Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:18, курсовая работа
Цель: создание условий для решения проблем социализации умственно отсталых детей. Задачи:
1.Исследовать понятие социализации;
2. Выявить основные факторы социализации детей;
3. Рассмотреть процесс социализации умственно отсталых детей;
4.Выделить проблемы социализации умственно-отсталых детей и возможные пути решения этих проблем.
Введение……………………………………………………………...…..3-5
Глава 1.
1.1. Понятие социализации………………………………………...……6-9
1.2. Факторы социализации детей……………………………………10-17
Глава 2.
2.1. Особенности развития умственно отсталых детей……………..18-21
2.2. Основные проблемы социализации детей с умственной отсталостью и пути их решения…………………………………...…22-26
Заключение………………………………………..………………………27
Список литературы………………………………………………….28-30
1. мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
2. макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
3. мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. 5
4. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, группы сверстников, воспитательные организации.6
В своей курсовой работе я рассмотрю такие микрофаторы социализации детей как семья и домашний очаг и школу и детский сад.
Природа распоряжается так, что каждый ребенок рождается лишь кандидатом на звание человека. Чтобы стать личностью и приобрести необходимые нравственные качества, он должен не только научиться ходить, есть, пользоваться определенными предметами, обслуживать себя, приобрести профессию, но и, самое главное, научиться жить с другими людьми, поскольку межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности.
Нравственные качества (доброта или черствость по отношению к людям, эгоизм или жестокость, теплота или зло) полностью или почти полностью не зависят от генетики. Результаты же воспитания или самовоспитания могут быть выше наших природных задатков, склонностей.
Становление ребенка как социального существа невозможно без помощи значимых для него взрослых, без микросоциума. Важнейшее место в этом процессе занимает семья, где отношения определяются в диадах «супруг – супруга», «родители – дети». Для ребенка отношения взрослых являются доминирующим фактором в успешности его развития. От того, каков эмоциональный контакт родителей с ребенком в раннем детстве, зависит многое: отсутствие, ограничение или перенасыщенность эмоциональных контактов приводят к дефектам развития личности, провоцируют неврозы и другие психические заболевания. Важна родительская установка, психологическая мотивационная готовность к воспитанию. На этом этапе приобретают особую значимость дела, интересы ребенка, отношения с братьями и сестрами, сверстниками и значимыми для него взрослыми. 7
Социализация в семье
Семейное воспитание – это целенаправленные,
сознательные воспитательные воздействия,
осуществляемые родителями с целью формирования
определенных качеств, умений.
Воспитательные воздействия
Процесс социального научения, в свою очередь, происходит как при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями, так и за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.9
Для того, что бы рассмотреть, как протекает социализация в детском саду и школе, обратимся непосредственно к самому младшему школьному возрасту с точки зрения педагогики и с точки зрения психологии. Итак, младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) сточки зрения психологии определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка - поступление в школу.10 В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребёнка в 6-7 лет. Школа берёт на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребёнка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребёнка: государственную или частную.
Поступивший в школу ребёнок автоматически
занимает совершенно новое место в системе
отношений людей: у него появляются постоянные
обязанности, связанные с учебной деятельностью.
Близкие взрослые,
учителя, даже посторонние люди общаются
с ребёнком не только как с уникальным
человеком, но и как с человеком, взявшим
на себя обязательства учиться, как все
дети в его возрасте.
Ребёнок посещающий начальную школу,
психологически переходит в новую жизнь.
Семья начинает по-новому контролировать
ребёнка в связи с необходимостью учиться
в школе. Ужесточение требований, даже
в самой доброжелательной форме, возлагает
на него ответственность за самого себя.
Необходимое воздержание от ситуативных
импульсивных желаний и обязательная
самоорганизация создают изначально у
ребёнка чувство одиночества, отчужденности
себя от близких - ведь он должен нести
ответственность за свою новую жизнь и
сам организовывать её.
Самое главное, что может дать семья младшему
школьнику - научить его воздерживаться
от развлечений в урочное время, прочувствовать,
что значит «делу время - потехе час», брать
ответственность на
себя, тем самым научиться управлять своей
волей. Разумная и любящая семья помогает
ребёнку освоить предъявляемые к нему
требования учебной деятельности и принять
эти требования как неизбежное и необходимое.
Успехи ребёнка в освоении норм жизни
в новых условиях формируют у него потребность
в познании не только в прежних формах
отношений, но и в учебной деятельности.
Характер адаптации к условиям жизни в
младшем школьном возрасте и отношение
к ребёнку со стороны семьи определяют
состояние и развитие его чувства личности.
В условиях чувствительной к изменению
социального статуса ребёнка семьи ребёнок
обретает новое место и внутри семейных
отношений: он ученик, он ответственный
человек, с ним советуются, с ним считаются.
Школа предъявляет к ребёнку
новые требования в
отношении речевого развития: при ответе
на уроке речь должна быть грамотной, краткой,
чёткой по мысли, выразительной; при общении
речевые построения должны соответствовать
сложившимся в культуре ожиданиям. Именно
в школе, без эмоциональной поддержки
со стороны родителей и без подсказки
с их стороны о том, что следует сказать
(«благодарю», «спасибо», «позвольте задать
Вам вопрос» и др.) в той или иной ситуации,
ребёнок вынужден брать на себя ответственность
за свою речь и правильно её организовывать,
чтобы установить отношения с учителями
и сверстниками.
Общение становится особой школой социальных отношений. Ребёнок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определённой социальной смелости. Во многих случаях ребёнок сталкивается с проблемой разрешения ситуации фрустрированного общения.
В младшем школьном возрасте ребёнку придётся пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства (все одноклассники и ровесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребёнка с людьми.
В сфере «ребёнок - взрослый» помимо отношений «ребёнок - родители» возникают новые отношения «ребёнок - учитель», поднимающие ребёнка на уровень общественных требований к его поведению. В учителе для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, - ведь в первичных условиях общения ребенка трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения. 11 Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведение его к стандартизации в системе социального пространства - обязанностей и прав.
Семья в отношении к ребенку становится центрированной на учебной деятельности, на отношениях ребенка с учителем и одноклассниками.
Поступление в школу - переломный момент
в жизни ребенка. Ученику совершено необходим
тот комплекс качеств, который организует
умение учиться. Сюда входят понимание
смысла учебных задач, их отличия от
практических, осознание способов выполнения
действий, навыки самоконтроля и самооценки.
Важная сторона
уровень оказывается различным, но типичной
чертой, отличающей 6-7летних детей, является
соподчинение мотивов, которое даёт ребёнку
возможность управлять своим класс, включиться
в общую деятельность, принять систему
требований, предъявляемых школой и учителем.
Общая сензитивность к воздействию окружающих
условий жизни, свойственная детству,
содействует развитию адаптационных форм
поведения, рефлексии и психических функций.
В большинстве случаев ребенок приспосабливает
себя к стандартным условиям. Ведущей
деятельностью становится учебная.
В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависть). Развивающая способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения. 12
Таким нам видится развитие младшего школьника с точки зрения психологии.
Что касается педагогики, то, например, В.Р. Ясницкая представляет нам его иначе, но сходство большое.13 Она говорит о том, что в жизни младшего школьника очень важны такие моменты как:
1).Учебно-познавательная
2).Межличностное общение в
3).Ожидаемые роли учителя: «родитель»,
«судья», «защитник», «символ» (первый
учитель как олицетворение школы, непререкаемого
авторитета, обличенного правом учить
и поучать);
4).Социальная адаптация младших школьников связанная прежде всего с вхождением их в школьную жизнь, детскую общность;
5).Обособление в классе происходит в
первую очередь в сфере учебы: от учебных
успехов или неуспехов и в целом от успешности
выполнения роли ученика во многом зависят
популярность ребенка среди
одноклассников, его самооценка и уровень
притязаний. Заметим, что довольно часто
учителя начальных классов поддерживают
чрезмерное обособление «сильных» учеников,
ставя их в пример одноклассникам и затрудняя
тем самым их успешную социализацию в
классе.
Для того чтобы обеспечить успешную динамику детского коллектива, классному руководителю полезно знать, с каким социальным опытом пришли к нему воспитанники.
Г.К.Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения». И правда, в программе наших школ есть много лишнего, но мы сейчас говорим о воспитании и развитии личности младшего школьника, периоде, когда ребенок особенно нуждается в поддержке со стороны взрослого.
Социализация в возрасте младшего
школьника также не мало важна. Именно
поступив в школу, ребенок проявляет себя,
именно здесь
видно как его воспитывали в семье, в детском
саду. От того, как он общается, работает
на уроке, взаимодействует с учителями
и другими взрослыми, мы можем сказать
какая у него обстановка дома, предположить
сколько у него друзей и даже сделать прогнозы
на будущее.14
Социализацию
выполняют многие институты (СМИ, семья,
религия, общество, школа, ДОУ), но главным
является семья. Именно здесь
ребенок первый раз попадает в общество
людей, сначала близких (родители), затем,
чужих. Именно здесь начинает расти и развиваться
как духовно, так и физически.
Ребенка в возрасте 6-10 лет (мл. школьник) трудно назвать самостоятельным, он не может ничего решить сам, без помощи взрослого, при этом, в его жизни начинается новый период полный новых эмоций, новых отношений, новых друзей, новых испытаний. Очень важно как в этот период будет вести себя взрослый (родители, учителя, близкие), как он поставит себя перед ребенком. Ведь на протяжении всего этого периода взрослый будет сопровождать ребенка в его нелегком пути. Именно взрослый поможет ему в трудной жизненной ситуации, «протянет руку помощи», в нужный момент посоветует как поступить.
Следовательно, для того, чтобы ребенок благополучно прошел социализацию на этом этапе и предшествующем ему, необходимо чтобы взрослый отдавал себе отчет в том, что он делает, со всей ответственностью подходил к воспитанию и обучению ребенка. Естественно, ему придется быть терпимым и толерантным во всех отношениях с ребенком, но прежде, нужно найти подход к ребенку, ведь не все они одинаковые. Каждый из них – это индивидуальность, это новый неопознанный ранее мир, который ждет своего открытия.15
Факторы социализации — это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Факторов социализации всего три – это макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) и микрофакторы (семья, группы сверстников, организации). Это не просто процесс взросления, это последовательное постижение личностью незнакомых, но значимых для нее норм и ролей, продолжающееся на протяжении всей жизни. Этапы социализации совпадают с основными жизненными циклами человека, которые обозначают главные события его биографии.
Информация о работе Проблема социального развития ребенка с умственной отсталостью