Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:30, курсовая работа
Цель данной работы - всестороннее изучение личности в социальной психологии.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
Изучить литературу, посвященную исследуемому вопросу.
Проанализировать литературу прикладного характера о проблеме личности в социальной психологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТИ……..5
ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………………………… 12
2.1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ……………………………………………………………………. 12
2.1.1.Содержание процесса социализации………………………………… 14
2.1.2.Стадии процесса социализации…………………………………….. 16
2.1.3.Институты социализации…………………………………………… ….20
2.2.СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА……………………………………………………… 22
2.3.ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ……………………………………………. 26
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………….36
В настоящее время в социальной психологии отчетливо выделяется идея соединения социологического и общепсихологического подходов к рассмотрению личности (Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов, С. Московичи и др.), с одной стороны, и имеется попытка определения собственно социально-психологического подхода (Г.М. Андреева, В.А. Лабунская, В.Н. Куницына, Е.В. Шорохова, А.В. Петровский и др.) — с другой.
В основе социально-
По мнению Б.Д. Парыгина, специфика социально-психологического изучения личности состоит в раскрытии всей структурной сложности личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений. Понимание специфики социально-психологического анализа личности является, вполне адекватным и “предусматривающим” достаточно широкое “поле деятельности” для социального психолога. Этот подход обнаруживает немало критики. Г.М. Андреева полагает, что эта идея не может быть воплощена только в социально-психологическом подходе к личности. В процессе такого изучения могут быть включены и общая психология, и другие отрасли. К изучению проблематики социальной психологии личности требуется комплексный подход.
Специфика
социально-психологического
Специфика социально-психологического изучения личности заключается не только в исследовании личности, включенной во все многообразие социальных связей и отношений, но и ее субъективной картины мира, многообразие субъективных отношений, включая репрезентацию объективных отношений, конструирование объективной и субъективной реальности, совокупности переживаний и отношения к явлениям жизни, объективному миру и себе.
За последние десятилетия активизация социальных психологов способствовала увеличению основных направлений в социально-психологической теории личности - разработка основ теории личности и ее методологии. Это позволило усилить научную базу социально-психологических исследований.
Социально-психологическая
Разработка теоретических
Возникает необходимость
ГЛАВА 2
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
В ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
2.1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Процесс социализации
представляет собой совокупность всех
социальных процессов, благодаря которым
индивид усваивает определенную систему
норм и ценностей, позволяющих ему функционировать
в качестве члена общества.
Термин "социализация", несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация"- "развитие личности" и "воспитание". Содержание этого понятия состоит в процессе "вхождения индивида в социальную среду", "усвоения им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д.
Одно из возражений строится на основе понимания и заключается в следующем. Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении ее в систему социальных связей. Л.С. Выготский настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей.
Идея развития личности — одна из ключевых идей отечественной психологии. Признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия "развитие личности" и "социализация" совпадают, а акцент на активность личности более четко представлен в идее развития, а не социализации: здесь он притушен, а в центре внимания — социальная среда и направление ее воздействия на личность.
Научное рассмотрение вопроса о социализации не снимает проблемы развития личности, а предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.
Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. На эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания.
Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность развитии. Понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.
Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.
Активность позиции личности это воздействие на систему социальных связей и отношений, принятия определенного решения и процессов преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности.
2.1.1.Содержание процесса социализации
Социализация по содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека.
Выделяются три сферы - это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.
На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением "каталога" деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Происходят три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, это не просто уяснение их, но и их освоение. Можно назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Второй процесс — центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Третий процесс — это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, есть процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.
Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации со стороны его расширения и углубления, общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Углубления общения, это переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, его восприятие.
Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. Процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях, в лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.
Само определение "Я-образа" зависит от той концепции личности, которая принимается автором, что будет названо в качестве составляющих "Я-образ".
Распространенная схема включает
в "Я" три компонента: познавательный
(знание себя), эмоциональный (оценка себя),
поведенческий (отношение к себе). Существуют
и другие подходы к тому, какова структура
самосознания человека. Самый главный
факт, который подчеркивается при изучении
самосознания, состоит в том, что оно не
может быть представлено как простой перечень
характеристик, но как понимание личностью
себя в качестве некоторой целостности,
в определении собственной идентичности.
Внутри этой целостности можно говорить
о наличии каких-то ее структурных элементов.
Процесс социализации понимается как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида "расширяющуюся действительность", в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования. Решить задачу определив стадии процесса социализации, а также институты, в рамках которых осуществляется этот процесс.
2.1.2.Стадии процесса социализации
Вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась в этой схеме. С точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации расширяются: появились выполненные в теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и юности. Не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации в период юности. "Распространение" социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.
В отечественной социальной психологии сделан акцент, что социализация предполагает усвоение социального опыта в ходе трудовой деятельности. Основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. И.С.Кон выделяет три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится время обучения в школе.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека. Демографические границы "зрелого" возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.
Информация о работе Проблема личности в социальной психологии