Проблема личности в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - всестороннее изучение личности в социальной психологии.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
Изучить литературу, посвященную исследуемому вопросу.
Проанализировать литературу прикладного характера о проблеме личности в социальной психологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТИ……..5
ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………………………… 12
2.1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ……………………………………………………………………. 12
2.1.1.Содержание процесса социализации………………………………… 14
2.1.2.Стадии процесса социализации…………………………………….. 16
2.1.3.Институты социализации…………………………………………… ….20
2.2.СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА……………………………………………………… 22
2.3.ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ……………………………………………. 26

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………………………………………..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БУНЬКА.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

    Послетрудовая стадия социализации вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни и определенная социальная политика государства приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст занимать значительное место. Сохраняется трудовой потенциал лиц, которые составляют социальную группу, как пенсионеры. Сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

         В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации.

         Социализация продолжается в пожилом возрасте. Признание получила концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Последний из возрастов — "зрелость" (период после 65 лет) по мнению Эриксона, обозначен девизом "мудрость", что соответствует окончательному становлению идентичности. Принимая эту позицию признаем, что послетрудовая стадия социализации существует.

 А.В.Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек обучается быть личностью. Примером являются феральные люди.

Феральные люди - это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, т.е. не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта. Это те индивидуумы, которые выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных (определение К.Линнея). Дети не смогли адаптироваться в обществе людей. Они не могли усвоить язык, простые социальные привычки и нормы поведения. Вели себя так как это принято среди животных. Такие дети кое-как могли общаться со своими сверстниками в интернатах для умственно отсталых.

Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни не может быть обучен. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы.

На стадии индивидуализации происходит обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Личность - субъект общественных отношений. Человек, усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, в чем и проявляется его личность. Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Стадия индивидуализации способствует проявлению того, чем один человек отличается от другого. Индивид подходит к проблеме разрешения противоречия между человеком и обществом, но еще это противоречие до конца не решается, поскольку не достигается соответствующего баланса, и личность недостаточно интегрируется в окружающий социальный мир.

   Интеграция - третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом. Человек находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе и принятию им его меняющихся норм. Данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии. На этой стадии складываются социально-типические свойства личности, т.е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе.

         Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

 

 

2.1.3.Институты социализации

 

           На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется через группу. Сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

         На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я". Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах ее роль в процессе социализации остается значимой.

         Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но школа обязана подготовить человека к жизни в обществе. По сравнению с семьей школа зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Школа задает первичные представления человеку как гражданину и способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в его общения со взрослыми и возникновению устойчивой средой общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

        В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает значительное место в системе различных общественных наук.

           Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено на материале трудовых коллективов. Выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно.

         Каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта.

        При определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации. Проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.

          В частности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины.

 

2.2.СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

 

 

          При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт, активно воспроизводит его. Формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

          При изучения этого механизма можно решить вопрос о том, чем конкретно регулируется поведение и деятельность человека, понять, что предшествует развертыванию реального действия. Необходимо проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности.   

         Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Совпадение терминов "установка" и "социальная установка" приводит к тому, что содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, схож: "склонность", "направленность", "готовность". Необходимо точно развести сферу действия установок, как понимал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия "социальных установок".

        Определение установки, данное Д.Н. Узнадзе: "Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией". Установка в концепции Д.Н. Узнадзе касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Это не принижает значения разработки проблем на общепсихологическом уровне, так как и возможности развития этих идей применительно к социальной психологии.

        Идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей. Круг вопросов обсуждался И.Н. Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, понимаемое "как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами", объясняет направленность будущего поведения личности. Отличие от установки состоит в том, что предполагаются различные и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации. Сфера действий личности на основе отношений практически безгранична.

          В специфической теоретической схеме эти процессы анализируются и в работах Л.И. Божович. При исследовании формирования личности в детском возрасте ею было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Направленность личности может быть рассмотрена в качестве особой предиспозиции — предрасположенности личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, до самых сложных социальных объектов и ситуаций. Такая интерпретация направленности личности позволяет рассмотреть это понятие как однопорядковое с понятием социальной установки.

             С этим понятием можно связать и идеи А.Н. Леонтьева о личностном смысле. В теории личности подчеркивается личностная значимость объективных знаний внешних обстоятельств деятельности, ставится вопрос о направлении ожидаемого поведения в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для данного человека предмет его деятельности. Выяснение специфики социальной установки в системе социально-психологического знания можно осуществить, рассмотрев совсем другую традицию: традицию становления этого понятия не в системе общей психологии, а в системе социальной психологии.

         Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Степень их изменяемости и подвижности зависит, от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем устойчивой она является. Изучение факторов, обусловливающих изменение социальных установок, превращается в принципиально важную для социальной психологии задачу.

             Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в исследовании: бихевиористской и когнитивистской. Наибольшее распространение получили объяснения, опирающиеся на принципы этих двух направлений.

         В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К. Ховланда) в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения социальной установки используется принцип научения: установки человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее.

Информация о работе Проблема личности в социальной психологии