Проблема темперамента в работах В. М. Русалова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:42, реферат

Описание работы

Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Наблюдения показали, что все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.1 История взглядов на темперамент 6
1.2 Общее представление о темпераменте 16
2 ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА В.М. РУСАЛОВЫМ 20
2.1 Теория индивидуальности В. М. Русалова 20
2.2 Концепция темперамента В. М. Русалова 23
2.3 Связь темперамента с другими характеристиками индивидуальности человека 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

курсовая р -та . проблема темперамента в работах Русалова..doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

При исследовании различных аспектов индивидуальности человека следует рассмотреть биологическую основу психологического уровня индивидуальности человека, т.е. выявить такое взаимосочетание компонентов, организация которых в определенную систему  и образует разделительный уровень индивидуально-психологических различий. Исходя из представлений о структурных уровнях развития материи  В.М. Русалова и об индивидуальности человека, можно предположить, что «индивидуально-психическое» в отношении к индивидуально-психологическому выступает, как строгая закономерная последовательность ряда процессов» [21]. Однако последовательность и структура внутри комплекса этих процессов подчинена психическим закономерностям. Подобный подход позволяет выяснить закономерности становления индивидуально-психологических различий, которые возникают и формируются под влиянием биологических и социальных факторов.

Как уже говорилось, в основе темперамента лежат свойства не частной биологической подсистемы, а общая конституция человеческого организма, представляющая собой совокупность всех физических, физиологических свойств индивида, закрепленных в наследственном аппарате в виде частной конституции. С точки зрения В.М. Русалова, выделение в индивидуальной психике уровня обобщения всех структурных и функциональных биологических свойств человек сопряжено лишь с темпераментом. В тоже время, при обобщении динамических и содержательных характеристик побуждений, мотивов, это приводит к такому  психологическому образованию как характер. Системный принцип иерархии в теории индивидуальности В.М. Русалова реализуется в последовательности перехода от низших структурно-функциональных уровней (свойства нервной системы) к высшим образованиям — формально-динамическим, в результате чего образуются новые интегральные системные качества человека. Темперамент представляет собой первый психологический уровень формально-динамических свойств, за которым следует динамические аспекты, в частности, характера.

Под характером понимают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Среди множества черт характера одни ве­дущие, другие второстепенные, при этом они могут либо гармонировать (и тогда говорят о цельности характера), либо контрастировать с ведущими чертами (и ­тогда говорят о противоречивом характере). Среди черт характера наряду с правдивостью и лживостью, тактичностью и грубостью и другими приобретаемыми в процессе социализации человека черта­ ми личности, называются и экстраверсия ­ интроверсия, считающиеся свойства­ми темперамента. Отсюда возникает вопрос: каково же соотношение между темпераментом и характером?

В. М. Русалов и др. рассматривают темперамент как врож­денную основу характера, как динамичную сторону характера и личности. Он считает необходимым различать темперамент и характер, так как их формально­-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психи­ки. Если обобщение происходит за счет общности всех структурных и функцио­нальных биологических свойств (гуморальные, соматические и нервные подсис­темы организма), мы имеем дело с темпераментом; если в основании лежат динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру.

По мнению В. М. Русалова «в характере обобщаются, не только содержательные, предметно­-смысло­вые характеристики мотивационной сферы, но также и динамические особенности, включающие в качестве обязательных компонентов формально-динамические характеристики эмоциональности» [5; с.98].

Однако четкого различия темперамента и характера у В. М. Русалова нет.

Скорее всего, характер ― это фенотипическая характеристика человека, в которой сплавлены как врожденные, так и приобретенные особенности человека. Какие из них проявляются у  данного человека в большей степени, сказать трудно. Вспыльчивым можно быть и от холерического темперамента, и от невоспитан­ности, как и спокойным, сдержанным от флегматического темперамента и воспи­танной выдержки. Есть, однако, черты характера, которые могут быть при любом типе темпера­мента. Это честность, доброта, вежливость или, наоборот, лживость, жадность, грубость. Правда, в зависимости от темперамента эти черты могут проявляться по-разному [5].

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

Вопросы о структуре свойств темперамента и общих способностей, а также о механизме их развития, могут быть решены, в рамках подхода, в котором обе эти характеристики индивидуальности рас­сматриваются с точки зрения их развития. Подробный подход предлагает­ся специальной теорией индивидуальности. В рамках его утверждается, что генетически фиксированное сочетание всех природных свойств человека (задатки первого уровня) лежит в основе формирования свойств темперамента, выступающих в качестве задатков второго уровня, которые, в свою очередь, детерминируют уже развитие общих способностей человека. Это включение нижележащих структур индивидуальности в вышележащие в ходе их обобщения в процессе деятельности рассматривается в качест­ве основного механизма формирования темперамента и общих способностей. Представления о механизме формирования темперамента и общих способно­стей обнаруживают тесную связь с разработанной моделью формально-динамических свойств, которая в поведенческих актах человека отражается в единстве побуждения (эргичность), планирования (пластичность), скорости реализации поведенческих программ (темп) и переживания (эмоциональная чувствительность).

В механизме же формирования свойств общих способностей (интеллектуальной эргичности, пластичности, темпа и само­регуляции) участвуют, не только характеристики темпераментальных процессов, но и параметры, характеризующие динамические возможности когнитивной сферы, определенные объемом усвоенных знаний, умственными навыками и операциями.

Таким образом, свойства общих способностей имеют отличную от свойств темперамента психологическую природу. Наряду с формальным, в них представлен и содержательный аспект. В связи с этим они менее устойчивы, чем параметры темперамента, так как в известной мере задаются содержанием и логикой той текущей деятельности, в которую включен человек.

В специальной работе  В.М. Русалова, С.И. Дудина   была предпринята попытка экспериментально выявить связи между тем­пераментом и общими способностями (на материале двух возрастных срезов — подростков и взрослых), а также про­анализировать характер этих связей и зависимости от типа темперамен­та и уровня умственного развития.  В результате  исследования было выявлено, что у подростков свойства темперамента и характеристики общих способностей зависят от двух параметров: возраста (у подростков связь показателей темперамента и интеллекта оказалась более значимой) и уровня умственного развития (чем выше интеллект, тем слабее связи между изучаемыми признаками индивидуальности). Полученные данные подтверждают предположение о том, что свойства темпера­мента и свойства общих способностей на ранних этапах онтогенеза имеют общий источник развития. Однако с возрастом, по-видимому, усиливается влияние специальных факторов и происходит дифференциация темпераментального и интеллектуального уровней регуляции поведения.

Сказанное позволяет заключить, что темперамент как самостоятельная струк­тура на ранних этапах развития человека может выступать важным дополнитель­ным условием формирования общих способностей.

В исследовании также было установлено, что в процессе своего развития общие способности взаимодействуют с темпераментом прежде всего через харак­теристики активности (эргичность, пластичность, темп). Данный факт проясняет особенности механизма влияния темпераментальных задатков на процесс формирования общих способностей.

Новый метод позволяет впервые подойти к измерению базальных свойств общего интеллекта с позиций специальной теории индивидуальности, что, должно значительно облегчить анализ механизма влияния задатков на процесс формирования интеллекта. В качестве измеряемых параметров здесь должны выступать интеллектуальные эргичность, пластичность, темп и саморегуляция, т. е. параметры, которые, по нашему мнению, определяют сущность общих способностей и обнаруживают в ходе своего формирования и развития тесную связь с темпераментальными задатками.

Проведенное исследование не только подтвердило наличие этих связей, но и позволило принципиально по-новому сформулировать саму проблему задатков. Данную проблему необходимо рассматривать более широко, а не только в плане природных предпосылок специальных способностей.

Задатки выступают не только и не столько в виде предпосылок и условий развития,  а в качестве допустимо активных факторов и программ поведения. Задатки — это не только анатомо-морфологические (мозговые и телесные), но и хромосомные, биохимические, физиологические и нейрофизиологические особен­ности человеческого организма. Более того, к задаткам относят и всю совокупность врожденных, в том числе и социально-групповых программ поведения, выработавшихся в процессе эволюции и антропогенеза.

Благодаря действию индивидуально-уникальных врожденных программ, вобравших в себя весь филогенетический и социальный опыт развития человечества, новые социальные факторы после рождения конкретного человека, а, возможно, и в период внутриутробного развития, падают не на бесформенную людскую биологию, а на индивидуально-различную, индивидуально-уникальную комбинацию задатков. И, следовательно, процесс социализации человека начинается не с одинакового для всех «нуля», а с определенной и довольно заметной индивидуально-различной величины.

Следует, подчеркнуть, что только темпераментальные свойства индивидуальности имеют непосредственно биологические источники, или задатки, и чем более разнообразны условия жизни и развития человека, тем больше возможностей для актуализации задатков, тем больше дисперсия формальных признаков индивидуальности.

В отличие от формальных свойств, предметно-содержательные харак­теристики индивидуальности прямых биологических источников не имеют. Они — результат культурно-исторического воздействия. В этой связи разумно различать, по крайней мере, два уровня задатков: первый каса­ется задатков формальных свойств (т. е. темперамента в его широком смысле), а второй — более сложных психологических образований (например, общих спо­собностей). Темперамент во всей совокупности его свойств мы и рассматриваем в качестве задатков второго уровня. Необходимо подчеркнуть, что в совокупности биологических свойств человека прямых детерминант или прямых задатков способностей не выделяется. Цепочка «задаток — способность» является, недостаточной и должна быть расширена за счет включения в нее звена темперамента. Развитие способностей должно выступать как цепочка: задатки-1 — темперамент, задатки-2 — способность. Поэтому темперамент органически включен в способности как важнейший компонент, необходимый задаток второго уровня, фактор развития, изменяющий социальные воздействия на человека.

Выводы

- Подчеркнута перспективность анализа общих и специальных факторов развития темперамента и интеллекта в системе отношений: биологические свойства человека (задатки первого уровня) — темперамент (задатки второго уровня) — общие способности.

- Утверждается, что темпераментальные свойства (тип темперамента) оказы­вают влияние на процесс формирования общих способностей человека преимуще­ственно на ранних этапах его развития.

- Показано, что по мере взросления подключаются специальные факторы (знания, умения, навыки), приводящие к формированию таких динамических характеристик интеллекта, которые практически не зависят от темпераменталь-ного уровня регуляции поведения [18].

 

 

 

 

 

Заключение

Постепенное изучение темперамента перешло от определения ти­пов к выявлению степени выраженности тех или иных его свойств. Люди стали де­литься не по типам темперамента, а по его отдельным свойствам. Единой концепции темперамента и его типов ученым создать так и не удалось.

Согласно учению В. М. Русалова, темперамент – психосоциобиологическая категория, одно из независимых базовых образований психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека. Темперамент, однако, не совпадает с индивидуальностью и личностью в целом, так как последняя составляет совокупность всех форм социальных связей и отношений человека. Он формируется под влиянием общей конституции в процессе тех конкретных деятельностей, в которые человек включен с самого детства. И если ранее существующие теории темперамента основывались либо на гуморальной детерминации (подобно Гиппократу), либо на соматической (привязанной к особенностям строения тела, как это делали Э. Кречмер, У.Шелдон), то в настоящее время чаще говорят о психобиологической детерминации, так как темперамент задается свойствами нервной системы и выражается в психологическом облике человека.

Существование в психике человека устойчивых обобщенных динамико-энергетических характеристик, формирующихся в деятельности на основе биологических факторов, т. е. темперамента, позволяет человеку, наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические возможности. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (определенный уровень обмена или активности гормональной сферы, особенности нервных процессов и т. д.), постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов, целей и т. д., неизбежно приводит к обобщению определенных психических, в данном случае темпераментальных, характеристик, которые выступают в роли регуляторов расходования человеком своих энергодинамических возможностей. Таким образом, характеристики темперамента не столько окрашивают деятельность, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого организма в первом случае будет под угрозой за счет чрезмерной истощаемости, а во втором случае — за счет слабого, пассивного усвоения предметного мира. Именно в этом и состоит, приспособительная, адаптивная роль темперамента. Не случайно, поэтому так велико медико-биологическое значение темперамента. Например, знание типа темперамента даже в описательных вариантах К. Леонгарда позволяет с высокой вероятностью предсказать тип возможной акцентуации личности при неблагоприятных или стрессовых воздействиях. Так, внезапное усиление черт гипертимического темперамента может свидетельствовать о развитии гипоманиакального состояния: резкое усиление дистимических черт темперамента может говорить о наступлении субдепрессивного состояния и т. д. [7]. В заключение следует подчеркнуть, что, будучи важнейшим компонентом индивидуальности человека, темперамент должен стать предметом более углубленного теоретического и экспериментального изучения на новом уровне современной психологии.

Информация о работе Проблема темперамента в работах В. М. Русалова