Проблема развития личности с позиции психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:57, реферат

Описание работы

Известно, что возрастные психологические особенности развития обусловлены конкретно-историческими условиями развития: наследственностью, полной мерой характера воспитания, особенностями деятельности и отношениями с другими людьми. Все это сказывается на специфике перехода от одного возрастного периода к другому.
За критерии определения основных периодов индивидуального развития принято брать качественные и существенные признаки, взятые в их системной связи, которые выявляют характерные для каждого возраста целостные новообразования. Такими являются психологические и социальные новообразования, которые выявляют их сознательность и деятельность, отношение ребенка к среде, весь ход развития на данном этапе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………1
1. Проблема развития личности с позиции психологии……………………………………………....2
2. Модель развития личности в группе…………………………………………………………………..8
3. Возрастная периодизация развития личности……………………………………………………...13
Заключение…………………………………………………………………………………………………..13
Литература……………………

Файлы: 1 файл

психология профессионального образования.docx

— 58.73 Кб (Скачать файл)

Процесс развития личности в коллективах -- специфическая особенность юности, по своим временным параметрам выходящая за границы старшего школьного возраста, который может быть обозначен как период ранней юности. Адаптация, индивидуализация и интеграция личности в трудовом коллективе обеспечивает становление зрелой личности советского человека и является условием формирования самого коллектива. Органическая интеграция личности в высокоразвитой группе, таким образом, означает, что характеристики коллектива выступают как характеристики личности (групповое как личностное, личностное как групповое) .

Теперь можно сделать попытку построить третью обобщенную модель развития личности и его периодизации в онтогенезе, имея в виду самую общую картину ее становления как социально зрелой личности. В этом случае мы конструируем многоступенчатую схему периодизации, выделяя эры, эпохи, периоды и фазы формирования личности.

 

3. Возрастная периодизация развития личности

Весь дошкольный и школьный возраст входит в одну «эру восхождения к социальной зрелости». При этом надо полагать, что эта эра не завершается периодом ранней юности и получением школьником аттестата зрелости, а продолжается в трудовых коллективах, где и осуществляется органическое вхождение вчерашнего школьника в права и экономически, и юридически, и политически, и нравственно зрелого человека, полноправного члена социалистического общества. Что касается последующих эр развития, составляющих и завершающих жизненный путь человека, то рассмотрение этих проблем выходит за рамки нашей задачи.

Целесообразность, а быть может, необходимость выделения «эры восхождения к социальной зрелости» требует пояснений. Если представить социальную среду в ее глобальных характеристиках как относительна стабильную и помнить о том, что целью общественного воспитания в социалистическом обществе буквально с первых лет жизни ребенка и на протяжении всех последующих остается формирование всесторонне развитой личности, то весь путь до осуществления этой цели можно интерпретировать как единый и целостный этап. В таком случае он в соответствии с выдвинутыми и обоснованными выше положениями предполагает три фазы развития, формирования, становления личности, ее вхождения в социальное целое -- адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

Протяженные во времени, они выступают как макрофазы развития личности в пределах одной эры, обозначаемые нами как три эпохи: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (интеграция). Именно таким образом дитя в конце концов превращается в зрелую самостоятельную личность, дееспособную (ту, что демографы обозначают как единицу «самодеятельной» части населения нашей страны), готовую к воспроизводству и воспитанию нового человека, к продолжению себя в своих детях. Третья макрофаза (эпоха), начинаясь в школе, выходит за ее хронологические пределы. Подчеркнем, что и типично для стадии индивидуализации, отрочество выступает как эпоха перелома, обострения противоречий.

Эпохи подразделяются на периоды развития личности в конкретной среде, в характерных для каждого возрастного этапа типах групп, различающихся по уровню развития. Периоды, в свою очередь, как уже было указано, -- на фазы (здесь уже микрофазы) развития личности. Эпоха детства -- наиболее длящаяся макрофаза развития личности -- охватывает три возрастных периода (преддошкольный, дошкольный, младший школьный), эпоха отрочества и период подросткового возраста совпадают. Эпоха юности и период ранней юности, в свою очередь, частично совпадают (ранняя юность /28/ ограничивается рамками пребывания в школе). Для первой макрофазы (эпохи детства) характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией, для второй (эпоха отрочества) -- индивидуализации над адаптацией, для третьей (эпоха юности) -- превалирование интеграции над индивидуализацией.

Предложенная нами концепция развития личности в онтогенезе и его периодизация имеет гипотетико-дедуктивный характер, в этом не отличаясь от всех других нам известных концепций возрастного развития, и предполагает поэтому разработку долговременной программы исследований, направленных на проверку ее основных положений. Вместе с тем она опирается на богатый опыт конкретных исследований советских психологов и не противоречит их выводам, хотя и задает новые задачи для изучения, к примеру, специфических особенностей критических (но не обязательно кризисных) фаз индивидуализации внутри каждого возрастного периода, действия социально-психологических закономерностей, соответствующих типу и уровню развития группы, доминирующих на разных ступенях онтогенеза, педагогического воздействия на референтных лиц для получения воспитательного эффекта в структуре личности ребенка, ориентирующегося на значимого другого, соотношения детерминант развития личности, складывающихся в общностях, в которые оказывается не только последовательно, но и параллельно включен ребенок, задержек и застоя развития личности на фазе адаптации или индивидуализации, принимающих в отдельных случаях патологический характер, и многих других. Методологическую основу социально-психологической гипотезы развития личности составляет принцип деятельностного опосредствования межличностных отношений, который был последовательно применен нами ранее при разработке теории коллектива и личности и который является результатом применения марксистского деятельностного подхода к феноменам группы и личности .

Наиболее существенным в изложенном выше теоретическом подходе к развитию личности и построению его возрастной периодизации является обращение к социальной психологии, оказавшееся, как можно видеть, эвристичным для решения проблем возрастной психологии. По всей вероятности, здесь, как и во многом другом, интеграция научных отраслей, которые до некоторых пор не находили возможностей для успешной «стыковки» и не всегда осознавали ее необходимость, открывает новые перспективы для развития каждой из них в отдельности и для советской психологической науки как единого целого.

 

Заключение

Таким образом, возрастная периодизация развития личности -- развитый подход к членению во времени процесса развития личности, позволяющему выделять его основные этапы. Была выдвинута следующая гипотеза: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза; характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. Общепризнанная в отечественной педагогике и психологии мысль о том, что личность развивается в коллективе и через коллектив, может быть переформулирована: личность ребенка, подростка, юноши развивается в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности. Развитие личности детерминируется процессом развития группы, в которой она интегрирована и которая доминирует на данной возрастной ступени. Наиболее благоприятные условия для деятельностного формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития -- коллектив. На основе этого предположения может быть сконструирована модель развития личности в конкретно-исторических условиях воспитания. При этом выделяются собственно возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0--3), детсадовское детство (3--7), младший школьный возраст (7--11), средний школьный возраст (11-- 15), старший школьный возраст (15--18).

В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики воспитания либо выступает как просоциальная ассоциация или коллектив (при превалировании тактики "семейного сотрудничества"), либо оборачивается для ребенка зачастую совершенно не осознаваемыми родителями отрицательными сторонами, которые присущи менее развитым группам (если в семье взрослые придерживаются, например, тактики "диктата" или же "слепой опеки"). В зависимости от характера семейных отношений изначально складывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного маленького себялюбца. Важность периода раннего детства для формирования личности отмечалась многими психологами, но его роль нередко мистифицировалась (З. Фрейд и др.). В действительности ребенок с первого года своей жизни находится в достаточно развитой группе и с присущей ему активностью, связанной с особенностями его нервно-психической организации, усваивает сложившийся в этой группе тип отношений, претворяя эти отношения в черты своей формирующейся личности.

Фазы развития личности в преддошкольном возрасте имеют следующие результаты: первая -- адаптацию на уровне освоения простейших навыков, овладения языком как средством приобщения к социуму при первоначальном неумении выделить свое Я из окружающих предметов, вторая -- индивидуализацию, противопоставление себя окружающим: "моя мама", "я мамина", "мои игрушки" и т. д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья -- интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых и предъявлять им разумные требования, с которыми взрослые готовы считаться.

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-- М., 1968.-- 464 с.

2. Выготский Л.С. Избранные  психологические произведения. -- М., 1960. -- 499 с.

3. Педагогика. -- М., 1978.-- 511 с.

4. Петровский А.В. Вопросы  истории и теории психологии: Избранные труды. -- М., 1984. -- 272 с.

5. Петровский А.В. Принцип  ведущей деятельности и проблема  личностно-образующих видов деятельности  при переходе от детства к  взрослости. -- В кн.:

6. Хрестоматия по детской  и педагогической психологии / Под  ред. И.И. Ильясова, B.Я. Ляудис -- М., 1981, с. 26--31.

7. Петровский А.В. Проблема  развития личности с позиций  социальной психологии // «Вопросы  психологии» -- 1984 -- №4 -- C. 15--30

 

 

 


Информация о работе Проблема развития личности с позиции психологии