Проблема личности в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - всестороннее изучение личности в социальной психологии.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
Изучить литературу, посвященную исследуемому вопросу.
Проанализировать литературу прикладного характера о проблеме личности в социальной психологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТИ……..5
ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………………………… 12
2.1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ……………………………………………………………………. 12
2.1.1.Содержание процесса социализации………………………………… 14
2.1.2.Стадии процесса социализации…………………………………….. 16
2.1.3.Институты социализации…………………………………………… ….20
2.2.СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА……………………………………………………… 22
2.3.ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ……………………………………………. 26

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………………………………………..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БУНЬКА.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

           В настоящее время в социальной психологии отчетливо выделяется идея соединения социологического и общепсихологического подходов к рассмотрению личности (Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов, С. Московичи и др.), с одной стороны, и имеется попытка определения собственно социально-психологического подхода (Г.М. Андреева, В.А. Лабунская, В.Н. Куницына, Е.В. Шорохова, А.В. Петровский и др.) — с другой.

           В основе социально-психологического  изучения личности, по Е.В. Шороховой, лежит характеристика социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь. Основными задачами являются исследование социальной детерминации психического склада личности; социальная мотивация поведения; классовые, национальные, профессиональные особенности личности, проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления, самовоспитания и т.д.

        По мнению Б.Д. Парыгина, специфика социально-психологического изучения личности состоит в раскрытии всей структурной сложности личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений. Понимание специфики социально-психологического анализа личности является, вполне адекватным и “предусматривающим” достаточно широкое “поле деятельности” для социального психолога. Этот подход обнаруживает немало критики. Г.М. Андреева полагает, что эта идея не может быть воплощена только в социально-психологическом подходе к личности. В процессе такого изучения могут быть включены и общая психология, и другие отрасли. К изучению проблематики социальной психологии личности требуется комплексный подход.

     Специфика  социально-психологического изучения  личности, по В.В. Новикову, состоит в рассмотрении социально-детерминированной личности, где главным ориентиром является взаимоотношение личности с группой, изучение общественно обусловленной структуры личности, значения общественных ситуаций для проявления ее направленности.

        Специфика социально-психологического изучения личности заключается не только в исследовании личности, включенной во все многообразие социальных связей и отношений, но и ее субъективной картины мира, многообразие субъективных отношений, включая репрезентацию объективных отношений, конструирование объективной и субъективной реальности, совокупности переживаний и отношения к явлениям жизни, объективному миру и себе.

         За последние десятилетия активизация социальных психологов способствовала увеличению основных направлений в социально-психологической теории личности - разработка основ теории личности и ее методологии. Это позволило усилить научную базу социально-психологических исследований.

        Социально-психологическая теория  личности руководителя, теория групп  и соответствующие связи личность-группа, исследования социально-психологических  процессов в трудовой и профессиональной  деятельности, теория развития и  саморазвития, самодеятельности в процессе социализации и многие другие разрабатывались в последние десятилетия ХХ века.

          Разработка теоретических проблем  социальной психологии личности  связана и с решением практических  задач в русле образования,  управления, политики и т.д. Изучение проблем личности требует учета всей совокупности факторов влияния и взаимовлияния социальных феноменов. Детальному изучению подлежит социальная культура, “профессиональная культура”, этническая культура, институты социализации и т.д. В силу того, что личность проявляется в поведении и деятельности, возникает необходимость в изучении соответствующих составляющих жизнедеятельности.

           Возникает необходимость изучать  не отдельное проявление личности, но комплекс этих проявлений, особенностей различных систем влияний и взаимовлияний. Основой изучения должна стать целостная социально-психологическая теория личности, включающая методологию исследования, принципы, на основе которых возможен анализ, интерпретация и обобщение конкретных эмпирических данных. В этом случае теоретическая концепция выступает системой отсчета, системой счисления для любого конкретного изучения личности или группы.

 

 

ГЛАВА 2

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 В ИССЛЕДОВАНИЕ  ЛИЧНОСТИ

 

2.1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

 

       Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.                       

        Термин "социализация", несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация"- "развитие личности" и "воспитание". Содержание этого понятия состоит в процессе "вхождения индивида в социальную среду", "усвоения им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д.

          Одно из возражений строится на основе понимания и заключается в следующем. Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении ее в систему социальных связей. Л.С. Выготский  настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей.

     Идея развития личности — одна из ключевых идей отечественной психологии. Признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия "развитие личности" и "социализация" совпадают, а акцент на активность личности более четко представлен в идее развития, а не социализации: здесь он  притушен, а в центре внимания — социальная среда и направление ее воздействия на личность.

         Научное рассмотрение вопроса о социализации не снимает проблемы развития личности, а предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.

         Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. На эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания.

         Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность развитии. Понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

      Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.       

     Активность позиции личности это воздействие на систему социальных связей и отношений, принятия определенного решения и процессов преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности.

 

 

2.1.1.Содержание процесса социализации

 

 

      Социализация по содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека.

           Выделяются три сферы - это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

             На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением "каталога" деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Происходят три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, это не просто уяснение их, но и их освоение. Можно назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности.      Второй процесс — центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Третий процесс — это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.       Сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, есть процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

       Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации со стороны его расширения и углубления, общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Углубления общения, это переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, его восприятие.

         Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. Процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях, в лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

   Само определение "Я-образа" зависит от той концепции личности, которая принимается автором, что будет названо в качестве составляющих "Я-образ".

          Распространенная схема включает в "Я" три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Существуют и другие подходы к тому, какова структура самосознания человека. Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов.                                                                          Другое свойство самосознания развития его в ходе социализации — это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: в ней постоянно осуществляется определенная "коррекция" представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. "Самосознание, не основанное на реальной деятельности, исключающее ее как "внешнюю", неизбежно заходит в тупик, становится "пустым" понятием".

     Процесс социализации понимается как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида "расширяющуюся действительность", в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования. Решить задачу определив стадии процесса социализации, а также институты, в рамках которых осуществляется этот процесс.

 

 

2.1.2.Стадии процесса социализации

 

 

       Вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась в этой схеме. С точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации расширяются: появились выполненные в теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и юности. Не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации в период юности.  "Распространение" социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

         В отечественной социальной психологии сделан акцент, что социализация предполагает усвоение социального опыта в ходе трудовой деятельности. Основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. И.С.Кон выделяет три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

           Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится время обучения в школе.

         Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека. Демографические границы "зрелого" возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Информация о работе Проблема личности в социальной психологии