Проблема психологической адаптации первоклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности, "школьной зрелости" трудно переоценить на данном этапе развития общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка детей, ее эффективность определяет успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное становление.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1 Проблема готовности ребенка к школе………………………….5-10
1.1. Определение понятия «психологическая готовность к школе»
1.2. Личностная готовность ребенка к школе
1.3. Интеллектуальная готовность ребенка к школе
2 Проблема психологической адаптации первоклассников…...11-19
2.1. Психологическая адаптация младших школьников
2.2. Содержание коррекционной работы, направленной на преодоление дезадаптации ребенка в школе
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………….21

Файлы: 1 файл

adaptaciya_pervoklassnikov.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

 

факторы

Номера вопросов

1. Общая тревожность в школе.

2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,

47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,58

Е=22

2. Переживание социального стресса.

5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44

Е=11

3. Фрустрация потребности в достижении  успеха.

1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43

Е=13

4. Страх самовыражения.

27,31,34,37,40,45

Е=6

5. Страх ситуации проверки знаний.

2,7,12,16,21,26

Е=6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

3,8,13,17,22

Е=5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость  стрессу.

9,14,18,23,28

Е=5

8. Проблемы и страхи в отношениях  с учителями.

2,6,11,32,35,41,44,47

Е=8


 

Ключ к вопросам

« + » - «Да»; « - » - «Нет»

1. -                           21. -                         41. +

2. -                           22. +                        42. -

3. -                           23. -                         43. +

4. -                           24. +                        44. +

5. -                           25. +                        45. -

6. -                           26. -                         46. -

7. -                           27. -                         47. -

8. -                           28. -                         48. -

9. -                           29. -                         49. -

10. -                         30. +                        50. -

11. +                        31. -                         51. -

12. -                         32. -                         52. -

13. -                         33. -                         53. -

14. -                         34. -                         54. -

15. -                         35. +                        55. -

16. -                         36. +                        56. -

17. -                         37. -                         57. -

18. -                         38. +                        58. -

19. -                         39. +

20. +                        40. -

 

 

 

Результаты:

  1. Число несовпадений знаков (« + » - «Да»; « - » - «Нет») по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: <50%; >50%; >75%).
  2. Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
  3. Число несовпадений по каждому фактору для всего класса (абсолютное значение: <50%; >50%; >75%).
  4. Представление этих данных в виде диаграмм.
  5. Количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному фактору >50%; >75% (для всех факторов).
  6. Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
  7. Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Результаты исследования.

По данной методике нами было продиагностировано 118 первоклассников. Из них:

  1. Общая тревожность в школе –  общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы – 32 чел. (27,1%)
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка,  на фоне которого развиваются его социальные контракты (прежде всего – со сверстниками) – 24 чел. (20,3%)
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата – 15 чел. (12,7%)
  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим – 17 чел. (14,4%)
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей – 12 чел. (10,1%)
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок – 9 чел. (7,6%)
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность деструктивного реагирования на тревожный фактор среды – 7 чел. (5,9%)
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения – 2 чел. (1,6%)

 

Таким образом, из проведенных нами рисуночного теста и теста тревожности Филлипса мы получили следующие результаты:

а) анализ детских рисунков показал, что при затрудненной адаптации рисунок первоклассника содержит гораздо больше черных, темно-синих тонов, чем рисунок этого же ребенка, посвященный детскому саду, на котором преобладают красные, желтые, зеленые тона. По мере завершения адаптационного периода различия в цветовой гамме двух сравниваемых рисунков исчезают. У быстро адаптирующихся учеников школа обычно окрашена в праздничные яркие и теплые тона. При среднеблагоприятной адаптации ребенка к школе на его рисунках детского сада и школы цветовая гамма практически одинаковая.

б) оценка тревожности по Филипсу показала, что, скажем, большую проблему, на наш взгляд, представляет общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы, проще говоря, дети в большинстве своем психически не готовы к школе. Также нестабильно его эмоциональное состояние,  которое раскрывается в его отношениях со сверстниками (вхождение в новый коллектив). И это, на наш взгляд, является основными причинами дезадаптации первоклассника в школе.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, социально-психологическая готовности.

Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку.

В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что в большинстве случаев дети не готовы к школе, причем не готовы психологически. Большинство ребят испытывают трудности в период адаптации. Это связано и с их новой ролью ученика (некоторые ребята долгое время не могут привыкнуть к «новым стенам», к новому распорядку и др.), и с новым окружением (часть детей испытывают трудности в общении с одноклассниками), многие боятся «раскрыть» себя. Отметим, что в меньшей степени трудности в адаптации к школе возникают в связи с новыми отношениями «учитель – ученик», так как практически каждый учитель стремится создать благоприятную обстановку. Поэтому мы считаем, что подготавливать ребенка необходимо заранее, еще в дошкольных учреждениях. Только грамотная работа психологов и педагогов этих учреждений способна помочь ребенку избежать проблем в адаптации к школе. Отметим еще и большую роль родителей в формировании отношения будущего первоклассника к школе. Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что данная проблема на сегодняшний день является актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

1.  Агафонова И.Н.     Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации// Начальная школа.-1999.-N1.-C.23-25

  1. Дудина М.     Школьная жизнь не должна быть источником отрицательных эмоций// Народное образование.-1998.-N7.-C.77-83
  2. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей //  Народное образование.- 2000 .-№1
  3. Ивановская О.Г., Савченко С.Ф.     Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников?// Начальная школа.-1999.-N1.-C.61-63
  4. Кумарина Г.Ф.     Школьная дезадаптация: признаки и           способы предупреждения// Народное образование.-2002.-N1.-С.111-121
  5. Матвеева О., Львова Е.     Тренинг "Путешествие в поискахсвоих способностей"// Школьные технологии.-2001.-N5.-С.243-252
  6. Овчарова Р.В.     Практическая психология в начальной школе.- Москва: ТЦ "Сфера", 2002.              
  7. Переверзева Г.К., Кравченко С.А.     Оценка адаптации учащихся первых классов к школе// Директор школы.-2001.-N7.-С.25-27
  8. Яскевич Г.Б.     Большие дошкольники// Школьный психолог.- 2000.-N31.-С.6
  9. Рахновская. Вместе: Играем, учимся, переживаем. Программа адаптации 1 кл.. Пос. д/психологов. М.: Школьная пресса, 2005 г.

 

 

 

 

 

Аннотация

Матвеева О., Львова Е.     Тренинг "Путешествие в поискахсвоих способностей"// Школьные технологии.-2001.-N5

Авторы предлагают описание тренинга, для детей 5-го класса, облегчающий процесс адаптации детей при переходе из младшей школы в среднюю.

Овчарова Р.В.     Практическая психология в начальной школе.- Москва: ТЦ "Сфера", 2002.              

В книге представлены несложные методики для определения уровня подготовки ребенка к школе и рекомендации

Переверзева Г.К., Кравченко С.А.     Оценка адаптации учащихся первых классов к школе// Директор школы.-2001.-N7

Автор предлагает материалы для анализа адаптированности учащихся первых  и пятых классов, который целесообразности провести в октябре-ноябре.

Яскевич Г.Б.     Большие дошкольники// Школьный психолог.- 2000.-N31

Автор пишет о том, как правильно организовать обучение дошкольников.

Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей //  Народное образование.- 2000 .-№1

Статья посвящена исследованию особенностей адаптации ребёнка к школе в зависимости от типа взаимодействия педагога и учащимися. Исследователи опирались на типологию педагогического взаимодействия В.А. Петровского. В результате исследования было показано, что в классе у учителя с учебно-дисциплинарными ориентациями происходит тенденция роста почти всех неблагополучных симптомокомплексов, что говорит о дезадаптации детей.

Рахновская. Вместе: Играем, учимся, переживаем. Программа адаптации 1 кл.. Пос. д/психологов. М.: Школьная пресса, 2005 г.

В книге описаны методы и приемы работы психолога с целью оптимизации процесса адаптации первоклассника к школьным условиям жизнедеятельности, к новой системе социальных отношений со сверст- никами и взрослыми. Даны примерные планы занятий, описание игр-коммуникаций, игр-релаксаций, дидактических игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Проблема психологической адаптации первоклассников