Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:18, курсовая работа
Цель: создание условий для решения проблем социализации умственно отсталых детей. Задачи:
1.Исследовать понятие социализации;
2. Выявить основные факторы социализации детей;
3. Рассмотреть процесс социализации умственно отсталых детей;
4.Выделить проблемы социализации умственно-отсталых детей и возможные пути решения этих проблем.
Введение……………………………………………………………...…..3-5
Глава 1.
1.1. Понятие социализации………………………………………...……6-9
1.2. Факторы социализации детей……………………………………10-17
Глава 2.
2.1. Особенности развития умственно отсталых детей……………..18-21
2.2. Основные проблемы социализации детей с умственной отсталостью и пути их решения…………………………………...…22-26
Заключение………………………………………..………………………27
Список литературы………………………………………………….28-30
Глава 2.
§2.1 Особенности развития умственно отсталых детей.
Понятие «умственно отсталый ребенок»,
принятое в отечественной и в
зарубежной дефектологии, относится
к весьма разной по составу массе
детей (они составляют более 2% от общей
детской популяции), которых объединяет
наличие органического
Морфологические изменения, хоть и
с неодинаковой интенсивностью, захватывают
многие участки коры головного мозга,
нарушая их строение и функции. Конечно,
не исключены и такие случаи, когда
диффузное, разлитое поражение коры
сочетается с отдельными, более выраженными
локальными (ограниченными, местными)
нарушениями, иногда захватывающими и
подкорковые системы, что обусловливает
возникновение у ребенка
В отечественной литературе последних лет также можно встретить сообщения о случаях умственной отсталости, не обусловленной поражением коры головного мозга. Заметим, однако, что наши диагностические средства, вполне вероятно, не всегда бывают достаточно совершенны.
В настоящее время в России делаются попытки вместо термина «умственно отсталый» использовать его синонимы, поскольку данный термин говорит прежде всего о неадекватности ребенка в умственном плане, а он имеет отклонения и моторики, и эмоционально-волевой сферы, и личности в целом. Кроме того, такая формулировка диагноза тяжело воспринимается родителями. Поиск более приемлемого термина пока не привел к успеху. Удовлетворительная замена к настоящему моменту не найдена. Предлагавшиеся термины «дети с отклонениями в развитии» «дети с особыми нуждами» и другие не получили признание так как слишком расплывчаты и могут быть отнесены к детям разных категорий. 16
Умственно отсталые дети в большинстве своем обучаются школах и школах-интернатах, которые раньше, до конца XX в. назывались вспомогательными, а в настоящее время — специальными (коррекционными) общеобразовательными школами VI вида. (В пособии, чтобы избежать повторений, может встречаться: неполное название данного типа школ.) Некоторая часть умственно отсталых детей посещают классы коррекционно-развивающегося обучения (КРО), организованные при массовых общеобразовательных школах, а также обучаются индивидуально в домашних условиях.17
Выделяют две основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.
При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Особенности проявления интеллектуальной недостаточности связаны лишь с возрастными закономерностями развития ребенка.
Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями «моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения18
Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности {особенно в плане словесно-логического мышления) и личностной сфере. При этом проявляется не просто отставание от нормы, но и глубокое своеобразие развития. Умственно отсталые дети не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Именно поэтому в нашей литературе мы не встретим понятие «умственный возраст» ребенка, которое довольно широко распространено в зарубежной психологии.19
При деменции может наблюдаться несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации.
Характерными признаками деменции являются выраженные нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, регуляции поведения, мотивации. Кроме того, характерны личностные и эмоциональные расстройства: дети часто некритичны, расторможены, эмоции их примитивны.
В раннем возрасте деменция проявляется в виде утраты поздно приобретенных навыков. Например, если деменция возникает у ребенка трех лет, то прежде всего теряется речь, пропадают начальные навыки самообслуживания и опрятности, затем могут утрачиваться и ранее приобретенные навыки — ходьба, чувство привязанности к близким и т. п.20
"Социальная полноценность
Коррекционный воспитательский процесс является мобилизацией психических ресурсов. Задача психологической абилитации - создание, если тому не препятствует тяжесть психических нарушений, равновесия в психике и поведении ребенка, соответствующее требованиям среды, в которой он живет. Конечная цель психологической абилитации - включение и интегрирование поведения умственно отсталого подростка (ребенка) в социальную среду в соответствии с требованиями жизни.
Усилия коррекционного воспитания направлены именно на создание системы методов и средств социальной адаптации с учетом всей сложности нарушений развития психики у детей и подростков. Вместе с тем они должны быть доступны для осуществления в обычных условиях образовательных или лечебных учреждений при наличии руководящей помощи со стороны психологов, педагогов и врачей. Отклонения в психике и поведении детей и подростков с нарушениями развития определяются многими факторами: существованием стойких интеллектуальных нарушений, наличием в клинической картине эмоциональных, двигательных нарушений и т. д.; неизменностью основной психической патологии; периодичностью или приступообразностью появления и течения других осложняющих нарушений психики или поведения. Психическая патология у детей с нарушениями развития различна не только по своим проявлениям, но и по тяжести и происхождению. Естественно, что их поведение зависит от возрастных и индивидуальных особенностей. 21
Каковы бы ни были особенности психического отставания детей и подростков, порождающие различные по проявлениям и выраженности отклонения в поведении, во всех случаях нарушается равновесие между ними и окружающей средой, что приводит к возникновению затруднений в приспособлении к ней.22
Особенности развития умственно отсталых
детей предполагают наличие в
классах и школах специального оборудования,
которое приспособлено для
Проблема умственной отсталости детей была во все времена и остается до сих пор в любой стране мира. Умственная отсталость — это нарушение психического развития ребенка, его определенной качественной структуры. Вызвано это может быть, как врожденной аномалией, вследствие травмы, нарушения питания, или образом жизни беременной, так и токсоплазмозом – инфекционным заболеванием. Умственную отсталость подразделяют на две основных формы – деменцию и олигофрению.
§2.2 Основные проблемы социализации детей с умственной отсталостью и пути их решения
Широкая распространенность
состояний психического недоразвития
и, в особенности, легких его форм
умственной отсталости является для
общества дополнительным источником серьезных
проблем, к основным из которых следует
отнести неполноценную
Повышение качества
интеграции этих лиц в обществе возможно
лишь при достаточной степени
их социально-психической
Исследования Института коррекционной
педагогики Российской академии образования
показали следующее. 67,9% обучающихся с
умственной отсталостью предпочитают
пассивные формы досуговой деятельности;
изучение ориентаций на будущее выявило
преобладание мотивов ближайшего будущего,
практически отсутствует стремление к
самопознанию. К такому важному фактору
адаптационного процесса, как ведение
домашнего хозяйства, проявили интерес
только 16,5% опрошенных учащихся 9-х классов
специальных (коррекционных) школ-интернатов.
23
Изучение
профессионального определения
показало, что 56,2% подростков с нарушенным
интеллектом не желают в будущем
трудиться по профилю получаемой
в школе специальности; круг «желаемых»
профессий узок, знания о существующих
видах труда и доступных
Изучение практической ассимиляции выпускников
специальных коррекционных интернатов,
выявило, что по специальности, полученной
в школе, работают только 4,2% опрошенных;
42,3% выпускников отказались повышать свою
квалификацию по полученной специальности,
считая ее бесперспективной, 10,7% не работают
и не учатся, остальные подрабатывают,
где придется, или учатся в профессиональных
училищах по другой специальности. Анализ
самооценки учащихся относительно их
готовности к самостоятельной жизни и
труду позволяет сделать заключение как
о крайне завышенном уровне самооценки,
не соответствующем объективной реальности,
так и недостаточном контакте с окружающей
действительностью. 83,2% учащихся выпускных
классов специальных коррекционных интернатов
для детей с нарушениями интеллекта считают
себя полностью подготовленными к жизни;
испытывают тревогу по поводу будущей
самостоятельной жизни только 42,0% подростков,
называют в качестве причин для беспокойства
работу, семью, жилье и т.д., 58,0% детей не
проявляют тревоги по поводу предстоящих
жизненных изменений.24
Повышение качества
социальной адаптации детей с
легкими формами психического недоразвития
возможно лишь на основе расширения содержания
коррекционной и
На наш взгляд, для повышения качества
социальной адаптации детей с умственной
адаптации необходимо создание в коррекционном
образовательном учреждении адаптивной
среды.
Адаптивная
образовательная среда - это, проектируемая
и создаваемая субъектами образования
(педагогами, обучающимися, их родителями
и т.д.) область их совместной деятельности,
где между ними и образовательными
системами (их элементами) начинают выстраиваться
определенные связи и отношения, обеспечивающие
реализацию личных и социальных целей
образования и развитие коммуникативных
навыков.
При планировании коррекционной работы,
направленной на организацию социализирующей
адаптивной образовательной среды, многие
исследователи рекомендуют опираться
на приоритетные направления работы коррекционных
учреждений: укрепление здоровья и физического
развития; психическое развитие; гражданское
становление; приобретение опыта индивидуального
жизнеобеспечения; образовательная деятельность;
трудовая деятельность; правовое образование
и воспитание; профессиональное развитие;
творческое развитие.
Таким образом, социальная адаптация умственно отсталых обучающихся заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и деятельности, которая в свою очередь состоит из социальной готовности, трудовой готовности, морально-волевой (психологической) готовности, физической готовности. Социальная готовность предусматривает следующие критерии: адаптация к своему социальному статусу; сформированность навыков межличностного общения (со своими сверстниками, сверстниками из другой социальной среды, младшими, старшими детьми, взрослыми); сформированность навыков коллективной деятельности и общения; сформированность навыков социально-бытовой ориентации; сформированност навыков организации самостоятельной жизни и деятельности.25
Трудовая
готовность включает следующие критерии:
готовность к труду по самообслуживанию,
сформированность общих житейских умений
и навыков; готовность к труду в домашнем
хозяйстве; подготовка к будущей профессиональной
деятельности; профессиональное самоопределение.
Критериями морально-волевой (психологической)
готовности являются: самооценка, чувство
самоуважения; волевая организация личности;
психологическая готовность к труду в
условиях рынка.
Физическая готовность к самостоятельной
жизни и деятельности предусматривает
следующие критерии: формирование индивидуального
стиля здорового образа жизни; отсутствие
вредных привычек; элементы самодиагностики
уровня физического развития; развитие
физических качеств, обеспечивающих успешную
адаптацию к труду и различным видам деятельности.
Цель обучения
и воспитания детей с умственной
отсталостью заключается в
Средством формирования у воспитанников детских домов и школ-интернатов способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей как в группах в самом учреждении, так и за его пределами.
Соответственно, усилия педагогов и воспитателей специальной (коррекционной) школы и школы-интерната должны быть направлены на расширение социальных моделей поведения через включение детей в группы и деятельность, имеющую и предоставляющую иной социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые становятся для обучающихся с умственной отсталостью социальными образцами. Необходимы условия, выводящие ребенка за пределы ограниченного социального пространства.
Информация о работе Проблема социального развития ребенка с умственной отсталостью