и отношение к интеллектуально  одаренным людям в обыденной  социальной жизни, и характер его  исследований в области психологической  науки.

В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность  построения "внутри" индивидуума  субъективной картины происходящего. В своих высших формах такая субъективная картина может быть разумной, то есть воплощать в себе, по словам К. Маркса, ту универсальную независимость  мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи (Маркс, 1955). Психологические  корни разумности (равно как глупости и безумия), таким образом, следует  искать в механизмах устройства и  функционирования интеллекта.

Актуальность  данной курсовой работы обусловлена тем, что задача установления уровня интеллекта является одной из  самых главных в психологии с момента оформления этой науки. Именно интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление количественных и качественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств. Оценка интеллекта как специфической деятельности человека дала начало методикам подобно тесту Айзенка. Установление его структуры породило огромное количество тестов, исследуемых различные аспекты. Так появились тесты логического, образного, творческого и технического мышления.

Наиболее выдающимися  исследователями являются такие  ученые как Ч. Спирман, Дж. Гилфорд, Ф. Гальтон, Ж. Пиаже и др.

Своими трудами они  внесли большой вклад не только в  исследования в области интеллекта, но и раскрыли сущность человеческой психики в целом. Именно они являлись основоположниками основных теорий интеллекта. Можно выделить и их последователей, не менее значащих ученых: Л. Терстона, Г. Гарднера, Ф. Вернона, Г. Айзенка, которые не только развили  ранее предложенные теории, но и  дополнили их материалами и исследованиями.                                                                                                        Также велик вклад в исследование интеллекта отечественных ученых, таких как Б. Ананьев, Л. Выготский, Б. Величковский, в чьих работах изложены не менее значимые и интересные теории интеллекта.

Цель работы: изучить проблемы интеллекта в психологии.

Задачи курсовой работы:

Дать характеристику понятию  интеллект;

Раскрыть сущность различных  теорий интеллекта;

Рассмотреть модели структуры интеллекта;

Проанализировать и интегрировать  полученные данные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление об интеллекте.

1.1. Понятие интеллекта.

Понятие «интеллект» (англ. — intelligence) как объект научного исследования было введено в психологию английским антропологом Ф. Галътоном в конце XIX в. Находясь под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина, он считал решающей причиной возникновения любых индивидуальных различий, как телесных, так и  психических, фактор наследственности. Если раньше наследственностью объясняли  только умственную отсталость, то Ф. Гальтон  распространил влияние этого  фактора на все уровни развития интеллекта — как самые высшие (талантливость, гениальность), так и средние.

Согласно Гальтону, весь спектр интеллектуальных способностей наследственно детерминирован, а роль в возникновении индивидуальных различий по интеллекту обучения, воспитания, других внешних условий развития отрицалась или признавалась несущественной. Это представление на многие десятилетия  вперед определили взгляды психологов, занимавшихся его исследованием, а  также повлияли на методологию его  измерения. Создатели первых тестов интеллекта А. Бине, Дж. Кеттелл, Л. Термен и другие полагали, что они измеряют способность, независимую от условий  развития.

Начиная с работ Ф. Гальтона, проблема интеллекта приобрела особое значение, которого она прежде не имела. Генерализованное понимание интеллекта как способности  требовало конкретизации — ответов  на вопросы, касающиеся сущности, природы  и внешних проявлений этой характеристики. Эти вопросы интересовали психологов на протяжении всего двадцатого столетия. Однако однозначных ответов на них не получено и до сих пор[1].

 

Несмотря на широкое употребление слова интеллект, психологи не пришли к единому его определению. Однако многие соглашаются, что все темы, рассматривающие формы познания «высшего порядка» — формирование понятий, рассуждение, решение задач и творчество, а также память и восприятие, — связаны с человеческим интеллектом[15].                                             Сегодня существуют два основных толкования интеллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способностей человека.                                                                                          Интеллект в современной психологической науке связывают с процессом мышления, а мышление, в свою очередь, является познавательным психическим процессом, завершающим обработку информации, которую мы получаем из внешнего мира. Мышление формирует понятия о предметах и понимание их взаимосвязей. В то же время имеющиеся у нас понятия являются исходной платформой для формирования нашего поведения, поскольку, формируя сознательное поведение, мы активно используем разнообразные понятия.

 Мышление непосредственно задействовано в процессе адаптации. Причем его участие в адаптации не ограничивается лишь формированием базовых понятий. При формировании поведения человек исходит из существующих в обществе моральных ценностей, своих личных интересов и тех задач, которые ему необходимо решить.

Следовательно, формирование поведения  и выбор путей достижения цели происходят при многократном взвешивании  вариантов и анализе всех исходных понятий. При этом главную роль в  этих процессах играет мышление.

Нередко наш выбор бывает противоречивым, но он всегда либо верен, либо неверен. Адекватность нашего выбора в значительной мере зависит от степени развития критичности нашего мышления. Критичность мышления заключается в том, насколько успешно мы выявляем недостатки в своих суждениях и суждениях других людей. По наше поведение не всегда носит осознанный характер. Часто мы поступаем необдуманно или используем выработанный ранее поведенческий стереотип, не успевая привести его в соответствие с изменившимися условиями деятельности. Следовательно, поведение и мышление связаны лишь в определенных, проблемных случаях, когда нам необходимо решить конкретную умственную задачу, смысл которой заключается в формировании поведения. Когда же такой задачи нет, формирование и регуляция поведения могут осуществляться на других уровнях и с помощью других механизмов.                                                                                                                                      В то же время следует учитывать то, что возникновение понятия «интеллект» связано с попытками оценить с помощью специальных психологических тестов умственные и творческие возможности человека. Следовательно, более правильным является соотнесение интеллекта и способностей человека выполнять определенную умственную деятельность.

Таким образом, под интеллектом понимается совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека[10].

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Эволюция исследования  интеллекта.

В истории философии понятие  «интеллект» совершило длительную эволюцию. Сам термин – это латинский  перевод древнегреческого «нус» (ум). Платон полагал, что именно через «логистику» (разумную часть души) совершается приобщение человека к божественному миру идей. Аристотель ввел деление на ум вечный, деятельный, и ум преходящий, пассивный, которое проходит через всю средневековую схоластику: «У нас нет воспоминаний, так как этот ум ничему не подвержен; ум же, подверженный воздействию, преходящ и без деятельного ума ничего не может мыслить» (О душе, III, 5). Сознание делится на собственно интеллект (набор общих категорий и формализуемых правил, в т. ч. механизм рефлексии) и конкретное содержание (идеи, воспоминания, образы и т.п.), хранимое в памяти. «Чистый интеллект» един, что дает основание для превращения его в трансцендентальную бессмертную сущность, а личности отличаются лишь благодаря своему жизненному опыту, поставляющему интеллекту материал для обработки.

Арабские философы раннего средневековья (Ибн Сина и Ибн Рушд) пытались примирить неоплатонизм и учение Аристотеля. С одной стороны, интеллект  – это «первая интеллигенция», в которой легко узнать неоплатонический «нус», с другой, – последнее звено  эманации, «деятельный разум» Аристотеля. Он един у всех людей, а индивидуальная душа обладает лишь возможным (пассивным) разумом. Ранние схоласты пытались примирить  неоплатонизм с христианством, проводя  аналогии между интеллектом, памятью, волей и Божественной Троицей (Августин, Ансельм Кентерберийский, Иоанн  Скот Эриугена).                                                                          Интеллект – это средство познания Бога, как он существует в себе, превосходя всякое бытие и небытие. В зрелой схоластике (Альберт Великий и  Фома Аквинский) господствовало утверждение: Бог – это всеобщий деятельный разум, интеллект – разум ограниченный, образ Бога в душе.            При этом истинная деятельность разума не может противоречить вере. Именно в этот период вводится четкое различие между разумом (intellectus) и рассудком (ratio) – как главной и вспомогательной способностями мышления, которое затем пройдет через всю философию Нового времени. «Слово интеллект (разум) применимо к непосредственному проникновению в истину, слово же рассудок – к исследованию и рассуждению» (Фома Аквинский).                                                                                                   Некоторые схоласты склонялись к принижению роли интеллекта, утверждая, что мы не можем познавать Бога только разумом, для этого необходимо откровение (Дунс Скотт). Орган созерцания (coritemplatio) Бога есть интеллигенция. К аналогичным выводам приходят и мистики (Бернар Клервоский, Гуго Сен-Викторский). Отсюда и иное решение одной из основных философских проблем – соотношения воли и интеллекта. Если Аквинат подчинял волю интеллекту, то Дунс Скотт и Оккам подчинили интеллект воле.

В эпоху Возрождения начинается новое возвеличивание интеллекта. Так, у Николая Кузанского разум –  это наивысшая духовная сила, уподобляющая человека Богу и способная проникать  в сверхчувственные истины благодаря  «непостижимому постижению» совпадения противоположностей.                      В философии Нового времени интеллект понимался как «естественный свет» (lumen naturalis), т.е. врожденная способность человеческой души к постижению сущности вещей. Представители рационалистической философии 17–18 вв. определяли интеллект гносеологически – как способность к формированию правил метода (Декарт), к отысканию опосредствующих идей и выведению заключений (Локк), как познание необходимых и вечных истин (Лейбниц) и т.п.                                                        У Канта интеллект – это высшая познавательная способность, дающая принципы рассудку.                                                                                                                                             

Информация о работе Проблема интеллекта в психологии