Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:18, курсовая работа
Цель: создание условий для решения проблем социализации умственно отсталых детей. Задачи:
1.Исследовать понятие социализации;
2. Выявить основные факторы социализации детей;
3. Рассмотреть процесс социализации умственно отсталых детей;
4.Выделить проблемы социализации умственно-отсталых детей и возможные пути решения этих проблем.
Введение……………………………………………………………...…..3-5
Глава 1.
1.1. Понятие социализации………………………………………...……6-9
1.2. Факторы социализации детей……………………………………10-17
Глава 2.
2.1. Особенности развития умственно отсталых детей……………..18-21
2.2. Основные проблемы социализации детей с умственной отсталостью и пути их решения…………………………………...…22-26
Заключение………………………………………..………………………27
Список литературы………………………………………………….28-30
Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального обучения
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет социально-исторического образования
Кафедра социальных коммуникаций и технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Проблема социального развития ребенка с умственной отсталостью»
Работу выполнила:
студентка 3 курса ФСИО
Шульга К.С.
Научный руководитель:
Бакаева И.А.
Ростов-на-Дону
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
1.1. Понятие
социализации………………………………………...
1.2. Факторы социализации детей……………………………………10-17
Глава 2.
2.1. Особенности развития умственно отсталых детей……………..18-21
2.2. Основные проблемы социализации детей с умственной отсталостью и пути их решения…………………………………...…22-26
Заключение………………………………………..………
Список литературы………………………………………………….
Введение.
Умственная отсталость определяется как совокупность этиологически различных: наследственных, врожденных и приобретенных в первые годы жизни непрогрессирующих патологических состояний, выражающихся в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и приводящих к затруднению социальной адаптации. Если раньше умственно отсталый ребенок мог вызвать лишь сочувствие, то теперь в большинстве стран его считают равноправным гражданином. Если раньше его рассматривали как нуждающегося в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь — как независимого, но нуждающегося в сопровождении и поддержке. Все эти изменения в отношении к людям с нарушениями в развитии связаны с интенсивными прогрессивными процессами последних десятилетий XX в. в США, Западной Европе и их началом в 1990-е гг. в России. Прогрессивные процессы обусловлены интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными нарушениями, в общество и образовательную среду. В связи с принятием Международной Конвенции о правах ребенка, Стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской Декларации и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО) эти дети законодательно получили право на интегрированное обучение. Приобрели большое значение вопросы выявления потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум.
Это общечеловеческая проблема, с
которой встречались и
В каждой стране
есть дети с умственной отсталостью,
которые нуждаются в особых формах
воспитания и обучения. Вопросы оказания
специальной помощи таким детям
весьма актуальны. Последние десятилетия
20-го века вследствие гуманизации общества,
утверждения безусловной
В современной
социально-экономической
Предмет: социализация детей с умственной отсталостью.
Объект: проблемы
социального развития детей с умственной
отсталостью.
Цель: создание условий для решения проблем социализации умственно отсталых детей.
Задачи:
1.Исследовать понятие социализации;
2. Выявить основные факторы социализации детей;
3. Рассмотреть процесс социализации умственно отсталых детей;
4.Выделить проблемы социализации умственно-отсталых детей и возможные пути решения этих проблем.
Я считаю, что проблемы социализации умственно отсталых детей в среду нормально развивающихся сверстников будет решены успешно если:
Глава 1.
§1.1 Понятие социализации.
Социализация
— это процесс (и результат) усвоения
и активного
Социализация — это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, т.е. личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Посредством социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях общественно значимой совместной деятельности.
Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.
Выделяют несколько источников социализации индивида.
Передача культуры — она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания.
Взаимное влияние людей - оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.
Первичный опыт
— он связывается с периодом раннего
детства, с формированием основных
психических функций и
Процессы саморегуляции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.1
Система саморегуляции
формируется и развивается и в процессе
интериоризации социальных установок
и ценностей. Интериоризация -это формирование
у индивида структур психики посредством
усвоения способов внешней социальной
деятельности и поведения. Интериоризация
— это превращение интерпсихологических
(межличностных) отношений в интрапсихологические
(внутриличностные отношения с самим собой).
В развитии выделяются такие стадии интериоризации:
1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;
2) ребенок
перенимает способ обращения
и начинает воздействовать
3) ребенок
начинает воздействовать
— постепенное расширение (по мере приобретения индивидом социального опыта) сферы его общения, деятельности и поведения;
— развитие саморегуляции и становление самосознания и активной
жизненной позиции.
В качестве институтов социализации выступают семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие (например, досуговые) коллективы.
В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, влиять на социализацию других людей.
Основополагающей
концепцией в теории социализации считается
концепция изначальной
Впрочем, в литературе особенно не дискутируется вопрос о том, социальным или асоциальным рождается человеческий детеныш. В принципе, считается, что асоциальным. Хотя есть и противоположные точки зрения. Иногда говорят, что социальность ребенка сводится к потребности в общении. То есть ребенок изначально асоциален, но если уж предполагать наличие какой-то минимальной врожденной социальности, то она и выражается в потребности в общении. Представляется, что этот тезис недостаточно корректен. Ничего не известно о наличии или отсутствии у ребенка потребности в общении, если нет самого общения, если опыт общения не приходит к нему извне. Ведь такие ситуации известны: когда дети выкормлены до некоторого возраста дикими животными. Да очеловечить их в известном смысле слова, несмотря на десятилетия неустанной работы психологов, все-таки не удалось (в литературе описан случай такого наблюдения и работы на протяжении более двадцати лет), но этот факт ничего не говорит о потребности в общении как таковой.
Есть основания
полагать, что в социально-
В содержание понятия «социализация» входит:
— усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
— формирование социальных установок и убеждений;
—вхождение индивида в социальную среду;
— приобщение индивида к системе социальных связей;
— самоактуализация Я личности;
— усвоение индивидом социальных влияний;
— социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.3
Не вдаваясь
в дискуссию о содержании понятий
«обучение»,
«воспитание», «развитие личности», отметим,
что все перечисленное выше входит и в
их объем. Получается что эти три понятия
и понятие «социализация» — все-таки синонимы.
Представляется, что соотношение между этими понятиями следует искать не в плоскости их содержания, а в их связи между собой. А связь эта такая же, как и между понятиями «цель» и «средство». Социализация — это цель. Она состоит в том, чтобы получить индивида, во-первых, адаптивного к социуму, а во-вторых, адекватного ему. Все остальное — средства: обучение, воспитание, формирование, развитие и т.д.
Оно принимает дополнительные меры и усилия, чтобы добиться от индивида его адаптивности и адекватности, причем эти дополнительные усилия как бы продолжают процесс социализации. Если же этого добиться не удается вовсе, тогда общество пожизненно локализует индивида в специально созданную для этих целей среду обитания, а некоторые общества легитимным образом физически уничтожают такого индивида.
Индивид не только усваивает, но и активно воспроизводит систему социальных связей, следовательно, он одновременно выступает в процессе социализации и его объектом, и его субъектом.
Процесс социализации может происходить в условиях стихийного воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществ€е, а также целенаправленной деятельности, как со стороны общества, так и со стороны индивида. 4
Из всего выше перечисленного, можно сделать вывод о том, что процесс социализации человека очень важный сложившийся процесс, подразумевающий под собой физическое, психическое, моральное, культурное развитие. В понятие социализации входят множественные критерии, такие как усвоение норм, умений, навыков, саморазвитие, обучение и т.д.
§1.2 Факторы социализации детей.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных, далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
Информация о работе Проблема социального развития ребенка с умственной отсталостью