Проблема личности в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - всестороннее изучение личности в социальной психологии.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
Изучить литературу, посвященную исследуемому вопросу.
Проанализировать литературу прикладного характера о проблеме личности в социальной психологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТИ……..5
ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………………………… 12
2.1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ……………………………………………………………………. 12
2.1.1.Содержание процесса социализации………………………………… 14
2.1.2.Стадии процесса социализации…………………………………….. 16
2.1.3.Институты социализации…………………………………………… ….20
2.2.СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА……………………………………………………… 22
2.3.ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ……………………………………………. 26

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………………………………………..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БУНЬКА.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ  ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра психологии

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Курсовая работа по социальной психологии

                                                Студентки 4 курса 23ПКз

                                                Психологического факультета

                                                Смирновой Н.Я.

 

                                                Научный руководитель:

                                                Галстян О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА

2007

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТИ……..5

ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………   12

2.1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ……………………………………………………………………. 12

2.1.1.Содержание процесса социализации…………………………………  14

2.1.2.Стадии процесса социализации……………………………………..    16

2.1.3.Институты социализации…………………………………………… ….20

2.2.СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА……………………………………………………… 22

      2.3.ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ……………………………………………. 26

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………………………………………..31

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

         Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. Ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения.                                Многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

      Характеристикой личности человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей.

           Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре.

          Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное  “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

 Важнейшими  социогенными слагаемыми личности  являются социальные роли, выполняемые  ею в различных общностях. Субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представлений о собственной особе, и отраженное “Я”, есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

         Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества. Самой запутанной является проблема личности. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, ясный и точный ответ до сих пор не дан.

         Трудность состоит в том, что между людьми много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, сложными и непредсказуемыми. Среди более пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют и не делают невозможным, решение задачи по установлению общего, что объединяет представителей человеческой расы.

      Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ: К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С.Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.

        Акцентируются социально-обусловленные характеристики личности, формирование в ней определенных качеств в результате социального воздействия и социализации. Личность является одним из объектов социальной психологии.

      Специфика социально-психологического исследования личности, состоит в изучении взаимодействия явления, обозначаемого термином “личность” с другими явлениями, изучаемыми социальной психологией.

  Объектом исследования – личность в социальном контексте.

  Предметом исследования – проблемы личности в социальной психологии.

 Цель данной работы - всестороннее изучение личности в социальной психологии.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

    • Изучить литературу, посвященную исследуемому вопросу.
    • Проанализировать литературу прикладного характера о проблеме личности в социальной психологии.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТИ

 

             За последнее столетие в отечественной науке сложился ряд теоретических подходов, имеющих принципиальное значение для разработки проблем социальной психологии личности.

            С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым разработан процессуальный подход к анализу личности. Согласно С.Л. Рубинштейну, личность понимается как основание, интегрирующее все психические процессы, свойства и состояния, позволяет взглянуть на личность как универсальное образование, оптимизирующее все психические явления и само определяющееся ими. Важное заключение С.Л. Рубинштейна о “самоценности” психического начала в духовной жизни личности и “возвращении” личности ее переживания дает возможность рассматривать проблему становления личности в единстве с ее, личности, переживанием и отношением, которые находят свое воплощение в удовлетворенности собой, жизнью, отношениями, трудом. С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что личность проявляется и формируется в деятельности, она и предпосылка, и результат ее деятельности, следовательно, различные аспекты поведения не только являются проявлениями личности, но и способствуют ее становлению. В деятельности “… основные свойства … смыкаются в единстве личности”, взаимодействуя и взаимопроникая друг в друга.

          Эти положения С.Л. Рубинштейна говорят о становлении в особой целостности-личности, включающей в себя взаимозависимые свойства, обусловленные самим процессом социализации в обществе с его противоречиями и противоположностями. Подход С.Л. Рубинштейна отличается спецификой разнонаправленных обусловливаний личности и отвергает “абсолютизацию” какой-либо одной детерминанты.

          Б.Г. Ананьев рассматривает проблему  личности с точки зрения жизненного  пути в комплексном подходе  к изучению человека.

         Концепция Б.Г. Ананьева предполагает, что характеристики личности раскрываются через общественные отношения и определяемые ими функции. Любые свойства человека как субъекта (носителя активности) и свойства человека как индивида (биологические и психологические) могут быть включены в любые из социальных связей. Множество социально-психологических свойств личности определяет то, что личность — современник определенной эпохи, занимающий определенное положение в обществе, субъект общественно-политической деятельности, современник определенного поколения, член семьи. Она характеризуется определенной национальностью и примыкает к ее культуре. Личность как общественный индивид характеризуется мотивами и общественными функциями, которые обусловлены нормами морали и права, эталонами поведения, выполняемыми ролями, индивидуально-типическими особенностями. Социальное формирование человека не ограничивается формированием личности, в его процессе происходит становление субъекта познания и деятельности.

        Подход к анализу личности как системы отношений предложен В.Н. Мясищевым. Единство и многообразие личности раскрываются через взаимосвязь и многообразие отношений. Это требует выделения в структуре личности доминирующих отношений, характеризующих ее направленность (отношение к людям, себе, к предметам внешнего мира). В его понимании, качественная составляющая становления личности заключается в превращении персонального отношения в принципиальное, при котором происходит переход к самостоятельному действию. Постепенное развитие отношения к свойству личности и есть суть ее становления.

         Культурно-историческая концепция  Л.С. Выготского занимает ведущее место в отечественной психологии личности. Личность незримо присутствует в процессе культурного развития человека. В его работах прослеживается мысль о необходимости изучать человеческую личность в комплексе его высших психических функций.

      Воззрения  Л.С. Выготского на природу  личности стали своего рода идеологией для многих последующих психологов, которые не только “выступали” в рамках его концепции, но стали продолжателями идей, создали новые теории.

        А.Н. Леонтьев, разрабатывая концепцию  психологической теории деятельности, особо акцентировал внимание на некоторых проблемах личности. Выражение А.Н. Леонтьева: “личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе …”, является отправной точкой для всей теории деятельностного опосредования личности. В основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. По мнению А.Н. Леонтьева, личность не предшествует деятельности, она порождается ею. Личность может выступать и условием, и продуктом деятельности.

     Его положения  о смысловых образованиях личности  впоследствии усилиями группы  сотрудников А.Н. Леонтьева были сформулированы в виде концепции, в которой задача психологического изучения личности состояла в “исследовании того, ради чего и как использует человек” из фонда врожденного ему и приобретенного им.

      Центральное  звено этой концепции, подчеркивает А.В. Петровский, понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Основная характеристика личностных смыслов — это зависимость от места человека в системе общественных отношений, социальной ситуации развития. Для разработки проблемы личности наиболее существенным является принцип деятельностного опосредования. Речь идет об иерархии деятельностей, осуществляющих жизнь личности в разноуровневых системах общественных отношений, в социальных группах.

         Все крупнейшие отечественные исследователи внесли свой вклад в разработку “деятельностного” подхода — теории, рассматривающей психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивида. Основанием системы, которое определяет развитие и функционирование личности, является предметная деятельность. Анализ системы деятельностей, в которых осуществляется жизнь человека в социуме, приводит к раскрытию личности как многоуровневого системного образования.

        “Личностный подход”, предложенный К.К. Платоновым и Е.В. Шороховой, предполагает введение личности в предмет социальной психологии, изучение особенностей психического склада личности проявляется в любом из явлений изучаемом социальной психологией. Конкретизация этого подхода прослеживается и в работах К.А. Абульхановой-Славской и В.В. Новикова. Основной тезис заключается в том, что личность в общественных отношениях выступает во всей своей целостности, неотрывной от своих состояний и психических явлений.

        Личность как субъект деятельности рассматривается в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, Л.А. Головей и др. Считается, что личность проявляется и формируется в деятельности и в своем отношении к деятельности. Выступая как субъект жизнедеятельности, личность включается в закономерность причин и следствий общественной роли, развиваясь и изменяя ход общественных событий. Важнейшей особенностью личности как субъекта деятельности К.А. Абульханова-Славская считает возможность изменения позиции личности по ходу осуществления деятельности. Делается вывод о том, что, учитывая отношение личности к своей деятельности, можно определить не только меру активности личности, но и какие возможности она предоставляет для развития личности. Четко формулируется методологическая задача, согласно которой психология, рассматривая внутренние механизмы развития личности, этапы становления, основывает и учитывает социальные условия и цели становления личности. Методологический анализ заключается в том, чтобы “выявить механизм или способ или “персонификацию” воздействия социальных условий на личность”. Закладывается один из основных значимых принципов социально-психологического изучения становления личности в процессе ее социализации, а “персонификацией” может служить рассмотрение институтов социализации в их диалектике. А.А. Бодалев подчеркивает, что личность выступает как выразитель общечеловеческих ценностей, реализуя которые, человек усиливает свою “личностность”. “Самотворение” личности человеком осуществляется через интенсивную работу его внутреннего мира, в результате чего принимаются решения, претворяющиеся в поступках, приумножающих основные ценности жизни.

Информация о работе Проблема личности в социальной психологии