Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 23:23, курсовая работа
В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности, "школьной зрелости" трудно переоценить на данном этапе развития общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка детей, ее эффективность определяет успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное становление.
Введение…………………………………………………………………….2
1 Проблема готовности ребенка к школе………………………….5-10
1.1. Определение понятия «психологическая готовность к школе»
1.2. Личностная готовность ребенка к школе
1.3. Интеллектуальная готовность ребенка к школе
2 Проблема психологической адаптации первоклассников…...11-19
2.1. Психологическая адаптация младших школьников
2.2. Содержание коррекционной работы, направленной на преодоление дезадаптации ребенка в школе
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………….21
факторы |
Номера вопросов |
1. Общая тревожность в школе. |
2,4,7,12,16,21,23,26,28,46, 47,48,49,50,51,52,53,54,55,56, Е=22 |
2. Переживание социального |
5,10,15,20,24,30,33,36,39,42, Е=11 |
3. Фрустрация потребности в |
1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38, Е=13 |
4. Страх самовыражения. |
27,31,34,37,40,45 Е=6 |
5. Страх ситуации проверки знаний |
2,7,12,16,21,26 Е=6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. |
3,8,13,17,22 Е=5 |
7. Низкая физиологическая |
9,14,18,23,28 Е=5 |
8. Проблемы и страхи в |
2,6,11,32,35,41,44,47 Е=8 |
Ключ к вопросам
« + » - «Да»; « - » - «Нет»
1. - 21. - 41. +
2. - 22. + 42. -
3. - 23. - 43. +
4. - 24. + 44. +
5. - 25. + 45. -
6. - 26. - 46. -
7. - 27. - 47. -
8. - 28. - 48. -
9. - 29. - 49. -
10. - 30. + 50. -
11. + 31. - 51. -
12. - 32. - 52. -
13. - 33. - 53. -
14. - 34. - 54. -
15. - 35. + 55. -
16. - 36. + 56. -
17. - 37. - 57. -
18. - 38. + 58. -
19. - 39. +
20. + 40. -
Результаты:
Результаты исследования.
По данной методике нами было продиагностировано 118 первоклассников. Из них:
Таким образом, из проведенных нами рисуночного теста и теста тревожности Филлипса мы получили следующие результаты:
а) анализ детских рисунков показал, что при затрудненной адаптации рисунок первоклассника содержит гораздо больше черных, темно-синих тонов, чем рисунок этого же ребенка, посвященный детскому саду, на котором преобладают красные, желтые, зеленые тона. По мере завершения адаптационного периода различия в цветовой гамме двух сравниваемых рисунков исчезают. У быстро адаптирующихся учеников школа обычно окрашена в праздничные яркие и теплые тона. При среднеблагоприятной адаптации ребенка к школе на его рисунках детского сада и школы цветовая гамма практически одинаковая.
б) оценка тревожности по Филипсу показала, что, скажем, большую проблему, на наш взгляд, представляет общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы, проще говоря, дети в большинстве своем психически не готовы к школе. Также нестабильно его эмоциональное состояние, которое раскрывается в его отношениях со сверстниками (вхождение в новый коллектив). И это, на наш взгляд, является основными причинами дезадаптации первоклассника в школе.
Заключение
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, социально-психологическая готовности.
Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку.
В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что в большинстве случаев дети не готовы к школе, причем не готовы психологически. Большинство ребят испытывают трудности в период адаптации. Это связано и с их новой ролью ученика (некоторые ребята долгое время не могут привыкнуть к «новым стенам», к новому распорядку и др.), и с новым окружением (часть детей испытывают трудности в общении с одноклассниками), многие боятся «раскрыть» себя. Отметим, что в меньшей степени трудности в адаптации к школе возникают в связи с новыми отношениями «учитель – ученик», так как практически каждый учитель стремится создать благоприятную обстановку. Поэтому мы считаем, что подготавливать ребенка необходимо заранее, еще в дошкольных учреждениях. Только грамотная работа психологов и педагогов этих учреждений способна помочь ребенку избежать проблем в адаптации к школе. Отметим еще и большую роль родителей в формировании отношения будущего первоклассника к школе. Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что данная проблема на сегодняшний день является актуальной.
Список использованной литературы
1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации// Начальная школа.-1999.-N1.-C.23-25
Аннотация
Матвеева О., Львова Е. Тренинг "Путешествие в поискахсвоих способностей"// Школьные технологии.-2001.-N5
Авторы предлагают описание тренинга, для детей 5-го класса, облегчающий процесс адаптации детей при переходе из младшей школы в среднюю.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- Москва: ТЦ "Сфера", 2002.
В книге представлены несложные методики для определения уровня подготовки ребенка к школе и рекомендации
Переверзева Г.К., Кравченко С.А. Оценка адаптации учащихся первых классов к школе// Директор школы.-2001.-N7
Автор предлагает материалы для анализа адаптированности учащихся первых и пятых классов, который целесообразности провести в октябре-ноябре.
Яскевич Г.Б. Большие дошкольники// Школьный психолог.- 2000.-N31
Автор пишет о том, как правильно организовать обучение дошкольников.
Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей // Народное образование.- 2000 .-№1
Статья посвящена исследованию особенностей адаптации ребёнка к школе в зависимости от типа взаимодействия педагога и учащимися. Исследователи опирались на типологию педагогического взаимодействия В.А. Петровского. В результате исследования было показано, что в классе у учителя с учебно-дисциплинарными ориентациями происходит тенденция роста почти всех неблагополучных симптомокомплексов, что говорит о дезадаптации детей.
Рахновская. Вместе: Играем, учимся, переживаем. Программа адаптации 1 кл.. Пос. д/психологов. М.: Школьная пресса, 2005 г.
В книге описаны методы и приемы работы психолога с целью оптимизации процесса адаптации первоклассника к школьным условиям жизнедеятельности, к новой системе социальных отношений со сверст- никами и взрослыми. Даны примерные планы занятий, описание игр-коммуникаций, игр-релаксаций, дидактических игр.
Информация о работе Проблема психологической адаптации первоклассников