Проблема темперамента в работах В. М. Русалова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:42, реферат

Описание работы

Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Наблюдения показали, что все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.1 История взглядов на темперамент 6
1.2 Общее представление о темпераменте 16
2 ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА В.М. РУСАЛОВЫМ 20
2.1 Теория индивидуальности В. М. Русалова 20
2.2 Концепция темперамента В. М. Русалова 23
2.3 Связь темперамента с другими характеристиками индивидуальности человека 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

курсовая р -та . проблема темперамента в работах Русалова..doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Общие (функцио­нально-системные) свойства отражают наиболее существенные нейрофизиологические особенности деятельности всего мозга при реализации ключевых этапов функциональной системы. Количество общих свойств и их содержание вытекает из самой архитектуры функциональной системы. Функционально-системные свой­ства на поведенческом уровне выступают в качестве структурных единиц темпера­мента. Проанализировав сложную архитектуру функциональной системы, удалось выделить четыре «несократимых» функцио­нальных блока: «афферентный синтез», «программирование», «исполнение» и «сличение результатов реального действия с акцептором результата действия». Исходя из этого, была разработана теоретическая модель темперамента, в которой постули­руется четыре (в соответствии с четырьмя основными блоками функциональной системы) фундаментальных свойства тем­перамента. Таким образом, впервые уда­лось теоретически не только обосновать количество первичных, эволюционно целе­сообразных, важнейших параметров тем­перамента, но и раскрыть механизм их функционирования, т. е. понять, каким об­разом совершается единство целостных свойств темперамента: побуждения («аф­ферентный синтез»), действия (блоки «программирования» и «исполнения») и переживания (блок «сличения» как резуль­тат рассогласования реального результата с «акцептором» результата действия).

Использование функционально-сис­темной концепции П.К. Анохина позво­лило выйти из тупика проблемы общих свойств нервной системы, а заодно и рас­крыть соотношение между общими и частными свойствами: общие свойства нервной системы — это функционально-системные свойства, отражающие интегративную деятельность всего мозга, а част­ные — это свойства разных структур мозга, в том числе и анализаторов, и передних отделов мозга. Исходя из данной функцио­нально-системной концепции, темпера­мент целесообразно рассматривать как результат «системного обобщения» тех ин­вариантных биологических компонентов, прежде всего — общих свойств нервной системы, которые вовлечены в функцио­нальные «блоки» поведения. Благодаря системному обобщению первоначально генетически заданная система индивиду­альных биологических свойств человека (с изначальной иерархией потребностей, планом и способом действий), включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятель­ности обобщенную качественно новую, индивидуально-устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологи­ческих, а психобиологических, или «фор­мально-динамических», свойств инди­видуального поведения.

Следовательно, согласно Русалову, темперамент — это особая психобиоло­гическая категория, охватывающая обоб­щенные формально-динамические аспекты всего поведения человека.

Развиваемый подход позволяет разре­шить спор о том, является ли темперамент самостоятельным образованием или нет, как соотносить между собой темперамент, интеллект, характер и личность.

Во-первых, темперамент — это одно из самостоятель­ных, независимых базальных и устойчи­вых динамических образований психики.

Во-вторых, темперамент и характер не идентичны, поскольку их формально-динамические характеристики имеют раз­ные аспекты обобщения, а также разное соотношение «содержательных» свойств психики.

В-третьих, темперамент не иден­тичен личности, поскольку последняя представляет прежде всего систему цен­ностно-смысловых отношений человека. Однако включение темперамента в струк­туру личности позволяет глубже понять те психологические механизмы, которые от­ветственны за формирование и функцио­нирование собственно личностных качеств индивида.

Темперамент, в рамках этого подхода, представ­ляет собой совокупность таких психичес­ких черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных, стилевых ха­рактеристик психики под влиянием устой­чивых индивидуальных биологических детерминант. Отсюда следует, что разви­тие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально органи­зованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки [16].

Существование в психике человека устойчивых обобщенных динамико-энергетических характеристик, форми­рующихся в деятельности на основе био­логических факторов, т. е. темперамента, позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические потенции. Заданный от природы определенный индивидуаль­ный уровень энергодинамических возмож­ностей (определенный уровень обмена или активности гормональной сферы, особен­ности нервных процессов и т. д.), посто­янно включаясь в деятельность независимо от мотивов, целей и т. д., неизбежно при­водит к обобщению определенных психи­ческих, в данном случае — темпераментальных, характеристик, которые выступа­ют в роли регуляторов расходования чело­веком своих энергодинамических возмож­ностей. Таким образом, характеристики темперамента не столько привносят в де­ятельность различные оттенки, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого орга­низма в первом случае будет под угрозой из-за огромной истощаемости, а во вто­ром — из-за слабого, пассивного усвоения субъектом предметного мира. Именно в этом и состоит приспособительная, адаптивная роль тем­перамента в рамках данного подхода.

К настоящему времени В.М.Русалову и его коллегам в многочислен­ных исследованиях удалось не только экс­периментально выделить теоретически ожидаемые свойства темперамента, выте­кающие из структуры функциональной системы, но и найти их устойчивые ком­бинации. Было установлено, что в струк­туре психической активности существуют три относительно независимых компонента.

Наиболее важным из них является «эргичность» (выносливость), которая соответст­вует «афферентному синтезу» и харак­теризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с пред­метной средой (в том числе и с собой) и другими людьми.

Другой важнейшей фор­мально-динамической характеристикой активности является «пластичность», со­ответствующая блоку «программирования», в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие.

Третий компонент психической активности — «скорость», соответствующая блоку «исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает, как быстро протекают психические процессы.

В структуре эмоциональности был выде­лен только один фундаментальный пара­метр — порог чувствительности к несовпа­дению реального результата действия с «акцептором результата действия». В этом пара­метре отражается основное свойство эмо­циональности — «впечатлительность, рани­мость». Все остальные эмоциональные ха­рактеристики (радость, гнев, страх и т. д.) являются производ­ными сочетаниями различных уровней ак­тивности и порога эмоциональной чувст­вительности. Например, радость представ­ляет собой сочетание высокой психичес­кой активности и высокого порога эмо­циональной чувствительности; гнев — высокой психической активности и низкого эмоционального порога; страх — низкой психической активности и низкого эмо­ционального порога и т. д. Было показано, что выделенные четыре фундаментальных свойства темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления тем­перамента: психомоторной, интеллекту­альной или коммуникативной.

Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств [15].

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрев эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека, в число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимостъ и переключаемость.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбу­димых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые инди­виды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличают­ся тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впе­чатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктив­ность» их общения, т. е. способность сообщить и воспринять инфор­мацию за единицу времени, также больше, чем у людей противопо­ложного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом [10].

Изу­чаемое В.М.Русаловым и его сотрудниками, максимальное число основных шкал темперамента, может достигать двенадцати, это нашло свое отражение в конструировании нового варианта ОСТ — опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ).

На основе разработанной Русаловым теоретической модели темперамента удалось сконструировать специальный тест-опросник, позволяющий измерить свойства темперамента человека. Опросник структуры темперамента (ОСТ) — уни­кальный отечественный тест, прошедший психометрическую валидизацию. Было показано, что шкалы ОСТ высоко корре­лируют с объективными тестами, эксперт­ными оценками, а также опросниками, содержание шкал которых известно и ана­логично некоторым шкалам ОСТ (тест Айзенков, тест Стреляу и др.). Тест-опросник (ОСТ) позволил исследо­вать не только структуру, половые раз­личия, генетические и психофизиологи­ческие предпосылки формирования, но и закономерности взаимодействия темпера­мента с другими вышележащими струк­турами индивидуальности, а именно — с общим интеллектом и творческими способностями.

Выводы

- Темперамент является динамической характеристикой психической активности и связан с такими характеристиками, как темп, быстрота, интенсивность, сила и др.

- Темперамент основан на особенностях физиологии человека и в этом смысле он относится к числу врожденных характеристик человека. В настоящее время не существует единого мнения о физиологической основе темперамента.

- В результате наблюдением за динамическими проявлениями людей сформировались описания четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов более адекватен той или иной ситуации, так что нельзя их оценивать с точки зрения "плохой - хороший".

- Темперамент тесно связан с другими личностными проявлениями человека (характером, способностями и т.д.), выступая, как их динамическая основа.

- На основе анализа основных ре­зультатов, полученных в различных шко­лах, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев в состав темпераментальных свойств исследователи включают динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения.

- Общепризнан­ным является представление о наследст­венной обусловленности темперамента, его относительной устойчивости, о един­стве, целостности проявлений в темпера­менте биологических и психологических качеств человека.

- Никто, кроме В.М.Русалова с соавторами, из рассмотренных в главе авторов не ставит вопрос о теорети­ческой модели темперамента, основанной на современных представлениях о биологической организации человека, и прежде всего — работе нервной системы, из кото­рой можно было бы вывести заданное количество основных шкал (факторов) темперамента.

- Большинство изучаемых свойств темперамента носит, как правило, описательный характер. Количество свойств вытекает не из определенной теоретичес­кой модели, а детерминировано особен­ностями факторной обработки исходных характеристик темперамента.

- В факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии свойств темперамента, о влия­нии одних свойств на другие, об их роли и месте в структуре личности и индивиду­альности.

2.3  Связь темперамента с другими характеристиками индивидуальности человека

Индивидуальность человека представляет собой особую форму бытия отдельного человека, в рамках которой он живет и действует как независимая, уникальная и неповторимая биосоциальная система, сохраняя целостность и тождественность самому себе, в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений, на чем настаивали и настаивают В.М. Русалов и др. В реальной жизнедеятельности на формирование индивидуальности человека оказывают влияние множество факторов, как внешних, так и внутренних.

Информация о работе Проблема темперамента в работах В. М. Русалова