Проблемы детей сирот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить социально–психологические особенности трудных подростков и на основе полученных данных описать реабилитационную работу с несовершеннолетними девиантами.
Задачи исследования: Раскрыть понятие «девиантный подросток».
Выявить факторы, детерминирующие нарушение в поведении подростков, определить их возрастные особенности. Описать реабилитационную работу с «трудными» подростками.
Объект исследования: личность трудного подростка.
Предмет исследования: социально-педагогическая реабилитация подростков - девиантов.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Подростковый  возраст – один из наиболее сложных  периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма — делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, все более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что в свою очередь приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Проблема отклоняющегося поведения подростков – является  одной из центральных в современной социальной педагогике и психологии. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что количество детей с девиантным поведением постоянно увеличивается.

Вопрос о трудных  детях и подростках не новый. В 20 – 30 гг. им занимались многие педагоги, психологи (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев). В конце 50-х годов 20 века появились работы по данной тематике Л.С. Славиной, Г.П. Медведева, Л.М. Зюбина. В настоящее время не мало интересных работ по трудным подросткам, отклоняющемуся поведению подростков (В.Т. Кондрашенко, В. Татенко, И.С. Кон, И.В. Дубровина, А.И. Селецкий, Л.М. Семенюк, В.Г. Степанов и др.).

Цель исследования: изучить  социально–психологические особенности трудных подростков и на основе полученных данных описать реабилитационную работу с несовершеннолетними девиантами. 

Задачи исследования: Раскрыть понятие «девиантный подросток».

Выявить факторы, детерминирующие  нарушение в поведении подростков, определить их возрастные особенности. Описать реабилитационную работу с «трудными» подростками.

Объект исследования: личность трудного подростка.

Предмет исследования: социально-педагогическая реабилитация подростков - девиантов.

Полученные результаты курсовой работы могут быть использованы социальными педагогами, психологами и учителями – предметниками в работе с подростками – девиантами, а так же в оказании методической и практической помощи родителям таких подростков.

 

 

 

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Представителями различных наук даются различные определения понятия девиантного поведения.

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых  как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся  от социально-психологических и  нравственных норм, либо как ошибочный  антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным . Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. Можно выделить основные факторы, обуславливающие девиантное поведение несовершеннолетних:

  1. Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.). К ним относятся:
    • генетические, которые передаются по наследству;
    • психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящим к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
    • физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
  2. Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Такие дети нуждаются в помощи психиатров.

У подростка наблюдается  два процесса развития психики: либо отчуждения от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

3.  Социально-педагогические  факторы. Они выражаются в дефектах  школьного, семейного или общественного  воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации, к стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит и их учебной дезадаптации.

Учебная дезадапатция школьника  проходит следующие стадии:

  • учебная декомпенсация – состояние ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
  • школьная дезадаптация – состояние ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
  • социальная дезадаптация – состояние ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
  • криминализация среды свободного времяпрепровождения. Отчисленные из школы дети попадают на «улицу». Принимая во внимание, что такие дети, как правило, из малообеспеченных семей, можно с уверенностью утверждать, что основные и реальные способы добывания средств существования у них будут носить криминальный характер.

4.Социально-экономические  факторы включают социальное  неравенство; расслоение общества  на богатых и бедных; обнищание  значительной массы населения,  ограничение социально приемлемых  способов получения достойного  заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

5.Морально- этические  факторы проявляются, с одной  стороны, в низком морально- нравственном  уровне современного общества, разрушении  ценностей, в первую очередь  духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

Дефекты межличностных отношений, с которыми подростки сталкиваются в школе, в семье, на улице.

Недостатки в учебно-воспитательной работе школы.

Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении  детей, условно можно разделить  на три группы.

Первая группа - недостатки организационного характера. К их числу  относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, отсутствие продуманного плана работы по их исправлению и перевоспитанию. Отрицательно влияют и такие факторы, как недостаточная помощь и контроль администрации школы, разобщенность педагогического коллектива, отсутствие анализа допускаемых в работе ошибок, недостаточное использование возможностей ученического самоуправления, шаблонность форм и методов внеклассной и внешкольной работы, непривлекательность мероприятий, проводимых в школе, пассивность в работе с неблагополучными семьями.

Вторая группа – ошибки, которые связаны с неправильным педагогическим подходом к учащимся, склонным нарушать общепринятые правила  и нормы. Одна из ошибок заключается в отождествлении отношения отстающего ученика к учебе с его умственными способностями. Все дети, растущие в неблагополучной семье, или дети, которых неправильно воспитывают, обычно не в состоянии хорошо учиться без посторонней помощи. У одних это проявляется уже в начальных классах, у большинства других - в подростковом возрасте. В процессе обучения и воспитания такие дети нуждаются в чуткости, внимании и индивидуальном подходе.

Непростительную ошибку совершают те педагоги, которые проявляют недоброжелательное отношение к трудным детям, вступая с ними в затяжные конфликты. Это приводит к возникновению психологического барьера между педагогом и учеником, к взаимному непониманию и взаимной неприязни, противоречит идеям педагогики, основанной на принципах сотрудничества. Подросток еще больше замыкается в себе, еще больше сопротивляется любым попыткам учителей воздействовать на него, его поведение ухудшается.

Третья группа ошибок обусловлена невысоким профессиональным уровнем отдельных учителей, их психологической неподготовленностью к работе с детьми. Иные педагоги слабо владеют учебным предметом и методикой преподавания. Их уроки неинтересны, на них отсутствует дифференцированный подход к слабым, средним и сильным ученикам. Дети перегружены обилием изучаемого материала на уроках и домашними заданиями. Это формирует отрицательное отношение к учебе.

Вред воспитанию школьников наносят педагогическая бестактность, несдержанность, неуважение некоторыми учителями человеческого достоинства  учащихся, предвзятое отношение к отдельным ученикам, нежелание считаться с возрастными особенностями детской психики.

Трудные школьники отличаются повышенной эмоциональностью и обостренным  самолюбием. Они болезненно реагируют  на действия педагогов, унижающих их или выставляющие их в смешном виде, доказывающие их несостоятельность или оскорбляющие их достоинство. Это вызывает протест, который проявляется иной раз в виде грубых нарушений дисциплины и порядка.

Неблагоприятные условия  семейного воспитания.

Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическими пьянками, скандалами, развратом, проявлением жестокости, совершением взрослых преступлений.

Именно отец и мать своими поступками и своим образом  жизни становятся образцом поведения  для своих детей. По мнению великого физиолога И.П. Павлова, у любого индивида стереотипы поведения в детстве вырабатываются в основном с помощью положительного примера. В семье, члены которой взаимно уважают друг друга и заботятся друг о друге, где взрослые имеют работу и любят трудиться, где к окружающим относятся с вниманием и сочувствием, как правило, растет нравственно воспитанный человек. Их семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из семей первой группы. 

В семьях, где детям  ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лодыри, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий  и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления,  совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

Излишняя суровость  родителей, чрезмерное использование  всевозможных ограничений и запретов, наказания, унижающие детей, оскорбляющие их человеческое достоинство, нередко  толкают их на преступления.

Информация о работе Проблемы детей сирот