Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:42, реферат
Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Наблюдения показали, что все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.1 История взглядов на темперамент 6
1.2 Общее представление о темпераменте 16
2 ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА В.М. РУСАЛОВЫМ 20
2.1 Теория индивидуальности В. М. Русалова 20
2.2 Концепция темперамента В. М. Русалова 23
2.3 Связь темперамента с другими характеристиками индивидуальности человека 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
В изучении темперамента выявились два подхода к его исследованию — структурный и типологический. Представители структурного подхода описывают темперамент через набор признаков, характерологических черт личности. Представители типологического подхода считают, что существует ряд типов темперамента, хотя также расходятся во мнении об их числе. В чистом виде типы темперамента (сангвиник-экстраверт, холерик-экстраверт, флегматик-интроверт, меланхолик-интроверт) не существуют. Между четырьмя типами темперамента располагаются (по оценкам некоторых психологов) до шестнадцати промежуточных форм, как вариации основных типов. Кроме того, следует учесть, что сторонники типологического подхода, выделенные ими типы темперамента наделяют, теми же характерологическими признаками и свойствами высшей нервной деятельности, которыми пользуются также и сторонники структурного подхода (экстраверсия — интроверсия, активность — пассивность, тревожность, эмоциональная устойчивость — неустойчивость и др.)
Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.
Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.
К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность. Импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности ― ее направленности, характера способностей и др.
2 Исследования темперамента В.М. Русаловым
2.1 Теория индивидуальности В. М. Русалова
Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии изложены В.М. Русаловым.
Одна из главных задач современных наук о человеке, и прежде всего современной психологии, состоит в выяснении возможностей, средств и методов формирования и развития индивидуальности человека, в связи, с чем разработка этой проблемы приобретает исключительно важное значение.
В.М.Русаловым была предложена специальная теория индивидуальности. Ее основная цель — выяснение закономерностей порождения, становления и развития тех классов или типов индивидуально-психологических различий, которые формируются в результате действия индивидуально-устойчивых биологических факторов в жизнедеятельности человека. Исходным пунктом для построения предлагаемой теории является понятие «системного обобщения». Предполагается, что биологические компоненты (прежде всего свойства нервной системы) в процессе развития человека за счет системного обобщения образуют специальный класс свойств: так называемых формально-динамических особенностей поведения человека, или темперамента. Предложен ряд объективных критериев для выделения темперамента, темы, мало разрабатываемой в современной психологии [19].
Понять, как происходит трансформация биологических факторов в индивидуально-психологические особенности — цель специальной теории индивидуальности человека В.М. Русалов. Она включает в себя пять основных положений
Первое положение специальной теории индивидуальности гласит, что, биологические особенности являются компонентами системы более высокого порядка - системы формально-динамических свойств психики. Последние понимаются как такие особенности личности, которые представляют собой индивидуальные характеристики психики человека, отражающие динамическую, но не содержательную сторону психической деятельности, и остаются относительно независимыми от различных содержаний — мотивов, целей, интересов. Они определяют процессуальные характеристики деятельности человека — скорость, темп, интенсивность, длительность протекания психических процессов.
Второе положение состоит в том, что в основе формально-динамических особенностей психики лежит не отдельная биологическая подсистема, а интегрированная совокупность всех биологических свойств человека, т.е. общая конституция. Общая конституция — это совокупность наиболее существенных особенностей и свойств, закрепленных в наследственном аппарате и определяющих специфичность его реакций на воздействие среды. В общую конституцию входят такие частные конституции, как нейродинамическая, физиологическая, биохимическая, телесная и хромосомная. Первые три являются функциональными, последние две — морфологическими. В процессе истории развития взглядов на темперамент в качестве его основы выдвигались разные биологические подсистемы: гуморальная (Гиппократ), соматическая (Э. Кречмер) и др. Сейчас в основу темперамента кладется общая конституция человека, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций. Это вовсе не означает, что вклад каждой биологической подсистемы равноценен. Большее влияние на темперамент оказывают структуры более высокого порядка (свойства нервной системы: уровень активированности, межполушарные соотношения, подвижность, лабильность нервных процессов и др.).
Третье положение заключается в том, что механизмом, объясняющим процесс включения биологических свойств разного уровня в формирование психодинамических свойств, является механизм системного обобщения. Раскрытие этого положения связано с тем, что формально-динамические свойства психики человека формируются постепенно как новые системные качества обобщения биологических свойств. Для объяснения формирования формально-динамических свойств вводится понятие системного обобщения.
Часто понятие обобщения используют в отношении формирования содержательных характеристик психики, но обобщаются и динамические признаки. Первые обобщаются по социальной логике, логике вещей, предмета, а вторые - по логике тела, биологической логике.
Согласно третьему положению, если обобщение происходит за счет общности нейрофизиологических свойств, то формируется темперамент; если в основании обобщения лежат динамические и содержательные особенности когнитивных механизмов, то образуется интеллект; если же обобщаются динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов, то таким психическим образованием является характер.
Таким образом, по отношению к человеческой индивидуальности, в рамках специальной теории индивидуальности реализуется принцип, согласно которому происходит переход от низших уровней упорядоченности множества элементов (биологических свойств, свойств нервной системы) к высшим — формально-динамическим свойствам.
В результате такого поступательного движения образуются новые структуры: темперамент, интеллект и характер. Понятно, что только формально-динамические свойства могут быть предметом прямого — сопоставления с биологическими свойствами человека.
Попытки многих исследователей (в том числе Г. Айзенка) обнаружить связи между биологическими свойствами индивида и содержательными свойствами личности, интеллекта или характера оказываются совершенно беспочвенными. Формально-динамические свойства не являются раз и навсегда строго фиксированными, а формируются и обобщаются по мере развития человека. Их развитие обусловлено: биологическим возрастным развитием; сменой ведущих типов деятельности (игры, учебы, труда). Существование в психике человека таких обобщенных формально-динамических характеристик, как темперамент, позволяет ему наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические возможности, постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов и целей.
Четвертое положение раскрывает связь между формально-инамическими образованиями психики и другими, более организованными структурами индивидуальности.
Формально-динамические свойства психики, включаясь в более высокоорганизованные психические структуры (в интеллект, характер) становятся необходимыми динамическими компонентами этих структур. Интеллект и характер не являются более обобщенными динамическими образованиями психики. Их особенность состоит в том, что они включают в себя не только динамические, но и содержательные компоненты.
К содержательным компонентам интеллекта относится феномен интеллектуальной саморегуляции. Отличительной чертой формирования характера является обобщение самых разнообразных форм побуждения — мотивов, потребностей, идеалов.
Таким образом, формально-динамические образования психики, например темперамент, можно рассматривать как самостоятельный уровень интегральной индивидуальности, либо как компонент более высоко организованных структур: интеллекта и характера.
Пятое положение состоит в определении роли формально-динамических характеристик психики в деятельности человека. Эти особенности выступают в роли предпосылок и условий деятельности, а также влияют на ее динамику, своеобразие и стиль. Обсуждение вопроса о детерминации результатов деятельности формально-динамическими особенностями психики приводит к неоднозначным выводам, которые, в основном сводятся к мнению об отсутствии такого влияния [14].
2.2 Концепция темперамента В. М. Русалова
В. М. Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция заслуживает внимания, поскольку в ней учитывались достижения современной физиологии [8].
Исследователями были сформулированы следующие критерии темперамента:
- независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения);
- динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой);
- универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
- раннее проявление в детстве;
- устойчивость в течение длительного периода жизни человека;
- высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);
- наследуемость [16].
Накопленный обширный фактический материал показал недостаток гуморальных, телесных и существующих нервных теорий темперамента, поскольку в качестве основания темперамента как целостного психологического образования берется не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная ее составная часть, каждая их которых (будь-то гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми и достаточными для этого свойствами. Показано, что темперамент испытывает непосредственное влияние со стороны всей биологической организации человека в целом.
Для анализа биологической системы человека В.М. Русалов выдвинул концепцию общих и частных конституций организма человека. Согласно этой концепции, в основе темперамента лежат свойства общей конституции человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.
Наиболее важной отличительной чертой исследований В.М.Русалова и его коллег является использование концепции П.К. Анохина об интегративной деятельности мозга, которая рассматривается как новейший этап в развитии учения И.П. Павлова. Применение этой концепции позволило не только вскрыть структуру и организацию общих свойств нервной системы, но и вывести из нее количество фундаментальных свойств темперамента.
Информация о работе Проблема темперамента в работах В. М. Русалова