Проблема социального развития ребенка с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Цель: создание условий для решения проблем социализации умственно отсталых детей. Задачи:
1.Исследовать понятие социализации;
2. Выявить основные факторы социализации детей;
3. Рассмотреть процесс социализации умственно отсталых детей;
4.Выделить проблемы социализации умственно-отсталых детей и возможные пути решения этих проблем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...…..3-5
Глава 1.
1.1. Понятие социализации………………………………………...……6-9
1.2. Факторы социализации детей……………………………………10-17
Глава 2.
2.1. Особенности развития умственно отсталых детей……………..18-21
2.2. Основные проблемы социализации детей с умственной отсталостью и пути их решения…………………………………...…22-26
Заключение………………………………………..………………………27
Список литературы………………………………………………….28-30

Файлы: 1 файл

итог.docx

— 62.25 Кб (Скачать файл)

Инновационные процессы, происходящие в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, свидетельствуют об активизации  как внутренних, структурно-организационных  основ их деятельности, так и внешних  – привлечение всего общества к проблемам детей с ограниченными  возможностями здоровья, к числу  которых относятся и дети с  умственной отсталостью.26

Умственная  отсталость - это специфическое состояние, когда интеллектуальное развитие ребёнка ограничено определённым уровнем функционирования центральной нервной системы. При таком развитии страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие, адаптация. По мнению большинства учёных, которые занимались изучением данной проблемы, умственная отсталость не лечится. Это явление необратимое, но умственно - отсталые дети могут развиваться и обучаться в пределах своих биологических возможностей при правильной организации врачебных, психолого-педагогических воздействий.

Социальное  и правовое положение лиц с  недостатками в развитии определяется законом, который устанавливает  для этих детей равные гражданские  права со всеми членами общества. Коррекционные школы являются одним  из звеньев общей системы образования  и в большинстве своем являются учреждениями интернатного типа. И когда ребёнок попадает в школу - интернат, вне зависимости от возраста, то для него меняются все основные параметры среды и проблема адаптации является актуальной для интернатных учреждений.

Психологам  и педагогам необходимо проводить ряд мероприятий по оптимизации организации процесса адаптации поступающих в школу-интернат детей и их дальнейшей адаптации к внешним социальным факторам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Условия, в  которых организм может функционировать  во внешней среде, весьма ограниченно формируются потребности, переживания, чувства и эмоции ребенка. У ребенка наследуемые инстинкты сохраняются в преобразованном и подчиненном виде. С возрастом они все более преобразуются, очеловечиваются. Даже самая простая потребность в пище у человека приобретает совершенно иной, очеловеченный характер. А дефект ребенка не позволяет ему интериоризировать инстинкты в социальную оболочку  и основная цель педагогов, научить школьника социально необходимым навыкам.

Социализация  — становление личности — процесс  усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих  ему успешно функционировать в обществе. Она включает в себя ребенка с уровнем его актуального развития , и агенты социализации, это окружение данного ребенка. Так же актуально рассматривать адаптацию, как непрерывно связанный с социализацией процесс приспособления особого ребенка к среде его обитания.

Умственная  отсталость – это стойкое, необратимое, нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.

Это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, это такое развитие, при  котором страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

 Хотя это явление необратимое, но умственно отсталые дети могут развиваться и обучаться в пределах своих биологических возможностях, в школах – интернатах 8 вида, а так же быть адаптированы при правильной организации врачебных, психолого-педагогических воздействий.

 

 

 

 

 

Список  литературы.

 

  1. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности// Социальные исследования. М., 1970, № 3.
  2. Бгажнокова И.М. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. М.,1989.
  3. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого ребенка. М.,1987.
  4. Безрукова Е.З., Забранная С.Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников, Свердловск, 1974.
  5. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида// Человек и общество. Л., 1971, № 9.
  1. Дуброва Т.И., Жуков О.Ф. , Проблемы социальной адаптации детей с умственной отсталостью. http://www.portalus.ru/modules.2011

  1. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно-отсталых детей. М., 1995.
  2. Иванов Е.С., Исаев Д. Что такое умственная отсталость? Спб,2000.
  3. Е.А. Калмыкова. Психология лиц с умственной отсталостью:

Уч.- метод. пособие, Курск.2007.

  1. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992.
  2. Лалаева Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. Л., 1988.
  3. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок/Психопатологические и психологические аспекты проблемы. М.,1995.
  4. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.М, 1990.
  5. Мастюкова Е.М. и др. Дети с нарушениями умственного развития. Иркутск,1992.
  6. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция М..: Просвещение, 1992.
  7. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. Олма-пресс. 2004.
  8. Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В.Социальная психология. М., Новосибирск: Инфра-М, 2001.
  9. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 
  10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-3-е изд., стереотип.-М.: Изд.центр «Академия», 1998.
  11. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы./под ред.Шиф Ж.И. М., 1965.
  12. Певзнер М.С. Дети с нарушениями умственного развития. Иркутск,1992.
  13. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.1968.
  14. Петрова В.Г. Психология умственно-отсталого ребенка//Основы специальной психологии. М., 2002.
  15. Петрова В.Г.Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.,1977.
  16. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно-отсталого ребенка (Олигофренопсихология). М.,2002.
  17. Поппе Г.К. Нарушения поведения при умственной отсталости у детей. Спб.,1992.
  18. Розин, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розин - СПб.: Речь, 2006.
  19. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.,1986.
  20. Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе.М.-Спб.,2002.
  21. Шипицина Л.М.Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта.СПб,2000.
  22. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред. А.В. Мудрика.-М.: Изд.центр «Академия», 2004.

 

1 [17:с.82]

2 [17:с82]

3 [17:с.82]

4 [17:с.82]

5 [18:с.55]

6 [18:с.55]

7 [8:с.98]

8 [8:с.98]

9 [8:с.98]

10 [16:с.456]

11 [31:с.352]

12 [16:с.456]

13 [31:с.352]

14 [31:с.352]

15 [31:с.352]

16 [22:с.121]

17 [22:с.3]

18 [14:с.43]

19 [14:44]

20 [14:с.45]

21 [9:с.121]

22 [9:121]

23 [Научная онлайн-библиотека:[сайт]URL:www//portalus.ru/modules.htm]

24 [Научная онлайн-библиотека:[сайт]URL:www//portalus.ru/modules.htm]

25 Научная онлайн-библиотека:[сайт]URL:www//portalus.ru/modules.htm]

26 Научная онлайн-библиотека:[сайт]URL:www//portalus.ru/modules.htm]


Информация о работе Проблема социального развития ребенка с умственной отсталостью