Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 16:12, курсовая работа
Цель работы — рассмотреть различные аспекты изучения памяти в когнитив¬ной психологии. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Рассмотреть исторический экскурс и теоретико-экспериментальные
подходы к исследованию памяти.
• Изучить память как информационный процесс.
• Выявить проблемы памяти в когнитивной психологии.
• Проанализировать мнестические процессы.
Введение. Глава 1. Память.
1. Общее понятие памяти.
1.1. Развитие представлений о памяти в истории философии и психологии.
1.2. Физиология памяти.
1.3. Память как информационный процесс.
1.4. Кодирование и сохранение информации в памяти.
2. Когнитивная психология.
2.1. Строение памяти.
2.2. Проблема памяти в когнитивной психологии.
Глава 2. Мнемоника.
1. Мнемоника.
1.1. Мнемонетехника.
1.2. Пути изучения мнестических процессов.
Заключение.
Литература.
Это усиленное изучение мнестических процессов развёртывается на фоне всё более углублённого исследования их нейрофизиологического субстрата. Учение И.П. Павлова легло в основу анализа выработки навыков, их закрепления и, следовательно, функции памяти. Широкую известность получили здесь работы К.С. Лешли, У. Пенфилда, Е.Н. Соколова. Огромный интерес вызвали исследования возможной биохимической основе памяти (Х.Хиден, Ф.Морел).
Изучение памяти, хотя и имеет свои специфические особенности, тесно связано с изучением всей психики человека. Появление в общей психологии
31
новых методов, идей, обобщений сразу же проявляется и в данной области. В этой связи достаточно указать на ту большую роль, которую играет в современном изучении памяти теория информации (Д.Миллер, П.И. Зинченко, П.Б. Невельский, В.Я. Лаудис). Как уже подчёркивалось выше, большое влияние на изучение памяти оказало развитие кибернетических представлений, позволившее характеризовать следовые процессы в самом общем виде, «не разграничивая биологических и технических форм памяти».[ ]
По мнению В.Н. Дружининой и Д.В. Ушаковой память -- это способ- \ ностъ живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме .
опыта и использовать его в поведении. Пожалуй, именно проблема памяти
является местом пересечения всевозможных дисциплин походов как в истории культуры, так и в экспериментальной психологии.
Большинство экспериментальных исследований, посвященных памяти, проводилось исходя из негласной трактовки последней как процесс (или инстанции, механизмов), включённого в познание. Но каковы место и функция памяти в процессе познания? Можно ли говорить о памяти как о едином механизме или же память имеет модульную структуру, в которой существуют относительно независимые структурные и функциональные единицы?
Дискретный и континуальный подход.
При рассмотрении памяти в контексте когнитивной переработки существует несколько способов квалификации её собственных продуктов в зависимости от того, как понимается процесс переработки. Если допустить, что этот процесс имеет стадиальный характер, то правомерна попытка отыскания мнемических продуктов, специфичных для каждой стадии, и определения границ каждой стадии по этим продуктам. Такое понимание сущности психического процесса (путём его сведения к фазам) получило название дискретного подхода. Основным аргументом в пользу стадийного понимания
32
сущности психического процесса являются эмпирически отчётливо выделяемые и относительно независимые факты запоминания, хранения, припоминания и забывания. Однако Миллер показал, что даже допущение стадиальности не снимает вопроса о том, как происходит трансформация информации в. пределах одной стадии - дискретно или континуально как (дискретно или континуально) передаётся информация на следующую стадию. Поэтому сторонники континуальной трактовки процесса когнитивной переработки предлагают для объяснения тех же стадий модели, в основу которых положена идеология нечётких множеств.
При дискретной трактовке мнемической системы принято выделять четыре процесса (или блока), которые описываются собственными закономерностями и имеют выраженные дискретные продукты. Эти процессы (или блоки) называются запоминанием (кодированием), хранением, воспроизведе- ■ нием и забыванием. Однако, несмотря на их независимость, блоки составляют единую мнемическую систему и могут быть разделены лишь искусственно при соответствующей постановке эксперимента. Подробнее с закономерностями работы этих блоков можно ознакомиться в трудах Фресса и Пиаже, Величковского и Солсо.[ ]
Заключение.
Рассмотрение проблем
памяти имеет долгую историю, и первым,
кто стал их затрагивать, был Аристотель,
который считал, что память тесно связана
с воображением. Плотин отмечал, проблема
памяти является в первую очередь философской
проблемой, так как теснейшим образом
связана с общей философской проблемой
опыта. В Новое время проблема памяти также
рассматривается в различных философских
концепциях. Так, по Гоббсу че
ловеку изначально доступна вся информация и по мере развития он лишь припоминает что-либо. По Дж.Локку, память человека представляет собой вид чистой доски, на которой впоследствии можно будет записывать информацию.
В наше время теория памяти получила своё дальнейшее развитие в школе когнитивной психологии, с позиции которой человек рассматривается как компьютер. В 1973г. Андерсон и Бауэр сформулировал следующую проблему: как теоретически представить знания, имеющиеся у человека, что представляют собой элементарные символы или понятия, как они связаны, состыкованы между собой, как из них строится знание, и как она используется в повседневной жизни.
В результате научных исследований были выделены следующие виды памяти: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная.
Вопросами улучшения памяти занимается мнемоника. Её основной задачей является нахождение методов и способов запоминания информации на длительное время. История мнемоники, как и история проблемы памяти, начинается с античности. Изобретателем мнемоники считают греческого поэта Симонида, который первым открыл способы запоминания большого количества информации. Первая книга, в которой были описаны мнемонические системы и мнемотехника, вышла в 1836г. и называлась «Искусство пробрести такую счастливую память, чтобы быть в состоянии дословно воспроизводить всё, что мы слышали или читали».
Все мнемонические системы основаны на структурировании информации, чтобы её легче было запомнить и воспроизвести. Искусство мнемоники обладает и положительным, и отрицательными чертами, поэтому многие ведущие психологи современности считают мнемотехнику бесполезной.
34
ЛИТЕРАТУРА:
35
Информация о работе Проблема памяти в когнитивной психологии