Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 23:23, курсовая работа
В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности, "школьной зрелости" трудно переоценить на данном этапе развития общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка детей, ее эффективность определяет успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное становление.
Введение…………………………………………………………………….2
1 Проблема готовности ребенка к школе………………………….5-10
1.1. Определение понятия «психологическая готовность к школе»
1.2. Личностная готовность ребенка к школе
1.3. Интеллектуальная готовность ребенка к школе
2 Проблема психологической адаптации первоклассников…...11-19
2.1. Психологическая адаптация младших школьников
2.2. Содержание коррекционной работы, направленной на преодоление дезадаптации ребенка в школе
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………….21
Во-вторых, необходимо ориентироваться на реальные возможности ребенка, т. е. ребенку необходимо давать такие задания (на изменение в желаемом направлении), с которыми он при желании обязательно справится.
В-третьих, необходимо отмечать каждый успех ребенка в направлении решения его психологических проблем, помня о том, что он дается ему нелегко (если, конечно, ребенок действительно прикладывает для этого старание). Возможность достижения ребенком успеха обеспечивается проведением коррекционной работы в зоне его ближайшего развития. Поощрение успехов ребенка является важным средством поддержания его мотивации.
Следующее условие, которое необходимо соблюдать родителям при наличии у ребенка психологических проблем, — это повышенный контроль над усвоением им учебного материала и индивидуальное объяснение дома того, что ребенок упустил на уроках. Психологическая дезадаптация проявляется, прежде всего, в том, что ребенок не может эффективно усваивать учебный материал на уроке, поэтому, пока его психика не адаптировалась к условиям урока, важно не допустить его педагогического отставания. Если ребенок будет полностью педагогически подготовлен к каждому уроку, то обстановка на уроке уже сама по себе будет способствовать адаптации к ней его психики (при позитивном отношении ребенка к существующей ситуации урока).
Формирование позитивного отношения ребенка к школе, к ситуации урока — это также необходимое условие его успешной коррекции.
Поскольку ребенок психологически не готов к усвоению знаний в условиях урока, он может отторгать и школу, и отношение к нему учителя и детей, поэтому очень важно настраивать его на принятие существующих взаимоотношений в классе, на изменение самого себя. Ожидать положительных результатов в коррекционной работе можно только при условии того, что реальные взаимоотношения с учителем на уроке при осуществлении ребенком учебной деятельности будут им восприниматься не менее позитивно, чем отношения с родителями [7].
Рассматриваемый в данной работе аспект психологических проблем ребенка обычно близок и понятен и родителям, и учителю. Родителей он непосредственно выводит на их ошибки в воспитании и тем самым побуждает к активному участию в проведении коррекционной работы. Они начинают понимать, что трудности в адаптации ребенка к процессу обучения – это, прежде всего, их собственные особенности воспитания и винить ребенка здесь не за что, ему надо просто помогать. Учителю определяемые характеристики психологических проблем детей помогают организовать в классе личностно-ориентированный подход к обучению и принимать участие в их целенаправленной коррекции [6].
Таким образом, если ребенок привык осуществлять свою деятельность в условиях взаимоотношений, существенно отличных от урочных, то в школе на уроке он оказывается в ситуации психологической дезадаптации. Чтобы помочь ребенку решить его психологические проблемы, надо фактически провести адаптацию его организма к условиям стандартного урочного обучения. Такая адаптация возможна только в том случае, если она будет опираться на существующие психологические особенности ребенка (его актуальный уровень развития) и проходить в зоне его ближайшего развития (в отношении особенностей организации его психических процессов) в направлении необходимых изменений. При правильном определении конкретных психологических проблем ребенка и консолидации усилий психолога, учителя и родителей при осуществлении рассмотренных компонентов коррекционной работы желаемые изменения у ребенка обычно неизбежно происходят, и он действительно начинает адаптироваться к особенностям условий усвоения знаний в ситуации урока.
2 Особенности изобразительной деятельности первоклассников в период адаптации к школе (цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников)
Известно, что чем младше ребенок, тем эмоциональнее относится он ко всему окружающему и тем больше на его состоянии здоровья отражается «эмоциональный дискомфорт». Последний усугубляется отрицательными эмоциями, которые могут стать пусковым механизмом нежелательных последствий адаптационного процесса. Как правило, дискомфорт исчезает под влиянием положительных эмоций. По оттенкам и нюансам эмоционального отношения детей к тем или иным явлениям нашей жизни можно косвенно судить о степени их нервно-эмоционального напряжения.
Наиболее наглядно такие оттенки могут быть выявлены при анализе изобразительной деятельности ребенка. Чаще всего дети рисуют не то, что видят, а то, что знают. Рисование — особый вид речи, с помощью которого ребенок передает фрагмент известной ему жизни. Эта речь адресована почти всегда другим людям, чаще взрослым. В детском рисунке синтезируются особенности зрительного восприятия, мышления ребенка, его отношения к окружающему миру. В связи с этим анализ детского рисунка может быть использован в целях клинической (для выявления нервно-психических заболеваний и отклонений у детей) и общей диагностики уровня психического развития.
В зависимости от настроения ребенка меняются сюжеты и цветовая гамма рисунков.
Немаловажную роль в анализе изобразительной деятельности детей играет сюжет, отражающий их социальный опыт, все самое значительное и главное для них. По особенностям сюжета часто можно определить половую принадлежность детей. Так, девочки, воспитанные в духе сензитивном к женским ролям, рисуют разные цветы, принцесс, их дочек, мам. Мальчики — обычно самолеты, машины, корабли, военных. Как только дети поступают в школу, сюжет меняется. Почти на всех рисунках непроизвольно выступает тема учения и связанные с этим атрибуты. В частности, начинают появляться цифры: 2, 3, 4, 5. Причем 5 — это самое красивое число, а 2 — самое плохое, ужасное. Для некоторых первоклассников оценки становятся как будто символами, несущими морально-этическое значение. Успехи или неуспехи в учебной деятельности настолько значимы, что почти всегда они определяют самочувствие ученика.
Но выразителен в рисунках не один сюжет. Пожалуй, более информативен цвет. Он передает все эмоциональные оценки по отношению к изображаемому предмету, персонажу. Одни цвета нам представляются как теплые (чаще всего первая половина спектра), другие — как холодные (вторая половина спектра). Наиболее эмоционально на цвет реагируют дети. Свое положительное отношение к предмету они выражают яркими, чистыми тонами и сочетанием их, а отрицательное эмоциональное отношение — при помощи темных тонов (черный, темно-коричневый, темно-синий).
Кроме сюжета и цвета о многом может рассказать и линия рисунка. Красивое дети обычно вырисовывают очень старательно, а некрасивое изображают нарочито небрежно. Красивое легко выделить. Это длинные сложные линии разной толщины. Некрасивое дети рисуют все время прерывающимися линиями одинаковой длины и толщины. Как средство украшения рисунка они используют орнамент и симметричность композиции, что подчеркивает их положительное эмоциональное отношение к объекту изображения.
Таким образом, рисуя, дети выражают себя, свое отношение, свои мысли при помощи линий, сюжета и цвета. Причем самую большую эмоциональную нагрузку несет, по всей вероятности, цвет. Учитывая, что, анализируя изобразительную деятельность ребенка, можно определить его эмоциональное отношение к окружающей внешней среде, мы решили использовать это средство для экспресс-диагностики нежелательных отклонений со стороны эмоциональной сферы детей, адаптирующихся к новым микросоциальным условиям, к новому коллективу, в частности к классному.
Методика
Для проверки этих предположений мы разработали пиктографический тест. Он заключается в следующем: первокласснику в период адаптации дается стандартный лист бумаги, на одной стороне которого его просят нарисовать школу, а на другой — тот коллектив, откуда он пришел (детский сад, дом). Каждому ребенку предлагается один и тот же набор цветных карандашей (6 стандартных цветов). Время работы не ограничивается. Тест повторяют несколько раз на протяжении всего адаптационного периода. После каждого эксперимента у детей спрашивают, куда бы им хотелось пойти: в школу или в детский сад. После первого рисунка с каждым ребенком проводится беседа, из которой экспериментатор узнает самые любимые и нелюбимые его цвета. Эмоциональное отношение первоклассника к школе определяется по цветовой гамме, сюжету рисунка и общей длине линий всех изображенных предметов.
Цветовая гамма рисунка оценивается по преобладанию теплых или холодных тонов. Для более детального уточнения площади каждого цвета в отдельных случаях может быть использован планиметр. Общая длина линий всех предметов определяется курвиметром.
Оценка сюжета рисунка включает следующие компоненты:
1) предпочитаемый сюжет (школа или детский сад);
2) характер сюжета в динамике (застывший или варьирующий);
3) наличие декоративных элементов, орнамента, симметричных изображений;
4) время года на рисунке;
5) как изображено солнце (сияет или в тучах);
6) наличие дополнительных элементов, оживляющих сюжет.
При помощи данного теста нами было обследовано 118 первоклассников. Рисунки собирали в течение всей I и в начале II четверти, один раз в 2—3 недели, начиная с 1 сентября. У каждого ученика было от 7 до 14 рисунков.
Анализ результатов
Проведенный нами анализ детских рисунков показал, что при затрудненной адаптации рисунок первоклассника, рассказывающий о школе, содержит гораздо больше черных, темно-синих тонов, чем рисунок этого же ребенка, посвященный детскому саду, на котором преобладают красные, желтые, зеленые тона. По мере завершения адаптационного периода различия в цветовой гамме двух сравниваемых рисунков исчезают. У быстро адаптирующихся учеников школа обычно окрашена в праздничные яркие и теплые тона. При среднеблагоприятной адаптации ребенка к школе на его рисунках детского сада и школы цветовая гамма практически одинаковая.
По нашим данным, обычно площадь холодных тонов при негативном эмоциональном отношении, как правило, хоть незначительно, но превышает общую площадь тех же тонов при изображении коллектива, к которому ребенок настроен более благоприятно.
У трудно адаптирующихся первоклассников на рисунках во всем облике школы царит траур: черные стены, окна, двери, занавески; даже детские фигурки изображены с черными волосами, черными глазами, в черных бантах и формах. Наиболее печальный вид рисунки имеют в те дни, когда дети получают двойки.
Помимо выявленных закономерностей изобразительной деятельности первоклассников по отношению к цвету достаточно наглядным оказался и сюжетный анализ рисунков.
У трудно адаптирующихся первоклассников сюжет, рассказывающий о жизни школы, как правило, носит застывший, сглаженный характер; особенно это заметно, если сравнить рисунки, сделанные через определенное время. Многие трудно адаптирующиеся первоклассники вообще отказываются от рисунков на тему школы. У тех же из них, кто все же рисует школу, отсутствуют декоративные элементы в оформлении сюжета, здание школы обычно некрасивое, около него нет цветов и людей. Как правило, на рисунках преобладают зима и осень; небо чаще всего в тучах; если осень, то обязательно дождь.
У благоприятно адаптирующихся первоклассников сюжет варьирует. В него включается много дополнительных элементов, оживляющих рисунок. Если нарисована школа, то чаще всего в окружении признаков весны или лета. На небе сияет солнце.
Когда первокласснику нравится в школе, он отражает на рисунках учебную деятельность: довольно часто это класс, доска, на доске пятерки. Если изображается здание школы, то перед ним всегда дети, спешащие на урок. На дверях школы надпись «Добро пожаловать!». При неблагоприятной адаптации изображение класса почти не встречается; дети перед школой направляются не на занятия, а с них. Различия в содержании сюжетов на свободную тему, связанные с полом ребенка, при анализе пиктографического теста не выделялись.
Пиктографический анализ длины линий всех предметов, входящих в сюжет, показал, что она также отражает затруднения в адаптации и отрицательные эмоциональные отношение первоклассника к школе.
Как показали наши исследования, при неблагоприятной адаптации преобладание холодных тонов над теплыми в цветовой гамме рисунка было зарегистрировано в 86 % случаях, частота типичных сюжетов, свойственных затрудненному течению адаптационного периода,— в 80,7 %, а изменение общей длины линий — в 74 %.
Таким образом, мы убедились, что рисуночный тест достаточно наглядно показывает нам внутреннее психологическое состояние первоклашек, их готовность к школе.
2 Оценка уровня тревожности (тест Филлипса)
Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста.
При обработке подсчитывается:
1) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов – о высокой тревожности.
2) число совпадений
по каждому из 8 факторов тревожности,
выделяемых в тексте. Уровень
тревожности определяется тем
же, как в первом случае. Анализируется
общее внутреннее состояние
Информация о работе Проблема психологической адаптации первоклассников