Проблема классификации ритуального поведения в психологии религии. Ритуал, как невербальная коммутация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить область ритуального поведения.
Задачи курсовой работы:
- провести анализ ритуального поведения;
- выявить психологическое содержание ритуального поведения;
- рассмотреть особенности ритуала, как невербальной коммутации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………….……………….3
1. Теоретические аспекты понятия – ритуальное поведение…………...…. 5
1.1. Основное понятие ритуальное поведение………………………..…..5
1.2. Влияние религии на поведение…………………………………..…….7
1.3. Ритуал, как способ социализации……………………………….……12
2. Психологические аспекты религиозных ритуалов……………….……..15
2.1. Психология ритуалов и культовых действий………………...……..15
2.2.Ритуал как невербальная коммуникация………………………...……..20
3. Практическое исследование отношения к ритуалам и
ритуальному поведению………………………………………………..……25
3.1.Наблюдение – как метод исследования психологии религии…..……25
3.2. Опрос об отношении к религии и религиозным ритуалам и
результаты опроса………………………………………………………...….28
Заключение…………………………………………………………..……….32
Список используемой литературы………………………………...………..34

Файлы: 1 файл

Ритуальное поведение.docx

— 67.55 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


 

 

 

Институт ИДО

Направление подготовки (специальность) Управление персоналом

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ»

Тема: «Проблема классификации ритуального поведения в психологии религии. Ритуал, как невербальная коммутация».

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр. З-11702

Смирнова М.А.

Проверил преподаватель:

                            Аркашкин И.Б.

 

 

 

Томск 2014

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………….……………….3

1. Теоретические аспекты  понятия – ритуальное поведение…………...…. 5

1.1. Основное понятие  ритуальное поведение………………………..…..5

1.2. Влияние религии на поведение…………………………………..…….7

1.3. Ритуал, как способ социализации……………………………….……12

2. Психологические аспекты  религиозных ритуалов……………….……..15

2.1. Психология   ритуалов  и  культовых действий………………...……..15

2.2.Ритуал как невербальная  коммуникация………………………...……..20

3. Практическое исследование отношения  к ритуалам  и

ритуальному поведению………………………………………………..……25

3.1.Наблюдение – как метод исследования  психологии религии…..……25

3.2. Опрос  об отношении  к религии и религиозным ритуалам  и 

результаты опроса………………………………………………………...….28

Заключение…………………………………………………………..……….32

Список используемой литературы………………………………...………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Согласно  общепринятому понятию религия, это совокупность  взглядов на мир, который основан на вере  в бога, и совокупность действий, в которых религиозный человек  выражает свое отношение  к богу, это нормы и правила поведения, которым должен следовать человек, и наконец,  объединения религиозных людей  в такие организации как церковь, монашеский орден, миссионерские или иные организации  и какими-либо другими  целями.

В развитых религиях, это феномен реализуется богословием, где понимание религия представляет собой связь  человека с непостижимым источником бытия. Те признаки, которые  фиксируют  эти проявления религиозной жизни, образуют  так называемый феномен религии, стремясь объяснить, понять его  природу и значение, определить его сущность.

Подход к объяснению  феномена религии  складывается в XIX веке, не предполагающий  заранее в качестве предпосылки  существование бога и его откровения. Так возникает стратегический подход к религии,  и возникает  различие между  богом как объектом  религиозной веры и богом как предметом  философского размышления.

Научный подход к объяснению религии становится предметом  научного исследования, который тщательно собирается и накапливается, обогащая тем самым  эмпирические данные, исторические сведения, наблюдения, которые касаются  религии  при этом анализируя, и обобщая  их на основании выработанных  научных мышлений.

Актуальность курсовой работы заключается в необходимости  найти    посредством темы «Проблема классификации ритуального поведения в психологии религии. Ритуал, как  невербальная  коммутация» ответы на вопросы  о понятиях ритуала, и ритуального поведения  посредством  невербальной коммутации.

Религия при этом изучается как составная часть культуры в ее взаимодействии с другими областями деятельности человека: как и какой образ мира, складывается в религиозном сознании, какие обязательства накладывает она на человека и как влияет на эмоциональную жизнь, на поведение индивида.

Цель курсовой работы изучить область ритуального поведения.

Задачи курсовой работы:

- провести анализ ритуального  поведения;

- выявить психологическое  содержание ритуального поведения;

- рассмотреть  особенности  ритуала, как невербальной коммутации;

Объектом  исследования является ритуальное поведение.

Предметов исследования являются основные направления религиоведческих исследований.

Курсовая работа состоит из трех глав,  семи параграфов, заключения, списка используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты понятия – ритуальное поведение

 

    1. Основное понятие  ритуальное поведение

 

Ритуал – это совместная деятельность, осуществляемая в виде церемониала, которая предполагает участие двух и более лиц. Которые несут в себе особый эмоциональный заряд, содержащийся вокруг четко определенного набора социальных объектов, предоставляющая участникам специфическое чувство торжественности и выхода за пределы обыденной реальности1.

Ритуалы совершаются под строгим контролем и не допускают вариаций, его исполнение обладает чертами драматического действия. Например, Эмиль Дюркгейм разделял ритуалы на две категории: позитивные и негативные, мирские или сакральные.

Позитивные ритуалы сводят участников, вместе поддерживая их социальное отношение.

Негативные ритуалы или по другому ритуалы избежания защищают от посягательств на их собственность других людей, или по другому «табу».

На основании многих наблюдений в современных западных обществах пришли межличностные ритуалы на смену сакральным. В отличие от социальных отношений, которые недоступны непосредственному изучению, между людьми взаимодействия могут изучаться.

Ритуалы могут исполняться по религиозным соображениям, мистическим с той целью, чтобы приобрести контроль над происходящим или контролировать частые происходящие события в естественном мире, к примеру, нарушения нравственных норм или факты рождения и смерти.

Значение ритуала в повседневной жизни можно объединить в трех утверждениях, во-первых, то, что вызывает проблему, может также вызывать усилия направленные на предотвращение проблематичных объектов, событий, где необходимым является отношение, которые не должны быть предприняты как организованные действия.

Во-вторых, группы обнаруживают признаки постоянно ведущейся борьбы, что считается проблематичным и предсказуемым.

В-третьих, в основе групповой организованной жизни находится сложная сеть ритуалов, таких как межличностных, позитивных и негативных, сакральных и мирских, которые после освоения и успешного воспроизводства представляют собой систематические способы превращения повседневной жизни в предсказуемую.

Понимание связей людей, само собой разумеющихся черт в жизни требует изучения ритуала, который находится на пересечении границ между обществом и конкретными людьми и требуют изучения на основании социальной психологии, религии и философии.

Само понятие религия за период своего существования постоянно менялось и поэтому дать однозначное определение очень сложно, но можно сказать с абсолютной уверенностью, что каждый человек определяет для себя ту или другую религию, что не обязательно в какой-то конкретной религии, это может быть и атеизм и поклонение солнцу, луне, дереву, увеличениям, что накладывает свой отпечаток на психику человека и считается одним из главных факторов2.

Само понятие религии остается одним остается трудным для определения и для этого есть определенные основания: по мнению П. Бергера, принятие религии считается делом вкуса, а Э. Даркгейм и М. Вебер создали основу для выделения двух типов религии номинального и реального. Дюркгейм стремился дать определения религии почти всем системам, которые признавались религиозными, включая теистические и нетеистические системы верования. Такое определение он основывал на различии духовного и светского и выделении общих функций религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Влияние  религии  на поведение

 

Одна из особенностей религии состоит в том, что она представляет определенный пласт культуры, который связан с опытом массового сознания, с нравственным многовековым наследием. Это способ каждодневного поведения, в котором решающая роль принадлежит не доводам разума и логики, а обыденное сознание3.

Влияние религии на личность усматривают в том, что религия прививает верующим систему личностных ценностных ориентаций.

Существует большое количество исследований, в которых личностные характеристики связываются с конкретными вероисповеданиями, преимущественно психоаналитического направления, в которых источником глубокой религиозности считается психопатология.

Некоторые американские исследователи, которые занимаются социальной психологией религии, пришли к выводу, что существует связь между религиозностью и политической консервативностью, нетерпимостью и фанатизмом.

Для тех, кто пришел к религии осознанно, действительно совершая определенный религиозный выбор, более значимое значение имело в этом случае созвучие избираемой веры сложившимся мировоззренческим и социальным установкам. Так попытки доказать существование связей между религией и личностью, адаптивностью и душевным здоровьем закончились неудачей. Иначе они закончиться и не могли, в связи с произошедшими изменениями интересов в сторону исследования социокультурных условий формирования и реализации религиозных верований и норм поведения.

Поэтому психология религии уделяла первостепенное внимание в вопросе индивидуальных психологических характеристик и различиям между верующими, в первую очередь, делая акцент на психологическом объяснении религии4.

Другими словами, если религия прежняя опиралась преимущественно на психологию личности, то религия настоящего времени предпочтение отдает психологии социальной.

При присутствии общих черт и особенностей сознания и поведения религиозных людей существуют между ними и определенные различия, которые в первую очередь связаны с принадлежностью к разнообразным профессиям, т.е. особенностями религиозных верований и культовых действий, которые могут выражаться в частоте посещения церкви, к нормам религиозного поведения, что представляет интерес для социологии религии, но не в коем разе не для психологии.

Одним из главных аспектов религиозности является нравственность. Религиозное влияние на поведение человека в решающей степени определено этикой, т.е. поведение человека определяется влиянием культурных «образцов», как традиционный подход к проявлению индивидуальной психологии.

Такой подход сегодня достаточно распространен, его эффективность держится на воображаемом, мнимом контакте, наиболее наглядно демонстрируя трактовку религии в «поведенческой психологии». Техника поведения заключается в том, что нужно делать, а что не надо.

В психологии религии одним из плодотворных направления является изучение религии, ее социально-психологический анализ, который направлен на преодоление крайностей – сведения о религии к индивидуальной психологии.

В наше время ситуация изменилась, на сегодняшний день одна из проблем это утрата многими людьми ощущения осмысленности жизни.

Человек не ставит вопрос о смысле жизни, а жизнь ставит перед нами этот вопрос, каждый из нас в отдельности должен найти тот смысл, который единственный и который кроется в жизни каждого. Человеку приходится отвечать на него и искать его ежедневно, ежечасно, отвечать не словами, а действием5.

Если, например, поставить людей в одни и те же условия, например в условия голода, то с возрастанием данной стадии все и индивидуальные различия сотрутся, и появится однообразное выражение – инстинкт, который считается общим показателем для самых разных людей. Совесть.

Вот что помогает нам искать и находить смысл жизни, которая направляет его в поисках и является «органом смысла». Только с помощью совести возникает возможность в приобретении осмысленной жизни. Однако совесть может и дезориентировать человека, так осуществляя смысл своей жизни, индивид может так и не знать, до самого последнего мгновения, смог ли он действительно реализовать себя.

Совесть и ответственность, эти два аргумента присущи как религиозным, так и нерелигиозным людям. Различие заключается только в том, что человек не задается вопросом о «высшей инстанции» кроме совести, перед которой он несет ответственность за реализацию своего смысла жизни, в отличие от религиозного человека, для которого смыслом жизни является бог.

Для того чтобы передавать знания, чтобы хватило чуткости расслышать требование, которое содержится в каждой ситуации все должно быть направлено на воспитание ответственности, способности разбираться в том, что в действительности имеет смысл, а что нет.

В повседневной жизни мы часто прибегаем к символическим действия, которые совершенно лишены смысла, т.е. являются сами по себе бесполезными, но, тем не менее, они имеют смысл в качестве символов, образов, которые делают понятным и доступным, направлены на выражение того, что невозможно выразить с помощью слов и на языке понятий.

Такое понимание характерно для современных исследований в области психоанализа, не ущемляя право на психологическое воздействие на личность со стороны религии и тех средств, которые она использует. К ним относятся многочисленные приемы: это внушение. Подражание, эмоциональное заражение, посты и другие способы6.

Информация о работе Проблема классификации ритуального поведения в психологии религии. Ритуал, как невербальная коммутация