Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 16:12, курсовая работа
Цель работы — рассмотреть различные аспекты изучения памяти в когнитив¬ной психологии. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Рассмотреть исторический экскурс и теоретико-экспериментальные
подходы к исследованию памяти.
• Изучить память как информационный процесс.
• Выявить проблемы памяти в когнитивной психологии.
• Проанализировать мнестические процессы.
Введение. Глава 1. Память.
1. Общее понятие памяти.
1.1. Развитие представлений о памяти в истории философии и психологии.
1.2. Физиология памяти.
1.3. Память как информационный процесс.
1.4. Кодирование и сохранение информации в памяти.
2. Когнитивная психология.
2.1. Строение памяти.
2.2. Проблема памяти в когнитивной психологии.
Глава 2. Мнемоника.
1. Мнемоника.
1.1. Мнемонетехника.
1.2. Пути изучения мнестических процессов.
Заключение.
Литература.
тремя стадиями памяти: кодированием, хранением и воспроизведением. Во второй выделяются виды памяти для кратковременного или длительного хранения информации. Согласно третьей классификации, существуют различные виды памяти в зависимости от содержания хранимой информации (например, одна система памяти - для факторов, другая - для навыков). Для каждой их этих классификаций существуют данные, показывающие, что раз-
личаемые сущности - скажем, кратковременная и долговременная память -опосредуется различными структурами мозга.
Весьма интересные данные получены в исследованиях со сканирована ем мозга, в которых изучались нейроанатомические различия между стадиями кодирования и воспроизведения. Эксперименты состояли из двух частей. В первой части, посвященной кодированию, испытуемые заучивали набор вербальных элементов, например пар, состоящих из названия категории и её частного экземпляра (мебель-сервант). Во второй части, посвященной воспроизведению, испытуемые должны были распознать или вспомнить эти элементы по предъявленному названию категории. В обеих частях эксперимента мозговая активность измерялась при помощи ПЭТ-сканирования во время выполнения задачи испытуемыми. Самым примечательным результатом было то, что во время кодирования большая часть активированных участков мозга находилась в левом полушарии, а во время воспроизведения большая часть таких участков находилась в правом полушарии. Таким образом, различение кодирования и воспроизведения имеет чёткую биологическую основу.
Протекание мнемического процесса имеет различную специфику в зависимости от того, на какое время нужно запомнить материал, - на несколько секунд или на более продолжительный срок. Говорят, что в ситуациях первого рода работает кратковременная память, а в ситуациях второго рода - долговременная память.
16
Уже давно известно, что кратковременная и долговременная память реализуется разными мозговыми структурами. В частности, гиппокамп -подкорковая структура, относящаяся к промежуточному мозгу, - имеет решающее значение для долговременной памяти, но не для кратковременной. Многие относящиеся сюда данные получены в экспериментах с крысами и другими видами животных. В некоторых экспериментах одной группе крыс повреждали гиппокамп и окружающую его кору, а другой группе повреждали совершенно иной участок в передней коре. Затем обе группы крыс должны были выполнять задачу с задержанной реакцией: в каждой пробе сначала предъявлялся один стимул (скажем, квадрат), а затем, через некоторое время, - второй стимул (например, треугольник); животное должно было реагировать только в том случае, если второй стимул отличался от первого. Насколько хорошо животное справлялось с этой задачей, зависело от характера перенесённого им повреждения мозга и длительности интервала задержки между стимулами. При длинной задержке (15с и более) животные с повреждённым гиппокампом плохо справлялись с задачей, а с повреждением передней части коры - относительно нормально. Поскольку при большой задержке между стимулами для хранения первого стимула требуется долговременная память, эти результаты согласуются с представлением о решающей роли гиппокампа в долговременной памяти.
При малой задержке между двумя стимулами (всего несколько секунд) происходит обратное: теперь животное с повреждённой корой плохо справляются с задачей, а животное с повреждением гиппокампа - относительно хорошо. Поскольку при малой задержке между стимулами первый из них должен храниться в кратковременной памяти, эти результаты показывают, что участки фронтальной коры участвуют в кратковременной памяти. Значит, кратковременная и долговременная память реализуются разными участками. Долгое время психологи не разделяли долговременную память на от-
17
дельные её виды. Предполагалось, например, что одна и та же долговременная память используется и для хранения информации о том, кто сейчас руководит государством, и для хранения навыков езды на велосипеде. Новые данные показали, что это неверно.
Сегодня исследователи памяти выделяют три вида памяти. Память, в которой человек сознательно вспоминает прошлое событие, причём это воспоминание переживается как происходящее в определённом месте и времени, принято называть эксплицитной. Следующий вид долговременной памяти связан с навыками. Такая память называется имплицитной. Третий вид памя- ти -- кратковременная память. [ ]
2. Когнитивная психология.
Р.С. Немов даёт определение когнитивной психологии как:
а) Подход к изучению
психологических явлений, согласно которому
необ
ходимо исследовать не внешне наблюдаемое
поведение человека, а лежащие
в его основе психические (когнитивные
умственные) процессы и, исходя их
них, давать объяснению поведению.
б) область психологии,
связанная с изучением процесса познания
челове-
ком себя и окружающего
мира, т.е. с исследованием познавательных
процес
сов восприятия, внимания, воображения,
памяти, мышления и речи. Психо
логия когнитивная располагает своей
терминологией, значительная часть ко
торой заимствована из теории информации
и технических наук, связанных с
конструированием приборов и устройств,
в которых происходят сложные
процессы восприятия, переработки и передачи
информации. Одна из главных
проблем когнитивной психологии - выяснение
того, каким образом знания
представлены (репрезентированы) в психике
(в уме, в сознании) человека.
Среди частных вопросов, которые интересуют
когнитивных психологов, яв
ляются следующие: каким образом человеком
приобретаются, сохраняются и
18
используются знания? Что представляет собой мысль (мышление) человека? Какова природа восприятия, внимания и памяти человека?
Специалистов в области когнитивной психологии интересуют не только познавательные процессы, но и их физиологические корреляты. Цель комплексного, когнитивно-психологического и психофизиологического исследования заключается в том, чтобы понять способы и закономерности обработки человеком информации, лежащие в основе его мышления и поведения. В качестве образца или аналога процесса обработки информации в когнитивной психологии выступают процессы, происходящие в электронно-вычислительных машинах. Соответственно когнитивная психология изучает и представляет человека как сложную биопсихологическую машину, воспринимающую, перерабатывающую и использующую информацию для регуляции собственной деятельности, самосохранения и развития. Когнитивная психология занимается изучением способов и форм. В которых сознание человека организует имеющийся у него опыт.
В ходе когнитвно-психологических исследований были выделены и описаны структурные составляющие (блоки) интеллекта, виды памяти и механизмы восприятия. Новую трактовку - как неосознаваемый процесс переработки информации -- в когнитивной психологии получило бессознательное. По-новому в ней стали пониматься и структуры, составляющие личность человека. Так, например, Г. Келли сформулировал идею личностных конструк-ктов, которые обеспечивают восприятия и переработку человеком личностно ценной для него информации.
Признания и распространение когнитивная психология получила во второй половине ХХв. Она возникла и стала развиваться в середине ХХв. как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Следовательно психология когнитивная во многом способствовали труды Ж.Пиаже и Д. Брунера, которые занимались изучением генетических аспектов психологии познания челове-
19
ком окружающего мира. Значительный вклад в разработку проблем когнитивной психологии внесли исследования отечественных учёных Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, А.Н. Лентьева, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Венгера и других, хотя в нашей стране термин «когнитивная психология» для обозначения этих исследований долгое время не использовался.
В США в наибольшей степени его признания и распространения в этой стране способствовали труды Д.Миллера и У.Найсера. Миллер создал первый научный центр когнитивной психологии и приступил к разработке новых методов изучения познавательных процессов. Найсер опубликовал одну из первых книг под названием «Когнитивная психология», где систематически изложил основные положения этой области знаний.
К концу ХХв. психология когнитивная вышла на первое место по популярности её идей среди психологов. Эта в частности, выразилось в создании многочисленных научных журналов по когнитивной психологии.
В Европе развитие когнитивной психологии, в отличие от США, особенно в конце ХХв. пошло по несколько иным путям. Например, наряду с «классической» американской когнитивной психологией, здесь стали разрабатываться и распространяться когнитивно-психологические подходы, основанные на символизме и ассоциативной психологии, традиции разработки которых имеют давние корни в научной психологии европейских стран. [-f(]
С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием программирования (языков и приёмов составления программ машинной обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.
20
Представители этих наук стали проявлять повышенный интерес к собст-
\ венно психологическим исследованиям памяти, потому что это открывало
возможности для совершенствования языков программирования, его технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес привёл к тому, что в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг - эти тоже своего рода сложнейшая электронновычислительная и аналоговая машина. [
2.1. Строение памяти.
Л.В. Черемошкина утверждает, что настоящее время основные исследования в области строения памяти ведутся в рамках когнитивно1 информационного подхода. Предвестником современных теорий двойственной теорией стало введённое У.Джеймсом различие между первичной и вторичной памятью. Модель Во и Нормана (1965г.) являлась современной поведенческой моделью, послужившей отправной точкой для последующих исследований. В тоже время Аткинсон и Шифрин (1968г.) разработали новую систему памяти, имеющей фиксированную структуру и меняющиеся процес-сы управления. Модель Аткинсона и Шифрина предусматривает три хранилища информации: сенсорный регистр, кратковременное хранилище и долговременное хранилище. В соответствии с этой моделью входной стимул не: посредственно регистрируется в соответствующей сенсорной модальности и либо теряется, либо передаётся дальше в обработку. Термином «память» они обозначили данные, подлежащие сохранению, и термином «хранилище» -структурный элемент, в котором эти данные хранятся. Эта модель обусловила многочисленные исследования зрительных регистров, слуховых регист-ров, проблем распознавания образа (проблем сопоставления входящей ин-
21
формации с хранящейся в долговременной памяти), проблем переработки информации в кратковременной памяти, переработки информации в долго-у временном хранилище и др. исследование мнемических процессов.[Огромное количество работ в рамках когнитивной психологии вызвано тем, что с одной стороны, эти модели отражают процессы памяти в самом общем виде, без жёстких требований соответствия психофизиологическим или нейронным процессам, а с другой, имеются обширные доказательства двух хранилищ памяти в физиологических, клинических и поведенческих исследованиях.
Модели уровневой обработки и информационного подхода привели исследователей к заключению, что память по своему строению представляет мультисистему, состоящую из систем и законов. Тульвинг, в частности, предлагает деление памяти на процедурную, семантическую и эпизодическую. Эпизодическая память хранит информацию о датированных во времени эпизодах или событиях. Семантическая память -- это умственный тезаурс, который организует знание человека. Семантическая память по Тульвингу, регистрирует не воспринимаемые свойства входных сигналов, их когнитивные референты.
Анализ работ в рамках гештальтпсихологии, ассоцианисткой психол-гии, когнитивной психологии, деятельностного подхода, исследований патопсихологии памяти позволяет констатировать, что само понятие «структура» памяти в современной психологи трактуется неоднозначно. В работах ас-социанисткого подхода структура памяти понималась через структурированность (различного рода упорядоченность) запоминаемого материала.
По мере усложнения вскрываемых закономерностей проблема строения памяти превратилась в проблему организации ментальных операций субъекта мнемической деятельности. Когда вопрос о противоречивой сложности процесса запоминания стал очевиден, то проблема структуры памяти трансформировалась в две относительно самостоятельные проблемы - проблему
22
строения памяти средств запоминания и воспроизведения (мнемических способностей) и проблему репрезентации информации в памяти человека. Создаётся впечатление, что структура памяти личности - явление изменчивое и основные параметры этой структуры задают личностные характеристики, личностные особенности, цели или личностные смыслы. [ ]
2.2. Проблема памяти в когнитивной психологии.
Величковский Б.М. указывает, что в 1967г. появилась книга У. Найсера, давшая название новому направлению психологической науки. Когнитивная психология оформилась и получила своё название как течение западной пси-хологической науки. Она рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе процессы как поэтапную переработку информации по аналоги с переработкой информации в ЭВМ. Эта аналогия, получившая в литературе специальное название -- компьютерная метафора, - и легла в основу представлений о психической деятельности в когнитивной психологии. Если обратиться к истории развития психологической науки, то можно отметить, что попытки описать работу мозга и её психические проявления с помощью различных технических или физических аналогий были характерны практически для всех психологических концепций, пытавшихся найти механизмы психической деятельности. При этом в каждый исторический период исследователи искали наиболее сложный аналог. Так, взгляды Павлова были непосредственно связаны с представлением о -работе мозга как коммутаторной телефонной станции. Энергетизм 3. Фрейда подразумевал аналогию с электрическим процессами. А.А. Ухтомский полагал, что иррадиация возбуждения в коре головного мозга подобна распространению радиоволн, которые принимаются там, где в данный момент включён приёмник. Гештальт-психологи видели единство феноменального поля сознания с реальными физическими полями наподобие электромагнитного. Поэтому неудивительно, что в когнитивной психологии была принята
Информация о работе Проблема памяти в когнитивной психологии