Проблема классификации ритуального поведения в психологии религии. Ритуал, как невербальная коммутация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить область ритуального поведения.
Задачи курсовой работы:
- провести анализ ритуального поведения;
- выявить психологическое содержание ритуального поведения;
- рассмотреть особенности ритуала, как невербальной коммутации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………….……………….3
1. Теоретические аспекты понятия – ритуальное поведение…………...…. 5
1.1. Основное понятие ритуальное поведение………………………..…..5
1.2. Влияние религии на поведение…………………………………..…….7
1.3. Ритуал, как способ социализации……………………………….……12
2. Психологические аспекты религиозных ритуалов……………….……..15
2.1. Психология ритуалов и культовых действий………………...……..15
2.2.Ритуал как невербальная коммуникация………………………...……..20
3. Практическое исследование отношения к ритуалам и
ритуальному поведению………………………………………………..……25
3.1.Наблюдение – как метод исследования психологии религии…..……25
3.2. Опрос об отношении к религии и религиозным ритуалам и
результаты опроса………………………………………………………...….28
Заключение…………………………………………………………..……….32
Список используемой литературы………………………………...………..34

Файлы: 1 файл

Ритуальное поведение.docx

— 67.55 Кб (Скачать файл)

Под невербальным (поведенческим) ритуалом понимаются определенные действия, совершающиеся в строго определенном порядке и сопровождающие речевое высказывание (простертые вверх руки, приклоненная голова, взмах кадилом при совершении обряда внутреннего (духовного) и внешнего (телесного) очищения; склонение головы как знак смирения; коленопреклонение, как знак мольбы или благодарности Всевышнему; осенение себя крестным знамением как знак ограждения верующего от опасности, врагов, страстей).

По типу физического восприятия религиозные знаки религиозного могут быть слуховыми или акустическими (звон колокола, призыв к началу и окончанию коллективной молитвы), оптическими или визуальными (поклоны, элементы одежды священнослужителей), осязательными или вкусовыми (ароматические бальзамы и благовония), тактильными (ритуальное целование иконы, целование поручи священнослужителя). По степени абстракции в представляется возможным выделить знаки-копии (иконы) и знаки-символы.

Среди жанров религии именно молитва и исповедь наряду с вербальным, имеют и невербальный компонент в своей структуре14.

Одним наиболее характерных жанров в религии является молитва. Молитва предполагает обращение, просьбу, мольбу, при этом обратной связи не существует, она не обладает вербальным выражением.

Чаще всего молитва развивается на основании определенного сценария: просьба, мольба, выражение благодарности. По форме молитва представляет монолог, но вместе с тем это и определенный признак диалогности, так как верующий в период молитвы находится в постоянном диалоге с Богом. Сознание предполагает мысленный ответ самому себе. Произнося молитву, человек мысленно определяет для себя всевозможные ответы, которые приемлемы для его вопрошания.

Исповедь является одним из семи таинств церкви, в котором вопрошаемому прощаются содеянные им грехи и дается благодатная помощь на исправление жизни. Роль священника в этом случае - внимательно выслушать все, что сказано человеком, согласиться с правильностью проведенной оценки, одобрить его желание и готовность раскаяться и встать на путь исправления.

 Выговариваясь  перед священником, человек в  душе исповедуется перед самим  собой. Ритуал играет важную роль  в религии. Церковный ритуал ценен  традиционностью и эмоциональностью. Все события происходящие в  жизни человека сопровождаются  не просто ритуалом, но и переживаются  на основании совершения ритуала  будь то крещение, рождение или смерть. В конечном счете, религия строится на обрядовой стратегии

Важную роль в религии играет ритуал. Только в религии выделяется такой жанр как «безмолвная внутренняя молитва». В любом другом типе первое место принадлежит речевой деятельности, только в религии ритуал доведен до своей высшей ступени, являясь основой религиозного общения, где на первом месте ритуал, установленный порядок обрядовых действий при совершении религиозного действа15.

Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения.

Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением.

Все остальные правила различны.

Невербальная коммутация это обмен невербальными сообщениями между людьми, которая возможна в каждой культуре, где закреплено определенное значение, которое понятно всем окружающим, а случае необходимости возможно придание смысла, который будет понятен лишь нескольким посвященным, это например кашель, может стать определенным сигналом, который предупреждает о прибытии начальства.

Невербальные сообщения способны передавать определенную информацию, в первую очередь о личности коммуникатора, об их отношениях друг с другом, типе их отношений, а также и динамике взаимоотношений. Это также информация и об отношениях участников коммуникации к самой ситуации.

Невербальные сообщения всегда ситуативны, можно понять состояние участников, но нет возможности получить информацию об отсутствующих предметах или происшествиях.

Невербальные сообщения считаются синтетичными и их невозможно разложить на отдельные составляющие, они обычно непроизвольны и спонтанны16.

В основе невербальной коммутации существуют два источника – социальный и биологический, приобретенный и врожденный. Даже в том случае, когда люди хотят скрыть свои намерения, они могут контролировать свою речь, но при присутствии невербальной коммутации такое поведение контролю практические не поддается. Элементы невербальной коммутации способствуют лучшему понятию способов, с помощью которых находит свое отражение межкультурный смысл общения.

Мимика представляет собой все изменения выражения лица человека, она является важнейшим элементом невербальной коммутации, именно по выражению лица позволяет получать информацию понимать вас партнер или нет. Именно мимика позволяет показать эмоции заключающиеся то ли в печати или в радости, отвращении или гневе. Считается, что в выражении лица участвует 55 компонентов.

При проведении исследования поведения представителей разных культур было установлено. Что при общении люди разнообразных культур используют разные виды прикосновений к своим собеседникам, это рукопожатие, поцелуи, поглаживания и т.д.

Как показали исследования на основании прикосновений процесс коммутации может быть разнообразный в зависимости от того как протекает процесс и с какой эффективностью. Существует даже такое мнение, что люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разными способами и в разных местах в зависимости от цели и характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическое исследование отношения  к ритуалам  и ритуальному поведению

 

3.1. Метод исследования  психологии религии

 

Наблюдение - этот метод считается особенно эффективным, так как те сведения, которые необходимы для исследования получают путем изучения поведения в привычных условиях, особенно во время богослужения, молитвы и т.д. Но возможности этого метода и ограничены на основании того, что фиксирует он внешние проявления религиозности, между тем оставляя без внимания наиболее интересное – те переживания, которые происходят внутри человека, проникнутых религиозной верой17.

Опрос (в форме анкеты или интервью) – это метод, на основании которого приобретаются данные о реальной жизни опрошенных верующих, их социально-психологические и мировоззренческие ориентации.

Эксперимент, это метод направлен на естественность, т.е. никакие искусственные вмешательства не допустимы в религиозную деятельность. Например, верующие слушают проповедь, которую произносит проповедник определенного содержания, по тем аргументам, которые были высказаны во время проповеди кто ее слушал и нет, делаются аналитические выводы об эффективности использованных в проповеди пропагандистских приемов, личностных качеств оратора и т.д.

Исследование документов, когда исследователи религиозной психологии свои рассуждения основывают на дневниках и автобиографиях отшельников, аскетов и религиозных мистиков. Это метод позволяет проникнуть во внутренний мир верующего человека, но применяя этот метод можно получить и ошибочные результаты.

Как видно, каждый из указанных методов позволяет решить те исследовательские задачи, которые стоят перед психологами в изучении психологии религии. Только комплексное применение упомянутых методов может позволить обеспечить достаточный уровень обобщения.

При рассмотрении психологии религии можно выделить два вида отношений, это или беспристрастный подход или теолетический подход. При рассмотрении беспристрастного подхода следует отказаться от вопроса об истинности или ложности религиозных представлений, что является неприемлемым в компетенции психологии как науки, это было решено на XV Всемирном психологическом конгрессе. Но все-таки при рассмотрении этого подхода представители более склонны считать множество психических проявлений религиозности как следствие переориентации человеческой психики.

 В психологии религии, широко применялся метод направленный на изучение документов. Так в книге «Многообразие религиозного опыта» американский философов и психолог У. Джемс (1842-1910 гг.) опирался на дневники и автобиографические записки религиозных мистиков. Конечно, данные документы представляют особый интерес для психолога-религиоведа, но следует также учитывать и тот факт, что субъективные свидетельства религиозных мистиков требуют сугубо критического подхода, направленного на вскрытие объективного содержания и реальные причины мистических состояний18.

Психология религии широко использует метод опроса, который проводится у верующих в двух основных формах: в форме письменной анкеты и устного интервью.

Анкета имеет то преимущество, что легче провести статистическую обработку, что способствует выявлению общих социальных процессов, интервью в свою очередь может строиться не обязательно на основании четко фиксированного перечня вопросов и ответов.

Большую ценность для психолога, которые изучает вопросы верующих, представляет свободное, не фиксированное интервью, в процессе которого верующий может поделиться своими мыслями, переживаниями, рассказать о своем внутреннем мире полно, подробно.

Следует отметить, в тоже время, что доля на проведение анкетирования и интервью не настолько может быть и велика. Как правило, стереотипный вопрос, вызывает и общий стереотипный ответ, который в свою очередь соответствует требованиям, но не всегда возникает возможность в том, чтобы можно было отразить подлинные внутренние убеждения опрашиваемого человека19.

Как показывает практика, при психологических исследованиях религиозности большую ценность представляют вопросы из жизни, которые позволяют выявить реальную мотивацию поведения опрашиваемого, его истинные мировоззренческие ориентации и установки.

Главным в психологии религии является соблюдение комплексного методологического оснащения, так как комплексный подход в изучении психики верующих может обеспечить достижение определенных научных результатов, предполагающий использование разных методов.

У разных исследователей методы исследования принимали разные формы. К.Гиргезон применил метод изучающих переживания. Эксперимент состоял в том, что испытуемому предлагали тест религиозного содержания и фиксировали эмоции и мысли, которые были спровоцированы чтением. Особую известность получили эксперименты с применением фармакологических средств, этот метод использовал С.Гроф, применяя наркотические вещества в психоаналитическом лечении.

Разумеется, перечисленные методы не исчерпывают весь арсенал средств, можно упомянуть также тестирование, составление психологических шкал, метод семантического дифференциала и др. Во многих исследованиях используются сложные, многосоставные методы, например, когда вопросы психологии религии рассматриваются в контексте медицинской психологии, психоанализа и т. п.

 

 

3.2.  Опрос  об  отношении к религии и религиозным  ритуалам и результаты опроса

 

Наблюдение было и остается одним из важнейших методов исследования, прежде всего религиозного поведения. В психологии религии применяется наблюдение, как индивидов, так и в группе20.

Опрос, это метод заимствованный из социологии, в значительной степени метод свободный от субъективизма и отличается высокой информативностью, его преимущество заключается в том, что он дает определенную информацию, которая допускает математическую обработку, позволяющую выводить статистические закономерности, например, относительно религиозной установки с принадлежностью к определенной социальной группе. Одним из первопроходцев являются исследователи американской школы психологии религии в конце XIX века Э.Старбэк и Дж.Леуба.

 Анкета  «Отношение  к православной  вере и ее  традициям». Опрос проводился среди 20 человек в возрасте от 18 лет и старше. 

  1. Как Вы относитесь к религии?
  • положительно – 80%;
  • отрицательно – 16%;

-   никак – 4%.

  1. Отношение к православным верующим?
  • положительно – 66%;

-  отрицательно – 14%;

-  нейтрально – 20%.

3. Нужно ли современному человеку быть верующим?

- да – 62%;

- не знаю – 22%;

- нет – 16%.

4. Как часто Вы посещаете церковь?

- по праздникам – 20%;

- по необходимости – 54%;

- раз в неделю – 2%;

- не посещаю – 24%.

5. Отношение к православным праздникам?

- положительно – 72%;

- отрицательно – 14%;

- нейтрально – 14%.

        6. Отношение к православным ценностям?

- положительно – 70%;

         - отрицательно – 14%;

        - нейтрально – 16%.

7. Отношение к  православным ритуалам?

        - положительно – 80%;

         - отрицательно – 4%;

         - нейтрально – 16%.

8. Что, на Ваш, взгляд дает религия?

  - помогает познать  мир – 15%;

  - помогает преодолевать  трудности –10%;

  - обосновывает мораль  – 20%;

  - укрепляет связь между народами – 10%;

  - оказывает психологическую поддержку – 30%;

  - оказывает эмоциональную  помощь – 15%.

9. Как бы Вы отнеслись к факту крещения ребенка Вашим близким родственником или другом?

 - положительно – 78%;

Информация о работе Проблема классификации ритуального поведения в психологии религии. Ритуал, как невербальная коммутация