Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:23, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить область ритуального поведения.
Задачи курсовой работы:
- провести анализ ритуального поведения;
- выявить психологическое содержание ритуального поведения;
- рассмотреть особенности ритуала, как невербальной коммутации;
Введение……………………………………………………….……………….3
1. Теоретические аспекты понятия – ритуальное поведение…………...…. 5
1.1. Основное понятие ритуальное поведение………………………..…..5
1.2. Влияние религии на поведение…………………………………..…….7
1.3. Ритуал, как способ социализации……………………………….……12
2. Психологические аспекты религиозных ритуалов……………….……..15
2.1. Психология ритуалов и культовых действий………………...……..15
2.2.Ритуал как невербальная коммуникация………………………...……..20
3. Практическое исследование отношения к ритуалам и
ритуальному поведению………………………………………………..……25
3.1.Наблюдение – как метод исследования психологии религии…..……25
3.2. Опрос об отношении к религии и религиозным ритуалам и
результаты опроса………………………………………………………...….28
Заключение…………………………………………………………..……….32
Список используемой литературы………………………………...………..34
Одной из психологических потребностей человека является потребность в высказывании наболевшего, дабы облегчить душу, открывшись другому человеку. Это нелегко, сделать для человека, так как трудно найти человека, которому можно было бы высказать свои переживания, свои ощущения, чтобы он был понят и услышан.
Церковь предлагает готовую форму, являясь своего рода профессиональным исповедником, гарантирующим тайну исповеди. В своей основе это психологический процесс, который может оказывать свое влияние и функционировать только согласно потребности, которая свойственна человеку вне зависимости от его отношения к религии.
Следовательно, религия на психологическом уровне сводится к определенному функционированию систем, которые не являются религиозными, но направлены на обеспечение психотерапевтического воздействия.
1.3. Ритуалы как способ социализации
Формирование человека, как существа социального происходит не одночастно, а постепенно, стадийно под влиянием множества факторов. Важную роль, как для маленьких сообществ, так и для общества в целом принадлежит ритуалам. Так посредством такого социального явления человек приобрел определенный статус в обществе. Не менее важным ритуал является и для отдельно взятого человека7.
Этот процесс называется – социализация, который постигается учеными начиная, с середины XIX века и продолжает исследоваться и в наши дни.
Общество полностью пропитано ритуалами и причина этому, то, что ритуал является неотъемлемой частью религии. Практически все культовые практики сопровождались множеством обрядов, которые проводились по каждому важному поводу, начиная от рождения и до смерти.
Один из ритуалов крещение проводился не только как религиозный обряд, но и как социальный смысл. Новорожденный не считался человеком, пока над ним не совершен ряд ритуальных действий, основной смысл которых состоял в «превращении» его в человека. Так в течение определенного срока он считается как бы несуществующим, не наделяется обязательными атрибутами (пояс, крест и т.д.), а в случае смерти его не хоронят на кладбище, а в особых местах. Это пример, который свидетельствует о том, что без определенного обряда, человек не может стать полноценной единицей общества.
Переход со статуса ребенка во взрослого человека также регламентируется прохождением определенных ритуалов, который сопровождался специальной постройкой хижины, ритуальным постом и ритуальными надрезами на теле девочки у арапешей, что будет являться свидетельством того, что девочка уже не является ребенком.
Такая же ситуация происходит и с переходом мальчиков во взрослый мир. Мальчиков проверяли на физическую развитость, выносливость. Во время проведения данного ритуала ребенок должен был доказать что он выносливый и сильный. Иногда данный вид сопровождался изнурительными испытаниями, и ребенок мог не выдержать всех этих испытаний. А пройдя весь этот ритуал, мальчик считался взрослым и его голос учитывался во всех вопросах, которые касались общины.
В современном обществе люди, также активно участвуют в ритуалах.
В исламе существует традиция обрезания. Возраст данной операции для разных народов был отличительным. Этот ритуал нельзя назвать исконно мусульманским, так как это ритуал использовали многие народы.
Например, у рехамна от 2 до 5 лет; в Феме между 2 и 10 годами, а в постиндустриальном мире это возраст варьируется для проведения данного ритуала, что обуславливает две причины: это различие народных традиций, которые оказывают влияние на религию и тот момент, что мировые организации по правам человека выступаю с негативными высказываниями в сторону ритуала и призывают запретить совершения данного действия над несовершеннолетними детьми.
Относительно женщин можно сказать, что у них тоже существует аналогичный ритуал, который насчитывает в мире от 100 до 140 миллионов женщин, подвергшихся этой операции.
Ритуал рождения так же претерпел изменения, никто не считает младенцев бесами, и не боится называть их именами, несмотря на принадлежность, к какой либо религии родителей. Ритуалы по поводу рождения все-таки существуют, но для современного общества, такие суеверия считаются бессмысленными8.
Один из ритуалов, это встреча новорожденного родственниками и близкими на пороге родильного дома. В обществе основное место принадлежит семье, именно в этой микро-группе формируется личность.
Ритуал перехода человека в статус взрослого представляет собой путь не такой однозначный как в традиционном обществе. В первую очередь это касается ритуалов старшей школы, когда выпускник с будущей первоклассницей дают первый звонок, дарят цветы и подарки, которые указывают на начало завершения их жизни в статусе школьников.
Переход от статуса школьника в новую жизнь тоже сопровождается не одним ритуалом. Их провожают как выпускников, выпускники прощаются со школой, и начинается взрослая жизнь. На это социализация человека как одно из претендентов постиндустриального общества не заканчивается.
Данный факт объясняется изменением структуры общества, так если раньше человек рождался, трудился и умирал в окружении своей семьи, то в постиндустриальном обществе человек предназначен для постоянной адаптации, в учебном заведении, на работе, в обществе, ему приходиться на протяжении всего жизненного пути участвовать в разных новых ритуалах.
Подводя итог вышесказанному следует отметить, что даже при изобилии ритуалов, как в традиционном так в постиндустриальном обществе они обладают множеством различий, а именно:
1. Основа ритуалов в традиционном обществе стоит на религиозных воззрениях, а в постиндустриальном обществе, когда религиозные ритуалы не обладают такое силой влияния на человека.
2. В итоге форма ритуалов разная, в традиционном обществе главным считаются перфоративные ритуалы.
3. В связи с тем, что в постиндустриальном обществе происходит появление новых ритуалов, появляется новый этап социализации, в связи с этим взрослый человек уже может адаптироваться к окружающему его миру.
4. Ритуалы, присутствующие в постиндустриальном обществе считаются более гуманными, нежели в традиционном.
2. Психологические аспекты религиозных ритуалов
2.1. Психология ритуалов и культовых действий
Культовые действия, именуемые в христианстве таинствами, совершаются коллективно, с помощью которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия.
В православии и в католической вере существуют семь таинств, у лютеран – крещение и причащение, а у Англиканской церкви – крещение, причащение, брак.
В религиозных системах представления о священном представляют мифологическую форму и выливаются в культовые действия, в первобытном обществе культовые действия были совместно с процессом материального производства и общественной жизни не выделяясь в самостоятельный вид деятельности9.
Раннехристианские общины не представляют собой церковной организации, складываясь из лиц, совместно выполняющих культовые действия, обладая разной степенью устойчивости.
Они могут образовываться на основе объединения одних и тех же лиц и в разовом порядке для совершения того или иного обряда. Действия проводя регулярно в одном и том же месте, нося устойчивый характер. Но культовое сообщество распадается только тогда, когда заканчиваются культовые действия.
Но в религиозной системе им принадлежит важная роль, так как обряды охватывают все сферы жизнедеятельности человека, обладая своими качественными особенностями.
Проводятся службы для церковного прославления святых, в также в честь чудотворных икон. Обязательными являются ежегодные культовые действия на православные праздники, воскресение Христово, Рождество Богородицы, Крещение Господне, Преображение Господне, Сошествие Святого духа на апостолов (День Святой Троицы), которые образуют годичный круг богослужения. В связи с этим, одни и те же культовые действия с точки зрения материального и естественного содержания приобретают в разных религиях свое отличие и идейно-символическое содержание10.
Особенности ритуала выявляются лучше всего при сопоставлении с другими жанрами поведения, как несимволическими, так и символическими. Ритуал относится к числу символических форм поведения, констатируя своего рода реальность, а не условность. Ритуал – это символика без оглядки на материальную сторону бытия, не давая возможность приблизиться и даже заново пережить, то чем должен человек руководствоваться в жизни.
В связи с тем, что религиозность это в первую очередь проблема человека, то и выбор духовных ценностей происходит дифференцированно, у одних это глубокий процесс, который связан со многими определенными составляющими психики, а у других он проявляется поверхностно, на основании этого и происходит формирование конкретной религиозной личности. Определенное стремление человека к познанию вселенной, самого себя и процессов в окружающем мире вечно, Невозможно охватить огромное количество научной информации накопленной человечеством, а процесс познания продолжается. Осваивая основные принципы, понятия и факты соответствующей науки, человек находит для себя ориентиры, чтобы в последующем воспользоваться приобретенными знаниями.
Существуют знания, которые необходимы специалисту для успешной деятельности в определенной области, но есть знания, которые необходимы для становления каждого человека как личности, с целью формирования его духовной культуры, вот к такому роду знаний относится религиоведение. Таким образом, проблема сущности и природы религии сегодня становится предельно актуальной. Не одно поколение ученых пыталось разобраться в религиозных вопросах, написано огромное количество литературы, споры не утихают до сих пор и высказываются различные точки зрения касаемые сущности религии и перспектив ее развития.
Одна из особенностей религии состоит в том, что она представляет определенный пласт культуры, который связан с опытом массового сознания, с нравственным многовековым наследием. Это способ каждодневного поведения, в котором решающая роль принадлежит не доводам разума и логики, а обыденное сознание11.
В ритуале человек не принадлежит себе в повседневной жизни. В ритуале представлен другой тип освоения- человек распространяет свою внутреннюю сущность, способность к творчеству. Поэтому ритуал все чаще рассматривается в качестве первоисточника будущих искусств, науки и философии.
Отмечено, что когда начинается разговор о ритуале и других формах поведения, его естественным аргументом считается обычай. Уже в самом первом приближении существует два уровня протекания жизни человека. Один из них направлен на выполнение ритуальной программы жизни, а другой на уровень повседневной жизни и быта, что является не самоценным в отличие от ритуального поведения.
Создается впечатление, что ритуал и обычай являются крайними точками в сфере символических форм поведения регламентирующих форму поведения.
Необходимо отметить, что главный ритуал, это основной календарный обряд, который совершается на стыке старого и нового года. Остальные ритуалы имеют свои продолжения, но уже на более низких уровнях ритуального текста традиции12.
Одним из главных условий действенности ритуала и других форм поведения, обозначенных в общих чертах, позволяет уточнить некоторые вопросы их соотношения.
Ритуал – это всегда событие, обозначающий некий период в жизни коллектива или отдельно взятого человека, в то время как система ритуалов направлена, прежде всего на урегулирование не только социальных, но и определенных моделей функционирования ритуала с точки зрения данного коллектива обеспечивая его благополучие.
Одним из важнейших условий ритуала считается его соотнесение с определенной точкой во времени и пространстве. К такому выводу можно прийти, если под обычаем понимать любое регламентированное поведение.
С изложенной точки зрения на соотношение ритуала и других форм поведения не вполне корректной представляется широко распространенная схема, согласно которой ритуал рассматривается в качестве «особой разновидности обычая».
2.2. Ритуал как невербальная коммутация
Невербальная коммутация – это обмен невербальными сообщениями между людьми, которая возможна в каждой культуре, где закреплено определенное значение, которое понятно всем окружающим, а случае необходимости возможно придание смысла, который будет понятен лишь нескольким посвященным, это например кашель, может стать определенным сигналом, который предупреждает о прибытии начальства.
Невербальные сообщения способны передавать определенную информацию, в первую очередь о личности коммуникатора, об их отношениях друг с другом, типе их отношений, а также и динамике взаимоотношений. Также это информация и об отношениях участников коммуникации к самой ситуации13.
В большинстве случаев мы не утруждаем себя сознательными размышлениями о том, каким образом приветствовать других людей, как дать понять собеседнику, что теперь настала наша очередь говорить, как показать партнеру, что мы верим его словам, или каким образом следует с ним попрощаться. Мы совершаем все эти действия для структурирования взаимодействия – для регулирования процессов вступления во взаимодействие, обмена репликами и расставания. Однако, как показано далее, эти действия также богаты содержанием. Когда они становятся предметом нашего сознательного размышления, мы начинаем понимать всю важность заключенных в них посланий.