Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:23, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить область ритуального поведения.
Задачи курсовой работы:
- провести анализ ритуального поведения;
- выявить психологическое содержание ритуального поведения;
- рассмотреть особенности ритуала, как невербальной коммутации;
Введение……………………………………………………….……………….3
1. Теоретические аспекты понятия – ритуальное поведение…………...…. 5
1.1. Основное понятие ритуальное поведение………………………..…..5
1.2. Влияние религии на поведение…………………………………..…….7
1.3. Ритуал, как способ социализации……………………………….……12
2. Психологические аспекты религиозных ритуалов……………….……..15
2.1. Психология ритуалов и культовых действий………………...……..15
2.2.Ритуал как невербальная коммуникация………………………...……..20
3. Практическое исследование отношения к ритуалам и
ритуальному поведению………………………………………………..……25
3.1.Наблюдение – как метод исследования психологии религии…..……25
3.2. Опрос об отношении к религии и религиозным ритуалам и
результаты опроса………………………………………………………...….28
Заключение…………………………………………………………..……….32
Список используемой литературы………………………………...………..34
- отрицательно – 10%;
- нейтрально – 12%.
10. Относите ли Вы себя
к какому-либо религиозному
- нет – 20%;
- православный христианин – 70%;
- католик – 10%;
- греко-католик - ;
- язычник - .
11. Какой характер носит
отмечание религиозных
- полностью религиозный, с соблюдением всех правил – 70%;
- полностью светский характер, никакого религиозного подтекста, просто праздник, как и 1-е мая – 10%;
- просто праздник со своими традициями, происхождение которых не имеет значения (просто так сложилось исторически) – 20%.
12. Ваше отношение к смене религии?
- это недопустимо – 75%;
- меня моя религия устраивает, а остальные пусть делают что хотят – 15%;
- это не правильно, потому надо что бы человек сам изначально ее выбирал – 10%.
13. Принимаете ли вы веру других религий? (то есть не имеете ничего против них)
- да, конечно – 45%;
- да, если человек не агрессивен в своих убеждениях – 25%;
- нет, есть только моя вера – 30%.
Как показал опрос, число верующих за последнее время изменилось, поэтому не представляется возможным определить людей, которые считают себя православными. Например, на вопрос, как часто вы посещаете Церковь, можно примерно определить кто из опрошенных действительно верующие (76%). Поэтому православное самоопределение, которое мы видим по результатам опроса – скорее только культурно-историческое отождествление, а не признание своей религиозности.
Соответственно, в сознании людей, которые считают себя православными не совсем созрело само понятие верующего, что в данной ситуации неизбежно.
Заключение
В психологии религии одним из плодотворных направления является изучение религии, ее социально-психологический анализ, который направлен на преодоление крайностей – сведения о религии к индивидуальной психологии.
Само понятие «религия» за период своего существования постоянно менялось и поэтому дать однозначное определение очень сложно, но можно сказать с абсолютной уверенностью, что каждый человек определяет для себя ту или другую религию, что не обязательно в какой-то конкретной религии, это может быть и атеизм и поклонение солнцу, луне, дереву, увеличениям, что накладывает свой отпечаток на психику человека и считается одним из главных факторов.
Научный подход к объяснению религии становится предметом научного исследования, данные к которому тщательно собираются и накапливаются, обогащая тем самым эмпирические данные, исторические сведения, наблюдения, которые касаются религии, при этом анализируя и обобщая их на основании выработанных научных мышлений.
Исследование документов, когда исследователи религиозной психологии свои рассуждения основывают на дневниках и автобиографиях отшельников, аскетов и религиозных мистиков. Это метод позволяет проникнуть во внутренний мир верующего человека, но применяя этот метод можно получить и ошибочные результаты.
Наука о религии направлена на реализацию свободы совести, формируя определенное понятие свободы совести, предоставляя необходимую информацию о нормах права, способствуя становлению качеств гражданина в социально-политических процессах, выявляя главное и второстепенное в религиозном вопросе.
Особенности ритуала выявляются лучше всего при сопоставлении с другими жанрами поведения, как несимволическими, так и символическими. Ритуал относится к числу символических форм поведения, констатируя своего рода реальность, а не условность.
В связи с тем, что религиозность это в первую очередь проблема человека, то и выбор духовных ценностей происходит дифференцированно, у одних это глубокий процесс, который связан со многими определенными составляющими психики, а у других он проявляется поверхностно, на основании этого и происходит формирование конкретной религиозной личности. Определенное стремление человека к познанию вселенной, самого себя и процессов в окружающем мире вечно, Невозможно охватить огромное количество научной информации накопленной человечеством, а процесс познания продолжается. Осваивая основные принципы, понятия и факты соответствующей науки, человек находит для себя ориентиры, чтобы в последующем воспользоваться приобретенными знаниями.
Существуют знания, которые необходимы специалисту для успешной деятельности в определенной области, но есть знания, которые необходимы для становления каждого человека как личности, с целью формирования его духовной культуры, вот к такому роду знаний относится религиоведение
Список используемой литературы
1. Ардашкин И.Б. Психология религий: Учебное пособие – Томск, 2010 – 245с.
2.Аникин Д. А. История религии. Конспект лекций / Д. А. Аникин. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2010. – 192 с.
3.Аникин Д. А. История религии. Конспект лекций / Д. А. Аникин. - М.: Юрайт, 2011. – 192 с.
4. Борунков,Ю.Ф.. Яблоков И.Н., Никонов К.И.. Основы религиоведения. – М.: Высшая школа, 2008. – 568 с.
5.Ермишин О. Т. Философия религии. Концепции религии в зарубежной и русской философии / О. Т. Ермишин. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. – 224 с.
6. Завалько Г. А. Проблема соотношения морали и религии в истории философии / Г. А. Завалько. - М.: КомКнига, 2010. – 216 с.
7. Касьянов В.В.. Социология массовой коммуникации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 432 с.
8. Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник. Серия: Учебник. Издательство Дашков и К. 2008. – 488 с.
9. Матецкая А.В., Самыгин С.И. Религиоведение. Краткий курс. Издательство Феникс. 2008. – с.224
10. Майерс, Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2010. – 793с.
11. Носкова О.Г. Психология. М., 2008. – 123с.
12. Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М. 2008.- 289с.
13. Романин А. Н. Практическая психология философии и религии (курс лекций) / А. Н. Романин. - М.: Говорящая книга, 2012. – 528 с.
14. Соколов Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. М., 2010. – 367с.
15. Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология. В 7т. Под ред. Братуся Б.С. Т.1. М.: Академия, 2008. – 235с.
16. Шохин В. К. Философия религии и ее исторические формы (античность - конец XVIII в.)/В. К. Шохин; Учреждение РАН Ин-т философии. – М.:Альфа-М,2010. – 784с
17. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – М.: Азбука-Классика, 2008. – 256 с.
18. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2008. – 234с.
1 Носкова О.Г. Психология. М., 2008.- 123с.
2 Матецкая А.В., Самыгин С.И. Религиоведение. Краткий курс. Издательство Феникс. 2008. – с.224
3 Борунков,Ю.Ф.. Яблоков И.Н., Никонов К.И.. Основы религиоведения. – М.: Высшая школа, 2008. – 568 с.
4 Аникин, Д. А. История религии. Конспект лекций / Д. А. Аникин. - М. : Юрайт, 2011. - 192 с
5 Ардашкин И.Б. Психология религий: Учебное пособие – Томск, 2010-245с.
6 Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник. Серия: Учебник. Издательство Дашков и К. 2008. - 488 с.
7 Майерс, Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2010. - 793с.
8 Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М. 2008.- 289с.
9 Романин, А. Н. Практическая психология философии и религии (курс лекций) / А. Н. Романин. - М.: Говорящая книга, 2012. - 528 с.
10 Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2008.-234с.
11 Ардашкин И.Б. Психология религий: Учебное пособие – Томск, 2010-45с.
12 Борунков,Ю.Ф.. Яблоков И.Н., Никонов К.И.. Основы религиоведения. – М.: Высшая школа, 2008. – 69 с.
13 Касьянов В.В.. Социология массовой коммуникации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 432 с.
14 Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник. Серия: Учебник. Издательство Дашков и К. 2008. - 158 с.
15 Касьянов В.В.. Социология массовой коммуникации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 212 с.
16 Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М. 2008.- 289с.
17 .Романин, А. Н. Практическая психология философии и религии (курс лекций) / А. Н. Романин. - М. : Говорящая книга, 2012. - 158 с.
18 Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.1. М.: Академия, 2008.- 95с.
19 Завалько, Г. А. Проблема соотношения морали и религии в истории философии / Г. А. Завалько. - М. : КомКнига, 2010. - 216 с.
20 Аникин, Д. А. История религии. Конспект лекций / Д. А. Аникин. - М. : Юрайт, 2011. - 42 с