Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:30, курсовая работа
Цель данной работы - всестороннее изучение личности в социальной психологии.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
Изучить литературу, посвященную исследуемому вопросу.
Проанализировать литературу прикладного характера о проблеме личности в социальной психологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТИ……..5
ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………………………… 12
2.1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ……………………………………………………………………. 12
2.1.1.Содержание процесса социализации………………………………… 14
2.1.2.Стадии процесса социализации…………………………………….. 16
2.1.3.Институты социализации…………………………………………… ….20
2.2.СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА……………………………………………………… 22
2.3.ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ……………………………………………. 26
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………….36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра психологии
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Курсовая работа по социальной психологии
МОСКВА
2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТИ……..5
ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………………………… 12
2.1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ……………………………………
2.1.1.Содержание процесса социализации………………………………… 14
2.1.2.Стадии процесса
социализации……………………………………..
2.1.3.Институты социализации…………………………………………… ….20
2.2.СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА……………………………………………………… 22
2.3.ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ……………………………………………. 26
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА ИССЛЕДОВАНИЙ
ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………….36
ВВЕДЕНИЕ
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. Ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения. Многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.
Характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей.
Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.
Важнейшими
социогенными слагаемыми
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества. Самой запутанной является проблема личности. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, ясный и точный ответ до сих пор не дан.
Трудность состоит в том, что между людьми много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, сложными и непредсказуемыми. Среди более пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют и не делают невозможным, решение задачи по установлению общего, что объединяет представителей человеческой расы.
Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ: К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С.Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.
Акцентируются социально-обусловленные характеристики личности, формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия и социализации. Личность является одним из объектов социальной психологии.
Специфика социально-психологического исследования личности, состоит в изучении взаимодействия явления, обозначаемого термином “личность” с другими явлениями, изучаемыми социальной психологией.
Объектом исследования – личность в социальном контексте.
Предметом исследования – пробл
Цель данной работы - всестороннее изучение личности в социальной психологии.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТИ
За последнее столетие в отечественной науке сложился ряд теоретических подходов, имеющих принципиальное значение для разработки проблем социальной психологии личности.
С.Л. Рубинштейном и Б.Г.
Эти положения С.Л. Рубинштейна говорят о становлении в особой целостности-личности, включающей в себя взаимозависимые свойства, обусловленные самим процессом социализации в обществе с его противоречиями и противоположностями. Подход С.Л. Рубинштейна отличается спецификой разнонаправленных обусловливаний личности и отвергает “абсолютизацию” какой-либо одной детерминанты.
Б.Г. Ананьев рассматривает
Концепция Б.Г. Ананьева предполагает, что характеристики личности раскрываются через общественные отношения и определяемые ими функции. Любые свойства человека как субъекта (носителя активности) и свойства человека как индивида (биологические и психологические) могут быть включены в любые из социальных связей. Множество социально-психологических свойств личности определяет то, что личность — современник определенной эпохи, занимающий определенное положение в обществе, субъект общественно-политической деятельности, современник определенного поколения, член семьи. Она характеризуется определенной национальностью и примыкает к ее культуре. Личность как общественный индивид характеризуется мотивами и общественными функциями, которые обусловлены нормами морали и права, эталонами поведения, выполняемыми ролями, индивидуально-типическими особенностями. Социальное формирование человека не ограничивается формированием личности, в его процессе происходит становление субъекта познания и деятельности.
Подход к анализу личности как системы отношений предложен В.Н. Мясищевым. Единство и многообразие личности раскрываются через взаимосвязь и многообразие отношений. Это требует выделения в структуре личности доминирующих отношений, характеризующих ее направленность (отношение к людям, себе, к предметам внешнего мира). В его понимании, качественная составляющая становления личности заключается в превращении персонального отношения в принципиальное, при котором происходит переход к самостоятельному действию. Постепенное развитие отношения к свойству личности и есть суть ее становления.
Культурно-историческая
Воззрения Л.С. Выготского на природу личности стали своего рода идеологией для многих последующих психологов, которые не только “выступали” в рамках его концепции, но стали продолжателями идей, создали новые теории.
А.Н. Леонтьев, разрабатывая концепцию
психологической теории
Его положения
о смысловых образованиях
Центральное звено этой концепции, подчеркивает А.В. Петровский, понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Основная характеристика личностных смыслов — это зависимость от места человека в системе общественных отношений, социальной ситуации развития. Для разработки проблемы личности наиболее существенным является принцип деятельностного опосредования. Речь идет об иерархии деятельностей, осуществляющих жизнь личности в разноуровневых системах общественных отношений, в социальных группах.
Все крупнейшие отечественные исследователи внесли свой вклад в разработку “деятельностного” подхода — теории, рассматривающей психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивида. Основанием системы, которое определяет развитие и функционирование личности, является предметная деятельность. Анализ системы деятельностей, в которых осуществляется жизнь человека в социуме, приводит к раскрытию личности как многоуровневого системного образования.
“Личностный подход”, предложенный К.К. Платоновым и Е.В. Шороховой, предполагает введение личности в предмет социальной психологии, изучение особенностей психического склада личности проявляется в любом из явлений изучаемом социальной психологией. Конкретизация этого подхода прослеживается и в работах К.А. Абульхановой-Славской и В.В. Новикова. Основной тезис заключается в том, что личность в общественных отношениях выступает во всей своей целостности, неотрывной от своих состояний и психических явлений.
Личность как субъект деятельности рассматривается в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Л.А. Головей и др. Считается, что личность проявляется и формируется в деятельности и в своем отношении к деятельности. Выступая как субъект жизнедеятельности, личность включается в закономерность причин и следствий общественной роли, развиваясь и изменяя ход общественных событий. Важнейшей особенностью личности как субъекта деятельности К.А. Абульханова-Славская считает возможность изменения позиции личности по ходу осуществления деятельности. Делается вывод о том, что, учитывая отношение личности к своей деятельности, можно определить не только меру активности личности, но и какие возможности она предоставляет для развития личности. Четко формулируется методологическая задача, согласно которой психология, рассматривая внутренние механизмы развития личности, этапы становления, основывает и учитывает социальные условия и цели становления личности. Методологический анализ заключается в том, чтобы “выявить механизм или способ или “персонификацию” воздействия социальных условий на личность”. Закладывается один из основных значимых принципов социально-психологического изучения становления личности в процессе ее социализации, а “персонификацией” может служить рассмотрение институтов социализации в их диалектике. А.А. Бодалев подчеркивает, что личность выступает как выразитель общечеловеческих ценностей, реализуя которые, человек усиливает свою “личностность”. “Самотворение” личности человеком осуществляется через интенсивную работу его внутреннего мира, в результате чего принимаются решения, претворяющиеся в поступках, приумножающих основные ценности жизни.
Информация о работе Проблема личности в социальной психологии