Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:30, курсовая работа
Цель данной работы - всестороннее изучение личности в социальной психологии.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
Изучить литературу, посвященную исследуемому вопросу.
Проанализировать литературу прикладного характера о проблеме личности в социальной психологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТИ……..5
ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………………………… 12
2.1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ……………………………………………………………………. 12
2.1.1.Содержание процесса социализации………………………………… 14
2.1.2.Стадии процесса социализации…………………………………….. 16
2.1.3.Институты социализации…………………………………………… ….20
2.2.СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА……………………………………………………… 22
2.3.ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ……………………………………………. 26
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………….36
В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах теорий соответствия: Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум . Изменение установки происходит тогда, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие. Например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. Несоответствия могут возникать и по различным другим причинам. Стимулом для изменения социальной установки является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, т.е. упорядоченного, "однозначного" восприятия внешнего мира.
Данный феномен обусловлен "как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей производственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с другими людьми".
Изменение социальной установки проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто "в ответ" на ситуацию, но в силу обстоятельств, порожденных развитием самой личности. Социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности. Понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности. Важно изменение соотношения между мотивом и целью деятельности, при этом для субъекта изменяется личностный смысл деятельности и социальная установка.
2.3.ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ
Рассмотренные проблемы личности социализация и социальная установка — раскрывают две стороны существования личности в социальном контексте: усвоение ею социального опыта и его реализация.
Такой
подход не претендует на
1) как свойство,
погруженное в пространство
2) как свойство, существующее в пространстве межиндивидуальных связей;
3) как свойство,
находящееся за пределами
Для социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и общающегося субъекта. Все приобретенное личностью в процессе социализации, все сформированные у нее социальные установки не являются застывшим, но подвергаются постоянной коррекции, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе. Роль реальной, конкретной группы очень велика: социальные детерминанты высокого порядка (общество, культура) преломляются через непосредственную "инстанцию" социального, каковой выступает группа. Способом такой конкретизации и является обсуждение проблемы "личность в группе" в противовес традиционной проблеме социальной психологии "личность и группа". При такой постановке вопроса можно обеспечить всесторонний анализ проблемы социальной идентичности личности. Поставленная в связи с характеристикой психологии группы эта проблема рассмотрена со стороны личности.
Личностью становятся и поэтому для личности небезразлично, в каких группах осуществляется ее становление, с какими другими личностями она взаимодействует. Если можно осуществить такое лонгитюдное исследование, в котором удалось проследить весь жизненный путь личности, то при этом можно было выявить, насколько значимо для становления личности "прохождение" ее через группы, предположим, высокого или низкого уровня развития, богатые межличностными конфликтами, или относительно бесконфликтные и т.п. При выяснении причин противоправного поведения подростка изучается и характер отношений в родительской семье, и в школьном классе, и в группе сверстников по месту проживания.
Исследование качеств личности имеет солидную традицию как в общей, так и в социальной психологии. Начиная с перечисления различных качеств личности через описание их структуры, социальная психология пришла к выводу о необходимости понимания системы качеств личности. Принципы построения такой системы до сих пор не вполне разработаны. В общем плане решение содержится, в работах А.Н. Леонтьева. Рассматривая саму личность как системное качество, он полагал, что такой подход должен диктовать психологии и новое измерение для исследования личности, "это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им?" Более подробный ответ на вопрос можно дать, только изучив проявления личности в тех реальных группах, в которых и организуется ее деятельность. Это не следует понимать слишком узко, т.е. как функционирование личности в своей первичной среде — непосредственном окружении. Должна быть изучена система групп, в которые включена личность, так как общие ценности общества, культуры она постигает в этих группах.
Подходы к решению проблем намечены: изучается роль фактора, как "вхождение" личности в группу. Я.Л.Коломинским высказана идея о том, что каждая группа имеет свое собственное "лицо", и для индивидов, в нее включенных; в ряде исследований вместе с другими детерминантами поведения личности в группе изучался "статусный опыт индивида". Важная мысль высказана в свое время B.C. Мерлиным: "Характер взаимоотношений в коллективе детерминирует формирование свойств личности, типичных для данного коллектива".
Результат активности каждой личности, продукт ее деятельности дан там, где он непосредственно произведен, осуществлен, т.е. выступает как некоторая реальность. Она возникает в группе, то очевидна мера участия каждой личности в общем усилии. Через долю в общем объеме деятельности личность сопрягается с другими членами группы и оценивается ими.
Существуют такие личностные качества, которые особенно значимы для данной группы, для данных условий деятельности. Выделяются четыре процесса, в которых развертывается межличностное оценивание:
1) интериоризация
(т.е. усвоение личностью
2) социальное
сравнение (прежде всего с
3) самоатрибуция
(т.е. приписывание себе
4) смысловая
интерпретация жизненного
Вид этих процессов обусловлен характеристиками группы: самооценка каждого члена группы зависит от группового мнения; социальное сравнение предполагает наличие кого-то "среднего" как точки отсчета, а это представление о "среднем" формируется в группе. Совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций общения. В этих ситуациях проявляются определенные качества личности, что особенно видно, например, в ситуациях конфликта. В зависимости от наличия тех или иных качеств личность по-разному проявляет себя или через сравнение себя с другими, или через утверждение себя среди других. Эти "другие" — члены самой группы, следовательно, демонстрация личностью своих качеств в общении контролируется группой посредством приложения к этим качествам групповых критериев. Это способствует наделению личности "нужными" группе качествами.
Принятие или непринятие личностью формы группового контроля зависит и от степени ее включенности в группу. Какой бы по уровню развития ни была группа, индивидуальная позиция каждой отдельной личности зависит от меры значимости для нее групповой деятельности.
Соответственно двум сторонам этого взаимодействия — совместная деятельность и общение — можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности: качества, проявляющиеся непосредственно в совместной деятельности, и качества, необходимые в процессе общения.
ГЛАВА 3
ПЕРСПЕКТИВА ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Традиционная постановка проблемы личности в социальной психологии, нуждается в дальнейшем развитии. Остается много спорного и противоречивого в понимании социально-психологических качеств личности. Необходимо преодолеть два ложных стереотипа это - традиционное противопоставление личности и группы. Ограниченность такого подхода в том, что личность и группа просто сопоставляются, в то время как внутренний план существования личности в группе остается за пределами анализа.
Другим следствием этого традиционного подхода является молчаливое предположение, что анализируется одна личность, даже если она рассмотрена внутри группы. Сама группа при этом предстает как некоторая целостность, состав которой в данном контексте не уточняется. В исследованиях не говорится прямо, но можно предположить, что группа рассматривается как состоящая не из личностей, а из индивидов. Такая позиция нигде не сформулирована, так как исследования личности в социальной психологии обычно не сопрягаются с общепсихологическим подходом, выявляющим различие между личностью и индивидом. В традиции социальной психологии утвердилось представление о том, что личность соотносится с группой, другие члены которой личностями не являются. Это отличие и представляется спорным, сам по себе подход сравнения личности и индивида на абстрактном уровне возможен.
Группа, состоящая из личностей, — это такая реальность, в которой качества, присущие одному из ее членов, нельзя рассматривать чем-то принципиально отличающимся от качеств, присущих другим членам: все члены группы — личности и именно их взаимодействие дано как реальная жизнедеятельность группы. Проблема преобразуется из проблемы "личность в группе" в проблему "личности в группе". Цель общественного развития состоит в том, что каждый член общества становится личностью, то перевод проблемы на язык социальной психологии означает: каждую группу необходимо изучать как состоящую из личностей. Личность в группе — это не тот ее единственный член, который "взрывает" групповые нормы, это каждый член группы. Для решения этих практических задач большое значение имеет переориентация фундаментальных исследований в социальной психологии с проблемы "личность в группе" на проблему "личности в группе".
Другие направления социально-психологического анализа показали необходимость рассмотрения системы групп, в которые включен человек и в которых он действует. Введенный в социальную психологию раздел "психология межгрупповых отношений" описывает сферу жизнедеятельности групп.
Богатство связей каждой личности с миром состоит в богатстве ее связей, порождаемых системой групп, в которые она включена. С одной стороны, это ряд групп, расположенных "по горизонтали" (семья, школьный класс, группа друзей, спортивная секция), с другой стороны, это ряд групп, расположенных "по вертикали" (бригада, цех, завод, объединение). И в том, и в другом направлении развертываются совместная деятельность и общение, в которых личность встречается с другими личностями. Ее социально-психологические качества формируются всеми этими группами. Понять итог всех групповых воздействий на личность, выявить их "равнодействующую" — еще не решенная социальной психологией задача. С поставленной задачей рассмотрения каждой группы состоящей из личностей, ясно, как велики резервы социально-психологического исследования.
Задача выявления роли социальных детерминант формирования личности, социальная психология на каком-то этапе абстрагировалась от анализа индивидуальных различий между людьми. Вопрос о социально-психологических качествах личности рассмотрен не в отрыве от других качеств человека, а в связи с ними. В совместной деятельности в общении проявляются, не только "социально-психологические качества", но и весь набор человеческих свойств. Он требует включения и таких качеств, которые акцентуированы в человеке, т.е. делают саму личность акцентуированной— не просто обладающей индивидуальными вариациями поведения, но сильным акцентом на ту или иную черту. Такие личности не являются патологическими, они действуют, общаются в обычных группах, но демонстрируют особенно ярко выраженные конкретные черты. От них зависит и общий рисунок поведения личности в ситуациях совместной деятельности и общения. Говоря о перспективах исследования личности в социальной психологии, можно указать еще и на такую возможность, как комплексный подход, в котором примут участие не только социология, общая, социальная, но и дифференциальная психология.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из сказанного можно дать личности следующее определение. Личность –это индивид, приобретший свойство элемента социальной системы.
Слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского "persona".
С самого начала в понятии "личность" включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим. Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является "индивид". Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный "социальный атолл", отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Некоторые из них, например:
Информация о работе Проблема личности в социальной психологии