Проблема интеллекта в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить проблемы интеллекта в психологии.
Задачи курсовой работы:
Дать характеристику понятию интеллект;
Раскрыть сущность различных теорий интеллекта;
Рассмотреть модели структуры интеллекта;
Проанализировать и интегрировать полученные данные.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Представление об интеллекте. 1.1.Понятие интеллекта. 5-7
1.2. Эволюция исследований интеллекта. 8-10
Глава 2. Различные подходы к изучению интеллекта.
2.1. Модели структуры интеллекта. 11-17
2.2. Операциональная теория интеллекта. 18-20
2.3. Гештальт- психологическая теория интеллекта. 21- 22
2.4. Структурно – уровневая теория интеллекта. 23-25
2.5. Теории когнитивного научения. 26-27
Заключение. 28
Литература. 29

Файлы: 1 файл

Курсовая -проблема интеллекта в психологии..docx

— 97.41 Кб (Скачать файл)

«Если рассудок есть способность, создающая единство явлений согласно правилам, то разум есть способность, создающая единство правил рассудка согласно принципам» («Критика чистого разума», III гл). Согласно Фихте, разум – это максимально развитая способность к рефлексии, «абсолютная способность отвлечения» от всего окружающего для определения «Я». Философия Гегеля – это максимальная степень обожествления интеллекта, который в качестве Абсолютной идеи совершает свое развертывание в сфере духа, природы, истории. Человеческий же разум – это «в-себе-и-для-себя» сущая истина... простое тождество субъективного понятия с его объективностью и всеобщностью» (Философия духа).

Наука 20 в. расширила и обогатила  понятие интеллекта рядом новых  значений. Началось исследование интеллекта животных, таких реакций, как воспроизведение  уже найденного решения, перенесение  его на иную ситуацию, способность  к решению «двухфазных задач» и т.п. В изучении интеллекта начали использовать количественные методы. Еще в середине 1920-х гг. французские психологи Бино и Симон предложили определять уровень интеллекта с помощью специальных тестов – IQ (Intelligence Quotient). Среди психологических концепций интеллекта выделяется теория Ж.Пиаже, согласно которому интеллект – это высшая форма духовного приспособления к среде путем мгновенной организации стабильных пространственно-временных логических структур. Наконец, возникли различные программы исследований «искусственного интеллекта»:                      1) создание компьютеров, способных выполнять функции, традиционно относимые к области интеллектуальной деятельности человека;                              2) попытки моделировать сам человеческий интеллект на основе моделирования мозгового субстрата (нейрокомпьютеры);                                        3) создание искусственных самообучающихся устройств, способных эволюционировать. Таким образом, зоопсихология, психология и кибернетика дали сильный толчок научному изучению интеллекта[12].

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА.

2.1. Модели  структуры интеллекта.

 

Иерархические теории структуры интеллекта.

Уже в работах Спирмена и его учеников было выдвинуто предположение  о том, что группа различных показателей находится во взаимосвязи, определяя одну способность. Такие перекрывающие  друг друга структуры корреляций  ведут к так называемым   групповым факторам, которые  не содержатся во всех показателях способностей, а являются общими для более или менее ограниченных  групп тестов. На этой основе развивается иерархическая теория интеллекта, в развитие которой значительный  вклад был внесен английским  психологом Верноном.

На вершине иерархии находится генеральный фактор, открытый Спирменом. Затем следуют достаточно широкие групповые факторы вербально-образовательного (v: ed) и практическо-механического                   (k: m) интеллекта. Они также могут подразделяться: например, вербально-образовательный    фактор состоит из вербального и счетного субфакторов, а практическо-механический — из механико-информационного, пространственного  и мануального субфакторов. На низшем уровне иерархии лежат специфические  факторы.

Еще одна иерархическая теория, получившая известность, представлена в работах американского психолога  Дж. Кэрролла, использовавшего результаты тестирования 130 тыс. человек в период между 1927 и 1987 гг. Эти данные были получены с помощью разных когнитивных  тестов. На основе реинтерпретации  имеющегося огромного материала  он предложил трехуровневую модель познавательных способностей.

Уровень III – общий интеллектуальный, сходный с генеральным фактором Спирмена.

Уровень II – так называемый широкий уровень.                                                        С ним связаны восемь факторов: текучий интеллект, кристаллизованный интеллект, общие факторы памяти и обучения, визуальной и слуховой перцепции, способности к воспроизведению материала, скорость познавательной активности.

Уровень I – уровень специфических факторов, или ограниченные способности.

Иерархический  подход к структуре интеллекта в дальнейшем  получает развитие в работах многих  психологов, примыкающих  к английской  психологической школе, и по сей день в той ли иной форме сохраняет свое значение в исследованиях этой школы. Примером может служить современная  теоретическая модель теста Стэнфорд-Бине.   Более того, иерархический  подход был реализован и в описании личностных черт, что наиболее ярко представлено в известных работах Ганса Айзенка.

Модель интеллекта по Гилфорду.

Модель основана на предположении  о трех измерениях, комбинации  которых определяют различные типы интеллектуальных  способностей.  Каждый фактор интеллекта образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области, в которой она производится (содержание), и получаемого  в итоге результата.                                      Гилфорд различает пять типов операций, составляющих первое  измерение модели: понимание информации (С), запоминание (М), дивергентное мышление, или производство  логических альтернатив, связанных с предъявляемой  информацией (D), конвергентное мышление, или производство  логически обоснованных   выводов (N) и оценивание — сравнение и оценка информационных   единиц по определенному критерию (Е) (прил.1).

Второе измерение определяется в терминах содержания или форм предъявления информации.  Предъявляемая  информация, согласно Гилфорду, может быть образной (F), символической (S), семантической  (М) и поведенческой  (В).

Третье измерение — это продукт, результат приложения  определенной  интеллектуальной операции к конкретному  содержанию.                      Результаты предстают в виде относительно раздельных элементов, единиц (U), классов (С), отношений (R), систем (S), трансформаций (Т) и импликаций (I). Таким образом, предполагается существование  120  (5x4x6)  факторов интеллекта, каждый из которых включает сочетание  трех условных обозначений, соответствующих  типу операции, форме предъявления  информации  и полученному результату.

Модель  интеллекта по Айзенку.

Другая внефакторная   модель  интеллекта  разработана   Г, Айзенком,  который примыкает к английской психологической  школе, постоянно подчеркивающей  значение генерального фактора. Эта модель заимствует определенные элементы схемы Гилфорда, которую Айзенк не без оснований  считает недостаточно подтвержденной  эмпирически  и теоретически.  Схематически его модель также  выглядит как куб, каждая из плоскостей  которого представляет разные модальности:  интеллектуальные процессы (мышление, память, восприятие и т. д.), тестовый материал (вербальный, пространственный и т. д.), наконец, то, что получило название   «качество» (скорость и сила интеллектуальных  процессов).                                                                         Айзенк не отрицает существования  общего фактора интеллекта, считая, что в его модели представлены в комбинации  g-фактор Спирмена, первичные факторы Терстоуна, а также разложение IQ на скорость, настойчивость и склонность к проверке ошибок.

Модель  интеллекта по Кеттелу.

В этой концепции   предполагается, что фактор G складывается из двух общих факторов, которые получили названия интеллекта текучего (gf) и интеллекта кристаллизованного   (gc)[2].                                                   

 

С точки зрения Р. Кеттелла, кристаллизованный интеллект –  это результат образования и  различных культурных влияний и  его основная функция заключается  в накоплении и организации знаний и навыков[8].

Кеттелл выделил пять факторов второго порядка, два из которых, по его мнению, представляют компоненты   G Спирмена. Различия между факторами g и gc наиболее детально разработанный  аспект исследований Кеттелла и его сотрудников, поэтому и употребляется  название: «Теория текучего и кристаллизованного интеллекта».

Кеттелл солидарен со Спирменом в понимании  интеллекта, сущность которого — постижение  отношений, зависимостей. 

 Он полагает наличие двух детерминант этого постижения отношений: природных и приобретенных.  Первые, природно обусловленные, способствуют тому, что процесс приобретения  опыта и навыков для одних людей менее затруднен, чем для других. Эти различия позволяют говорить о текучем интеллекте, который может быть, как предполагается, измерен тестами, «свободными  от культуры».

Использование  текучего интеллекта для разрешения возникающих  перед человеком проблем приводит в результате обучения к возникновению  и развитию кристаллизованного   интеллекта, предстающего  как своего рода конденсат  нашего опыта. Кристаллизованный   интеллект изменяется в зависимости от культуры, активности, интересов личности и измеряется традиционными  тестами интеллекта.

Модель интеллекта по Гарднеру.

В начале 1980-х гг. интеллект  все чаще стали рассматривать, как  сложную систему; появились теории, которые претендовали на большую  полноту, нежели факторные. В литературе их иногда определяют как системные  теории интеллекта. Наиболее известные  из них представлены в работах  Гарднера и Стернберга.

 

Гарднер, создатель теории множественного интеллекта, а точнее множественности его форм, определяет интеллект как «способность к  решению проблем или созданию продуктов, которые обладают ценностью  в условиях одной или более  культур».                                                                   Он полагает, что в силу сложности и многомерности интеллекта его следует определять не как общий фактор, а как ряд самостоятельно существующих форм. Поэтому предлагает различать 7 различных форм.

Пространственный интеллект. Данная форма необходима при решении задач, связанных с восприятием пространственных отношении, манипуляцией объектами в пространстве, умением создавать зрительно – пространственные композиции.

Музыкальный интеллект. Определяет способность воспринимать, исполнять и создавать музыкальные произведения.

Лингвистический интеллект. Присутствует во всех языковых функциях.

Логико – математический интеллект. Определяет способность к логическому мышлению, решению абстрактных логико – математических задач.

Межличностный интеллект. Связан со способностью понимать других людей, взаимодействуя с окружающими.

Внутриличностный интеллект. Определяет способность понимать себя, определяет уровень чувствительности к собственным состояниям, переживаниям и способностям.

Телесно – кинестетический  интеллект. Необходим для точного управления движениями тела, приобретения разных двигательных навыков.

Определяя количество форм интеллекта,  Гарднер полагал, что  каждая из них должна иметь свою систему знаков; кроме того, он искал  доказательства того, что нарушение (повреждение) одной из форм интеллекта не влечет за собой тоже с другими.

 

 

Модель интеллекта по Стернбергу .


Модель интеллекта, уже более десяти лет разрабатываемая  американским  психологом из Йельского университета Робертом Стернбергом, получила широкую известность и популярность.  В литературе она обычно называется  трехкомпонентной или триадной теорией интеллекта. Сам автор этой теории считает ее сходной с теорией кристаллизованного   и текучего интеллекта. Состоит она из трех частей — контекстуальной, компонентной  и экспериментальной   (прил.2).                                                                                                                              В первой, контекстуальной части, постулируется, что интеллект — это психическая активность, связанная со способностью индивида приспосабливаться  к изменениям  в своей среде так, чтобы это приспособление   оптимально  удовлетворяло  требованиям  среды.  Интеллект, согласно Стернбергу, не может быть рассмотрен вне социокультурного контекста.  Следовательно, интеллект может отличаться  в разных группах людей, в зависимости  от различий в их среде. Из этого следует недопустимость тестирования  одним и тем же тестом двух групп людей, если только не установлено, что их адаптивные характеристики  одинаковы.  Так, у пожилых людей такие события, как уход на пенсию, смерть друга, болезнь, содержательно иные, чем те, к которым должны приспосабливаться молодые люди. Кроме того, структура среды изменяется с возрастом.

Вторая часть  теории, компонентная, дополняет первую, в ней определяются некоторые элементарные  познавательные  процессы, способствующие  оптимальной гармонии между средой и индивидуумом.  Основная, исходная единица анализа в компонентной части теории — информационно-процессуальный компонент. Компонент  — это элементарный  информационный   процесс, действующий при представлении  в сознании объектов или символов.                                                                                   

 

В третьей, экспериментальной части теории, указывается на то, что интеллект наиболее отчетливо проявляется  в задачах или ситуациях, в которых действуют элементарные  когнитивные  процессы. К этим ситуациям или задачам индивидуум пытается успешно приспособиться, это относительно  новые ситуации, либо реакции на них могут принять автоматический  характер[2].

Информация о работе Проблема интеллекта в психологии