Проблема памяти в когнитивной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — рассмотреть различные аспекты изучения памяти в когнитив¬ной психологии. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Рассмотреть исторический экскурс и теоретико-экспериментальные
подходы к исследованию памяти.
• Изучить память как информационный процесс.
• Выявить проблемы памяти в когнитивной психологии.
• Проанализировать мнестические процессы.

Содержание работы

Введение. Глава 1. Память.
1. Общее понятие памяти.
1.1. Развитие представлений о памяти в истории философии и психологии.
1.2. Физиология памяти.
1.3. Память как информационный процесс.
1.4. Кодирование и сохранение информации в памяти.
2. Когнитивная психология.
2.1. Строение памяти.
2.2. Проблема памяти в когнитивной психологии.
Глава 2. Мнемоника.
1. Мнемоника.
1.1. Мнемонетехника.
1.2. Пути изучения мнестических процессов.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 532.14 Кб (Скачать файл)

 


Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

Факультет педагогики и психологии

кафедра психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Проблема памяти в когнитивной психологии»

Выполнила: студентка 3 курса 32 гр. ПП Стрилец И.С. Проверил: преподаватель Мотрюк Ю.С.

г. Тирасполь 2012г.

 

ПЛАН

Введение. Глава 1. Память.

1. Общее понятие памяти.

  1. Развитие представлений о памяти в истории философии и психологии.
  2. Физиология памяти.
  3. Память как информационный процесс.
  4. Кодирование и сохранение информации в памяти.

2. Когнитивная психология.

  1. Строение памяти.
  1. Проблема памяти в когнитивной психологии. 
    Глава 2. Мнемоника.

1. Мнемоника.

  1. Мнемонетехника.
  1. Пути изучения мнестических процессов. 
    Заключение.

Литература.

 

Цель работы -- рассмотреть различные аспекты изучения памяти в когнитивной психологии. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • Рассмотреть исторический экскурс и теоретико-экспериментальные 
    подходы к исследованию памяти.
  • Изучить память как информационный процесс.

* Выявить проблемы памяти в когнитивной психологии.

* Проанализировать мнестические процессы.

Введение.

Актуальность работы. Память - один из самых сложных и достаточно | изученных процессов включающий фазы запечатления, переработки, хране- ния и извлечения информации.

В мифологии древних греков богиня памяти Мнемозина - мать девяти муз, покровительница всех известных наук и искусств. Ч. Айтматов говорил, что человек, лишённый памяти, по сути, перестаёт быть человеком. У многих выдающихся личностей нередко встречается феноменальная память, возможности которой значительно превышают уровень обычных людей. Например, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество, бывало, превышало и 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал Фемистокл, он знал в лицо и по имени каждого жителя Афин. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому звонил много лет назад.

Крупнейший математик и кибернетик современности фон Нейман сделал расчёты, по которым выяснил, что человеческий мозг может вместить около 10 в 20 степени единиц информации. Это значит, что каждый человек может запомнить информацию, содержащуюся во всех книгах находящихся в Российской государственной библиотеке. Но ни один человек не использует

 

свою память на 100%, даже величайшие люди, славящиеся феноменальной памятью, используют её возможности минимально.


Память лежит в основе способностей человека и является условием обу- чения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек преодолел путь от животного до тех высот, на которых сейчас находится, и дальнейшее развитие без улучшения этой способности немыслимо.

Память присутствует у всех живых существ, но наибольшее развитие она получила у человека. Такими способностями и возможностями, какими обладает память человека, не обладает ни одно живое существо. Память входит в структуру интеллекта, необходима для организации и учения, является необходимым условием накопления знаний и умений. Слуховая память особенно необходима для развития музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей.

В рамках индивидуальных различий памяти человека высока вероятность случаев выдающейся памяти, которая наблюдается не только у людей, профессионально занимающихся памятью - мнемонистов, но музыкантов, полководцев и вообще лиц самых разнообразных профессий.

Данные исследования проблемы являются важным условием для определения смысла самого процесса памяти. Память является важнейшей характеристикой, определяющей психическую и социальную жизнь личности. Роль памяти настолько велика, что её исчезновение влечёт к неминуемой гибели всего живого на планете. Никакое действие, пусть даже самое элементарное действие не может быть осуществлено без использования процессов памяти, любое действие предполагает удержание каждого отдельного элемента действия для сцепления с последующим. Как сказал И. Сеченов - без такого сцепления человек остался бы вечно в положении новорождённого. Являясь

 

важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Глава 1. Память.

1. Общее понятие о памяти.

По мнению Е.И. Рогова память является одной из наиболее изученных сфер психической деятельности. Изучению её механизмов, особенностей, способов запоминания, причин забывания и др. посвящено огромное количе-  

ство работ во всём мире. Именно при изучении памяти в 80-е г. Х1Хв. немец-

  I

ким учёным Г. Эббингаузом в психологию были введены экспериментальные методы исследования психического. Изучению различных аспектов памяти были посвящены работы и крупнейших отечественных психологов.

В свойствах памяти проявляется способность психики постоянно нака-пливать и трансформировать информацию. Эта способность носит универ-сальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности, но во многих случаях может осуществляться и автоматически, бессозна-тельно.

Существует такой парадокс памяти: не всё можно вспомнить, но ничего нельзя забыть. В качестве примеров можно привести ставшие в психологии классическими две достоверные истории. Совершенно неграмотная женщина заболела и в лихорадочном бреду громко выкрикивала латинские и греческие изречения, смысл которых не понимала. Оказалось, что в детстве она служила у пастора, имевшего обыкновение заучивать вслух цитаты античных классиков, и невольно запомнила их навсегда, о чём, впрочем, до болезни сама не подозревала. Человек, которого гипнотизировали в аптеке, правильно воспроизвёл наизусть сотни надписей на лекарственных упаковках, хотя не имел никакого отношения к медицине. Память -- это способ существования психики во времени, удержание прошлого, того, чего уже нет в

 

настоящем, чтобы жить в будущем. Она существует у всех видов животных и многих растений. Накопление и сохранение опыта - главная задача памяти.


Памятью называют процесс запоминания, сохранения и воспроизведение человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Память является тем психическим процес-сом, на основе которого человек управляет своим поведением и деятельно-стью, осуществляет планирование своего развития и обучения.[

1.1. Развитие представлений о памяти в истории философии и психологии.

М.С. Роговин считает, что с тех пор как у человека, уже прошедшего огромный путь становления, сформировались высшие формы отражения действительности - сознание и самосознания, способность воспоминания стала для него одной из самых интересных и манящих загадок. От времён, по-видимому, гораздо более древних, чем датировка первых письменных памятников философской мысли, дошли до нас отчётливые свидетельства того, что самые ранние представления о психике были обусловлены пониманием природы памяти и воспоминания. Позднее в философских трактатах они сформируются как проблема, многие аспекты которой прошли через всю культурную историю человечества.

Начало психологии - в практической трудовой деятельности людей, в процессах взаимоотношения и общения. На начальных этапах исторического развития она находит своё отражение в сказаниях и мифах как одном из наиболее ранних способов человеческого самовыражения. Уже из сказаний древнегреческой мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Богиня памяти Мнемозина была матерью муз, ей приписывалось изобретение речи и счёта.

Наличие мнемонического момента несомненно во многих относящихся ещё к глубокой древности произведениях искусства, в развитии устной ле-

 

гендарной традиции, в ритуалах, в создании ритмизированных, в том числе и стихотворных форм.

С полным основанием можно сказать, что на протяжении истории философии и психологии было сделано немало попыток сформулировать существо самой проблемы памяти. Классическая дефиниция Ф. Энгельса, согласно которой отношение мышления к бытию, сознания к материи является основным вопросом всякой философии, отчётливо раскрывается при анализе проблемы памяти.

Существо проблемы и её историческое развитие совместно определили её место внутри идеалистической философии; Августин сформулировал это с наибольшей силой и лаконичностью, заявив: «душа всё равно что память», а через полторы тысячи лет А. Бергсон писал о том, что именно в проблеме памяти он «надеется настигнуть дух в его наиболее ощутимой форме».

Тесная связь идеалистической философии и первых концепций памяти отчётливо прослеживается у Платона, в его учении о воспоминании.

Для Платона гарантией истинности познания является то, что оно и есть воспоминание.

Пытка более строгого доказательства сущности воспоминания излагается Платоном в его более позднем диалоге «Федон». Платон показывает, что одним и тем же чувственно воспринимаемым предметам могут быть приписаны противоречащие предикаты, в частности равенство и неравенство, хотя это и невозможно одновременно для каждого отдельного акта познания.

Если знания истинны уже потому, что они есть воспоминание, то откуда же возникают и ложные мнения? Ответ на этот вопрос гносеологии также связан у Платона с проблемой памяти и впервые вводимым им понятием «следов» памяти. По учению Платона, в душе у которого имеются покрытые воском дощечки, у одного побольше, у другого поменьше.

 

Другая важнейшая концепция памяти в философии древности развивалась Аристотелем. Удивительно, как много из тех идей, которые ряд веков спустя явились стимулом для плодотворных исследований, были им высказаны.

Важнейшим тезисом Аристотеля является указание на специфический объект памяти, а тем самым и установление связи понятий памяти и воспоминания, с одной стороны, и понятия времени - с другой: объектом наших надежд является будущее; объектом ощущений, восприятий - настоящее, а объектом памяти - указание на специфический объект памяти, а тем самым и установление связи понятий памяти и воспоминания, с одной стороны, и понятия времени -- с другой: объектом наших надежд является будущее; объектом ощущений, восприятий - настоящее, а объектом памяти - прошлое.

Как нельзя мыслить вне понятий протяжённости и времени, так и память, по Аристотелю, связана с абстрактным мышлением лишь косвенно, через образ. Поэтому память присуща не только человеку, но и животным, но только тем из них, которые имеют понятие о времени.

Третья важнейшая концепция памяти заключена в учении Плотина. Память для него - это психическая сила, проявляющаяся в тот момент, когда душа, «вспоминая», переходит из пассивного состояния в активное.

Плотин устанавливает два вида памяти в зависимости от её объектов: память чувственную, образную (образ есть то, «во что оканчиваются ощущение в душе»), и память интеллектуальную, память на мысли.

Четвёртым философским учением древности, в котором проблема памяти занимает видное место, является учение Августина; здесь причудливо переплетаются элементы неоплатонизма, ранней христианской мистики с отдельными тонкими эмпирическими наблюдениями и основанными на них обобщениями.

 





Главным камнем преткновения для Августина, стремящегося к идентификации души и памяти, является факт забывания. Он не видит иного способа трактовать забывание, лишь только кардинально отделяя его от памяти как основного свойства души; он рассматривает забывание наряду с образами, т.е. впечатлениями от внешнего мира.

Констатируя, таким образом, преимущественно идеалистическую трактовку памяти в домарксистской философии и психологии.

Из тезиса о естественности, самоочевидности памяти вытекает и ди аметрально противоположная точка зрения - о всеобъемлющем, универсальном её характере. В истории науки это утверждение реализовывалось как некоторое, казалось бы, внезапное обращение к памяти как к совершенно особой по своему характеру проблеме. Первый раз это произошло в последней четверти Х1Хв. и было связано с той ломкой многих понятий классической физики, которая характерна для этого периода и нашла своё отражение внутри идеалистической философии Э. Маха, энергетизма В. Оствальда и аналогических теориях.

Информация о работе Проблема памяти в когнитивной психологии