Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:31, курсовая работа
Цель работы: изучить проблемы интеллекта в психологии.
Задачи курсовой работы:
Дать характеристику понятию интеллект;
Раскрыть сущность различных теорий интеллекта;
Рассмотреть модели структуры интеллекта;
Проанализировать и интегрировать полученные данные.
Введение 3-4
Глава 1. Представление об интеллекте. 1.1.Понятие интеллекта. 5-7
1.2. Эволюция исследований интеллекта. 8-10
Глава 2. Различные подходы к изучению интеллекта.
2.1. Модели структуры интеллекта. 11-17
2.2. Операциональная теория интеллекта. 18-20
2.3. Гештальт- психологическая теория интеллекта. 21- 22
2.4. Структурно – уровневая теория интеллекта. 23-25
2.5. Теории когнитивного научения. 26-27
Заключение. 28
Литература. 29
2.2. Операциональная теория интеллекта.
Один из наиболее известных
психологов современности, швейцарский
ученый Ж.Пиаже предложил теорию
развития интеллекта в детстве, которая
оказала большое влияние на современное
понимание его развития. В теоретическом
плане он придерживался мысли
о практическом, деятельностном происхождении
основных интеллектуальных операций.
Теория развития мышления ребенка, предложенная
Ж.Пиаже, получила название «операциональной»
(от слова «операция»)[ 11].
Согласно Ж. Пиаже, интеллект - это наиболее
совершенная форма адаптации организма
к среде, представляющая собой единство
процесса ассимиляции (воспроизведение
элементов среды в психике субъекта в
виде когнитивных психических схем) и
процесса аккомодации (изменение этих
когнитивных схем в зависимости от требований
объективного мира). Таким образом, суть
интеллекта заключается в возможности
осуществлять гибкое и одновременно устойчивое
приспособление к физической и социальной
действительности, а его основное назначение
- в структурировании (организации) взаимодействия
человека со средой (Пиаже, 1969).
Посредником между ребенком и окружающим миром является предметное действие. Ни слова, ни наглядные образы сами по себе ничего не значат для развития интеллекта. Нужны именно действия самого ребенка, который мог бы активно манипулировать и экспериментировать с реальными предметами (вещами, их свойствами, формой и т.д.).
По мере накопления и усложнения опыта ребенка в практическом взаимодействии с предметами происходит интериоризация предметных действий, то есть их постепенное превращение в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем мысленном плане).
По мере формирования операций
взаимодействие ребенка с миром
все в большей мере приобретает
интеллектуальный характер[15].
Развитие интеллекта - это стихийный, подчиненный своим особым законам процесс вызревания операциональных структур (схем), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка. Согласно теории Пиаже, в этом процессе может быть выделено пять стадий.
1. Стадия сенсо-моторного интеллекта (от 8-10 месяцев до 1,5 лет). Ребенок пытается понять новый объект через его употребление, применяя ранее усвоенные сенсо-моторные схемы (встряхнуть, ударить, подергать и т.д.). Признаками сенсо-моторного интеллекта (в отличие от восприятия и навыка) являются варьирование действий, направленных на объект, и опора на все более отсроченные во времени следы памяти. Примером может служить поведение 10-12-месячного ребенка, пытающегося достать спрятанную игрушку из-под платка.
2. Символический, или
3. Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет). 4. Стадия конкретных операций (от 7-8лет до 11-12 лет). Если вернуться к эксперименту с сосудами, то после 7 лет ребенок уже твердо уверен в том, что "количество бусинок после пересыпания то же самое". Понимание неизменности количества, веса, площади и т.п. (это явление в теории Пиаже получило название "принципа сохранения") выступает в качестве показателя скоординированности суждений о состояниях объекта ("дно сосуда узкое, поэтому бусинки расположились выше, но все равно их столько, сколько было") и их обратимости ("можно обратно пересыпать, и будет то же").
Появляются, таким образом,
операциональные схемы
5. Стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11-12до14-15 лет). В этом возрасте формируются формальные (категориально-логические) схемы, позволяющие строить гипотетико-дедуктивные рассуждения на основе формальных посылок без необходимости связи с конкретной действительностью. Следствием наличия таких схем являются способность к комбинаторике (в том числе к комбинированию
суждений с целью проверки
их истинности или ложности), исследовательская
познавательная позиция, а также
возможность сознательно
Следовательно, интеллектуальное
развитие - это развитие операциональных
структур интеллекта, в ходе которого
мыслительные операции постепенно приобретают
качественно новые свойства: скоординированность
(взаимосвязанность и
В начале 1930-х Л.С. Выготский высказал в адрес подхода Пиаже ряд критических замечаний, которые сегодня начинают определять характер исследований развития высших познавательных процессов. Выготский выступил, как известно, против представления о развитии мышления и речи как процессов внутреннего созревания, подчеркнув значение коммуникативного взаимодействия ребенка с его социальным окружением[3].
2.3. Гештальт- психологическая теория интеллекта.
Одна из первых попыток
построения объяснительной модели интеллекта
была представлена в гештальт-психологии,
в рамках которой природа интеллекта
трактовалась в контексте проблемы
организации феноменального поля сознания.
Предпосылки такого подхода были
заданы В. Кёлером. В качестве критерия
наличия интеллектуального
Основной вектор, по которому
идет перестройка образа ситуации,
- это его переход к «хорошему
гештальту», то есть предельно простому,
ясному, расчлененному, осмысленному образу,
в котором в полном объеме воспроизводятся
все основные элементы проблемной ситуации,
в первую очередь, ее ключевое структурное
противоречие.
Особое место в гештальт-
2.4. Структурно – уровневая теория интеллекта.
Целый ряд существенных положений
относительно природы интеллектуальных
возможностей человека сформулирован
в рамках теории интеллекта, разработанной
под руководством Б.Г. Ананьева. В
качестве исходной выступала идея о
том, что интеллект - это сложная
умственная деятельность, представляющая
собой единство познавательных функций
разного уровня. Вслед за положением
Л.С. Выготского о том, что преобразование
связей между различными психологическими
функциями составляет основу психического
развития, в рамках данной теории получил
развитие тезис об интеллекте как
эффекте межфункциональных
В соответствии с исходной теоретической концепцией структура интеллекта описывалась на основе выявления с помощью процедур корреляционного и факторного анализа характера связей как между различными свойствами отдельной познавательной функции, например, объемом, распределением, переключением, избирательностью и устойчивостью внимания ("внутрифункциональные связи"), так и между познавательными функциями разного уровня, например, вниманием и памятью, памятью и мышлением и т.д. ("межфункциональные связи").
В итоге был сделан вывод,
что общая направленность интеллектуального
развития в зависимости от возраста
характеризуется единством
Изучение характера
Экспериментальные исследования Ананьева и его сотрудников позволили им сделать ряд важных заключений, касающихся функционально-уровневого устройства интеллекта.
Во-первых, существует система
влияний высших уровней познавательного
отражения на низшие и низших на
высшие, то есть можно говорить о
складывающейся системе когнитивных
синтезов "сверху" и "снизу",
которые и характеризуют
Во-вторых, интеллектуальное
развитие сопровождается тенденцией роста
количества и величины корреляционных
связей как между разными свойствами
одной познавательной функции, так
и между познавательными
В-третьих, с возрастом
происходит перестановка основных компонентов
в структуре интеллекта. В частности,
в 18-25 лет самым мощным по данным
корреляционного анализа
В-четвертых, существуют сквозные свойства, присущие всем уровням познавательного отражения: 1) объемные возможности (объем поля восприятия, объем кратковременного и долговременного запоминания, объем активного словарного запаса); 2) единство чувственного (образного) и логического как основа организации любой познавательной функции; 3) ориентировочная регуляция в виде выраженности свойств внимания (Ананьев, Степанова, 1972).
В целом можно сказать, что критерием развития интеллекта, согласно данному направлению, является характер внутри- и межфункциональных связей различных познавательных функций и, в частности, мера их интегрированности.
Б.Г. Ананьев постоянно подчеркивал глубокое единство теории интеллекта и теории личности. С одной стороны, потребности, интересы, установки и другие личностные качества определяют активность интеллекта. С другой стороны, характерологические свойства личности и структура мотивов зависят от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта (Ананьев, 1977).