Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:31, курсовая работа
Цель работы: изучить проблемы интеллекта в психологии.
Задачи курсовой работы:
Дать характеристику понятию интеллект;
Раскрыть сущность различных теорий интеллекта;
Рассмотреть модели структуры интеллекта;
Проанализировать и интегрировать полученные данные.
Введение 3-4
Глава 1. Представление об интеллекте. 1.1.Понятие интеллекта. 5-7
1.2. Эволюция исследований интеллекта. 8-10
Глава 2. Различные подходы к изучению интеллекта.
2.1. Модели структуры интеллекта. 11-17
2.2. Операциональная теория интеллекта. 18-20
2.3. Гештальт- психологическая теория интеллекта. 21- 22
2.4. Структурно – уровневая теория интеллекта. 23-25
2.5. Теории когнитивного научения. 26-27
Заключение. 28
Литература. 29
«Если рассудок есть способность, создающая единство явлений согласно правилам, то разум есть способность, создающая единство правил рассудка согласно принципам» («Критика чистого разума», III гл). Согласно Фихте, разум – это максимально развитая способность к рефлексии, «абсолютная способность отвлечения» от всего окружающего для определения «Я». Философия Гегеля – это максимальная степень обожествления интеллекта, который в качестве Абсолютной идеи совершает свое развертывание в сфере духа, природы, истории. Человеческий же разум – это «в-себе-и-для-себя» сущая истина... простое тождество субъективного понятия с его объективностью и всеобщностью» (Философия духа).
Наука 20 в. расширила и обогатила
понятие интеллекта рядом новых
значений. Началось исследование интеллекта
животных, таких реакций, как воспроизведение
уже найденного решения, перенесение
его на иную ситуацию, способность
к решению «двухфазных задач»
и т.п. В изучении интеллекта начали
использовать количественные методы.
Еще в середине 1920-х гг. французские психологи
Бино и Симон предложили определять уровень
интеллекта с помощью специальных тестов
– IQ (Intelligence Quotient). Среди психологических
концепций интеллекта выделяется теория
Ж.Пиаже, согласно которому интеллект
– это высшая форма духовного приспособления
к среде путем мгновенной организации
стабильных пространственно-временных
логических структур. Наконец, возникли
различные программы исследований «искусственного
интеллекта»:
1) создание компьютеров, способных выполнять
функции, традиционно относимые к области
интеллектуальной деятельности человека;
2) попытки моделировать сам человеческий
интеллект на основе моделирования мозгового
субстрата (нейрокомпьютеры);
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА.
2.1. Модели структуры интеллекта.
Иерархические теории структуры интеллекта.
Уже в работах Спирмена и его учеников было выдвинуто предположение о том, что группа различных показателей находится во взаимосвязи, определяя одну способность. Такие перекрывающие друг друга структуры корреляций ведут к так называемым групповым факторам, которые не содержатся во всех показателях способностей, а являются общими для более или менее ограниченных групп тестов. На этой основе развивается иерархическая теория интеллекта, в развитие которой значительный вклад был внесен английским психологом Верноном.
На вершине иерархии находится генеральный фактор, открытый Спирменом. Затем следуют достаточно широкие групповые факторы вербально-образовательного (v: ed) и практическо-механического (k: m) интеллекта. Они также могут подразделяться: например, вербально-образовательный фактор состоит из вербального и счетного субфакторов, а практическо-механический — из механико-информационного, пространственного и мануального субфакторов. На низшем уровне иерархии лежат специфические факторы.
Еще одна иерархическая теория,
получившая известность, представлена
в работах американского
Уровень III – общий интеллектуальный, сходный с генеральным фактором Спирмена.
Уровень II – так называемый
широкий уровень.
Уровень I – уровень специфических факторов, или ограниченные способности.
Иерархический подход к структуре интеллекта в дальнейшем получает развитие в работах многих психологов, примыкающих к английской психологической школе, и по сей день в той ли иной форме сохраняет свое значение в исследованиях этой школы. Примером может служить современная теоретическая модель теста Стэнфорд-Бине. Более того, иерархический подход был реализован и в описании личностных черт, что наиболее ярко представлено в известных работах Ганса Айзенка.
Модель интеллекта по Гилфорду.
Модель основана на предположении о трех измерениях, комбинации которых определяют различные типы интеллектуальных способностей. Каждый фактор интеллекта образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций, области, в которой она производится (содержание),
и получаемого в итоге результата.
Второе измерение определяется в терминах содержания или форм предъявления информации. Предъявляемая информация, согласно Гилфорду, может быть образной (F), символической (S), семантической (М) и поведенческой (В).
Третье измерение — это продукт, результат приложения определенной интеллектуальной операции к конкретному содержанию. Результаты предстают в виде относительно раздельных элементов, единиц (U), классов (С), отношений (R), систем (S), трансформаций (Т) и импликаций (I). Таким образом, предполагается существование 120 (5x4x6) факторов интеллекта, каждый из которых включает сочетание трех условных обозначений, соответствующих типу операции, форме предъявления информации и полученному результату.
Модель интеллекта по Айзенку.
Другая внефакторная модель интеллекта разработана Г, Айзенком, который примыкает к английской психологической школе, постоянно подчеркивающей значение генерального фактора. Эта модель заимствует определенные элементы схемы Гилфорда, которую Айзенк не без оснований считает недостаточно подтвержденной эмпирически и теоретически. Схематически его модель также выглядит как куб, каждая из плоскостей которого представляет разные модальности: интеллектуальные процессы (мышление, память, восприятие и т. д.), тестовый материал (вербальный, пространственный и т. д.), наконец, то, что получило название «качество» (скорость и сила интеллектуальных процессов).
Модель интеллекта по Кеттелу.
В этой концепции
предполагается, что фактор G складывается из двух общих факторов, которые получили названия интеллекта текучего (gf) и интеллекта кристаллизованного (gc)[2].
С точки зрения Р. Кеттелла, кристаллизованный интеллект – это результат образования и различных культурных влияний и его основная функция заключается в накоплении и организации знаний и навыков[8].
Кеттелл выделил пять факторов второго порядка, два из которых, по его мнению, представляют компоненты G Спирмена. Различия между факторами gf и gc — наиболее детально разработанный аспект исследований Кеттелла и его сотрудников, поэтому и употребляется название: «Теория текучего и кристаллизованного интеллекта».
Кеттелл солидарен со Спирменом в понимании интеллекта, сущность которого — постижение отношений, зависимостей.
Он полагает наличие двух детерминант этого постижения отношений: природных и приобретенных. Первые, природно обусловленные, способствуют тому, что процесс приобретения опыта и навыков для одних людей менее затруднен, чем для других. Эти различия позволяют говорить о текучем интеллекте, который может быть, как предполагается, измерен тестами, «свободными от культуры».
Использование текучего интеллекта для разрешения возникающих перед человеком проблем приводит в результате обучения к возникновению и развитию кристаллизованного интеллекта, предстающего как своего рода конденсат нашего опыта. Кристаллизованный интеллект изменяется в зависимости от культуры, активности, интересов личности и измеряется традиционными тестами интеллекта.
Модель интеллекта по Гарднеру.
В начале 1980-х гг. интеллект все чаще стали рассматривать, как сложную систему; появились теории, которые претендовали на большую полноту, нежели факторные. В литературе их иногда определяют как системные теории интеллекта. Наиболее известные из них представлены в работах Гарднера и Стернберга.
Гарднер, создатель теории
множественного интеллекта, а точнее
множественности его форм, определяет
интеллект как «способность к
решению проблем или созданию
продуктов, которые обладают ценностью
в условиях одной или более
культур».
Пространственный интеллект. Данная форма необходима при решении задач, связанных с восприятием пространственных отношении, манипуляцией объектами в пространстве, умением создавать зрительно – пространственные композиции.
Музыкальный интеллект. Определяет способность воспринимать, исполнять и создавать музыкальные произведения.
Лингвистический интеллект. Присутствует во всех языковых функциях.
Логико – математический интеллект. Определяет способность к логическому мышлению, решению абстрактных логико – математических задач.
Межличностный интеллект. Связан со способностью понимать других людей, взаимодействуя с окружающими.
Внутриличностный интеллект. Определяет способность понимать себя, определяет уровень чувствительности к собственным состояниям, переживаниям и способностям.
Телесно – кинестетический интеллект. Необходим для точного управления движениями тела, приобретения разных двигательных навыков.
Определяя количество форм интеллекта, Гарднер полагал, что каждая из них должна иметь свою систему знаков; кроме того, он искал доказательства того, что нарушение (повреждение) одной из форм интеллекта не влечет за собой тоже с другими.
Модель интеллекта по Стернбергу .
Модель интеллекта, уже более десяти лет разрабатываемая американским психологом из Йельского университета Робертом Стернбергом, получила широкую известность и популярность. В литературе она обычно называется трехкомпонентной или триадной теорией интеллекта. Сам автор этой теории считает ее сходной с теорией кристаллизованного и текучего интеллекта. Состоит она из трех частей — контекстуальной, компонентной и экспериментальной (прил.2).
Вторая часть
теории, компонентная,
дополняет первую, в ней определяются некоторые элементарные познавательные процессы, способствующие оптимальной гармонии между средой и индивидуумом. Основная, исходная единица анализа в компонентной части теории — информационно-процессуальный компонент. Компонент — это элементарный информационный процесс, действующий при представлении в сознании объектов или символов.
В третьей, экспериментальной части теории, указывается на то, что интеллект наиболее отчетливо проявляется в задачах или ситуациях, в которых действуют элементарные когнитивные процессы. К этим ситуациям или задачам индивидуум пытается успешно приспособиться, это относительно новые ситуации, либо реакции на них могут принять автоматический характер[2].