Проблема социального развития ребенка с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: создание условий для решения проблем социализации умственно отсталых детей. Задачи:
1.Исследовать понятие социализации;
2. Выявить основные факторы социализации детей;
3. Рассмотреть процесс социализации умственно отсталых детей;
4.Выделить проблемы социализации умственно-отсталых детей и возможные пути решения этих проблем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...…..3-5
Глава 1.
1.1. Понятие социализации………………………………………...……6-9
1.2. Факторы социализации детей……………………………………10-17
Глава 2.
2.1. Особенности развития умственно отсталых детей……………..18-21
2.2. Основные проблемы социализации детей с умственной отсталостью и пути их решения…………………………………...…22-26
Заключение………………………………………..………………………27
Список литературы………………………………………………….28-30

Файлы: 1 файл

итог.docx

— 62.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального обучения

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социально-исторического образования

Кафедра социальных коммуникаций и технологий

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Проблема социального развития ребенка с умственной отсталостью»

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка 3 курса ФСИО

Шульга К.С.

Научный руководитель:

Бакаева И.А.

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………...…..3-5

Глава 1.

1.1. Понятие социализации………………………………………...……6-9

1.2. Факторы социализации детей……………………………………10-17

Глава 2.

2.1. Особенности развития умственно отсталых детей……………..18-21

2.2. Основные проблемы социализации детей  с умственной    отсталостью и пути их решения…………………………………...…22-26

Заключение………………………………………..………………………27

Список литературы………………………………………………….28-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Умственная отсталость   определяется как совокупность этиологически различных: наследственных, врожденных и приобретенных в первые годы жизни непрогрессирующих патологических состояний, выражающихся в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и приводящих к затруднению социальной адаптации. Если раньше умственно отсталый ребенок мог вызвать лишь сочувствие, то теперь в большинстве стран его считают равноправным гражданином. Если раньше его рассматривали как нуждающегося в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь — как независимого, но нуждающегося в сопровождении и поддержке. Все эти изменения в отношении к людям с нарушениями в развитии связаны с интенсивными прогрессивными процессами последних десятилетий XX в. в США, Западной Европе и их началом в 1990-е гг. в России. Прогрессивные процессы обусловлены интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными нарушениями, в общество и образовательную среду. В связи с принятием Международной Конвенции о правах ребенка, Стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской Декларации и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО) эти дети законодательно получили право на интегрированное обучение. Приобрели большое значение вопросы выявления потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум.

Это общечеловеческая проблема, с  которой встречались и встречаются  родители любой страны мира. К сожалению, такие дети будут рождаться и в обозримом будущем. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, число детей с нарушениями умственного развития достигает примерно 1% (при некотором преобладании лиц мужского пола). Однако это усредненные количественные показатели, которые не отражают истинного числа таких детей и молодых людей в любой отдельно взятой стране. В разных странах по-разному понимают умственную отсталость, следуют различным диагностическим критериям, более того, этот показатель не учитывает и возрастной динамики людей с проблемами в умственном развитии.

В каждой стране есть дети с умственной отсталостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям  весьма актуальны. Последние десятилетия 20-го века вследствие гуманизации общества, утверждения безусловной ценности человеческой личности ознаменовались во всём мире процессами, связанными с  демократизацией общего и специального образования, признанием всех детей  с проблемами развития обучаемыми.

В современной  социально-экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей  с умственной отсталостью  приобретают  особую актуальность. Формирование социальной адаптации таких детей должно начинаться еще с дошкольного  возраста.

Предмет: социализация детей с умственной отсталостью.

 

Объект: проблемы социального развития детей с умственной отсталостью. 
 

Цель:  создание условий для решения проблем социализации умственно отсталых детей.

 

Задачи:

 

1.Исследовать понятие социализации;

2. Выявить  основные факторы социализации детей;

3. Рассмотреть процесс социализации  умственно отсталых детей;

4.Выделить проблемы социализации умственно-отсталых детей и   возможные пути решения этих проблем.

 

Я считаю, что  проблемы социализации умственно отсталых детей в среду нормально развивающихся сверстников будет решены успешно если:

    • воспитание и обучение детей будет происходить в условиях интеграции;
    • педагогами будут созданы определенные условия, для социальной адаптации умственно отсталых детей;
    • если в работе с данной категорией детей будут применяться определенные средства и методы коррекции нарушенного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  
  §1.1 Понятие социализации. 

Социализация  — это процесс (и результат) усвоения и активного                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               воспроизводства индивидом социального  опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и  общественных отношений.

Социализация  — это процесс превращения  изначально асоциального субъекта в  социальную личность, т.е. личность, владеющую  принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и  роли. Посредством социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях общественно  значимой совместной деятельности.

Социализация  предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для  их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой  работы. Определяющее значение для  процессов социализации имеет общественное воспитание.

Выделяют  несколько источников социализации индивида.

Передача  культуры — она осуществляется через  такие социальные институты, как  семья, система образования, обучения и воспитания.

Взаимное  влияние людей - оно происходит в  процессе общения и совместной деятельности.

Первичный опыт — он связывается с периодом раннего  детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.

Процессы  саморегуляции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.1

Система саморегуляции формируется и развивается и в процессе 
интериоризации социальных установок и ценностей. Интериоризация -это формирование у индивида структур психики посредством усвоения способов внешней социальной деятельности и поведения. Интериоризация  —  это  превращение  интерпсихологических (межличностных) отношений  в  интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой). В развитии выделяются такие стадии интериоризации:

1)  взрослый  словом действует на ребенка,  побуждая что-то сделать;

2) ребенок  перенимает способ обращения  и начинает воздействовать словом  на взрослого;

3) ребенок  начинает воздействовать словом  на самого себя. В общем, процесс  социализации можно характеризовать  как:

— постепенное  расширение (по мере приобретения индивидом  социального опыта) сферы его  общения, деятельности и поведения;

— развитие саморегуляции и становление самосознания и активной

жизненной позиции.

В качестве институтов социализации выступают  семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие (например, досуговые) коллективы.

В процессе социализации человек обогащается  социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает  возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом  социальных воздействий, влиять на социализацию других людей.

Основополагающей  концепцией в теории социализации считается  концепция изначальной асоциальное человека (ребенка). В этом случае социализация выглядит как процесс превращения субъекта, изначально асоциального, в социальную личность.2

Впрочем, в  литературе особенно не дискутируется  вопрос о том, социальным или асоциальным рождается человеческий детеныш. В принципе, считается, что асоциальным. Хотя есть и противоположные точки зрения. Иногда говорят, что социальность ребенка сводится к потребности в общении. То есть ребенок изначально асоциален, но если уж предполагать наличие какой-то минимальной врожденной социальности, то она и выражается в потребности в общении. Представляется, что этот тезис недостаточно корректен. Ничего не известно о наличии или отсутствии у ребенка потребности в общении, если нет самого общения, если опыт общения не приходит к нему извне. Ведь такие ситуации известны: когда дети выкормлены до некоторого возраста дикими животными. Да очеловечить их в известном смысле слова, несмотря на десятилетия неустанной работы психологов, все-таки не удалось (в литературе описан случай такого наблюдения и работы на протяжении более двадцати лет), но этот факт ничего не говорит о потребности в общении как таковой.

Есть основания  полагать, что в социально-психологической  литературе не решен вопрос о соотношении  понятий «социализация», «обучение», «воспитание», «развитие личности»  и др. Одна из точек зрения состоит  в том, что понятие «социализация» не заменяет собой известные в  педагогике и в педагогической психологии понятия «обучение», «воспитание», «развитие личности», иначе говоря, все эти понятия — не синонимы.

В содержание понятия «социализация» входит:

—  усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

—  формирование социальных установок и убеждений;

—вхождение индивида в социальную среду;

—  приобщение индивида к системе социальных связей;

—  самоактуализация Я личности;

—  усвоение индивидом социальных влияний;

—  социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам  жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами.3

Не вдаваясь в дискуссию о содержании понятий  «обучение», 
«воспитание», «развитие личности», отметим, что все перечисленное выше входит и в их объем. Получается что эти три понятия и понятие «социализация» — все-таки синонимы.

Представляется, что соотношение между этими  понятиями следует искать не в  плоскости их содержания, а в их связи между собой. А связь  эта такая же, как и между  понятиями «цель» и «средство». Социализация — это цель. Она состоит в  том, чтобы получить индивида, во-первых, адаптивного к социуму, а во-вторых, адекватного ему. Все остальное  — средства: обучение, воспитание, формирование, развитие и т.д.

Оно принимает  дополнительные меры и усилия, чтобы  добиться от индивида его адаптивности и адекватности, причем эти дополнительные усилия как бы продолжают процесс  социализации. Если же этого добиться не удается вовсе, тогда общество пожизненно локализует индивида в специально созданную для этих целей среду  обитания, а некоторые общества легитимным образом физически уничтожают такого индивида.

Индивид не только усваивает, но и активно воспроизводит  систему социальных связей, следовательно, он одновременно выступает в процессе социализации и его объектом, и  его  субъектом.

Процесс социализации может происходить в условиях стихийного воздействия на человека различных обстоятельств жизни  в обществ€е, а также целенаправленной деятельности, как со стороны общества, так и со стороны индивида.  4

Из всего  выше перечисленного,  можно сделать вывод о том, что процесс социализации человека очень важный сложившийся процесс, подразумевающий под собой физическое, психическое, моральное, культурное развитие. В понятие социализации входят множественные критерии, такие как усвоение норм, умений, навыков, саморазвитие, обучение и т.д.

 

 

§1.2 Факторы социализации детей.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных, далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Информация о работе Проблема социального развития ребенка с умственной отсталостью