Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:13, курсовая работа
Цель исследования: изучить социально–психологические особенности трудных подростков и на основе полученных данных описать реабилитационную работу с несовершеннолетними девиантами.
Задачи исследования: Раскрыть понятие «девиантный подросток».
Выявить факторы, детерминирующие нарушение в поведении подростков, определить их возрастные особенности. Описать реабилитационную работу с «трудными» подростками.
Объект исследования: личность трудного подростка.
Предмет исследования: социально-педагогическая реабилитация подростков - девиантов.
Подростковый
возраст – один из наиболее сложных
периодов развития человека. Несмотря
на относительную
Проблема отклоняющегося поведения подростков – является одной из центральных в современной социальной педагогике и психологии. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что количество детей с девиантным поведением постоянно увеличивается.
Вопрос о трудных детях и подростках не новый. В 20 – 30 гг. им занимались многие педагоги, психологи (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев). В конце 50-х годов 20 века появились работы по данной тематике Л.С. Славиной, Г.П. Медведева, Л.М. Зюбина. В настоящее время не мало интересных работ по трудным подросткам, отклоняющемуся поведению подростков (В.Т. Кондрашенко, В. Татенко, И.С. Кон, И.В. Дубровина, А.И. Селецкий, Л.М. Семенюк, В.Г. Степанов и др.).
Цель исследования: изучить социально–психологические особенности трудных подростков и на основе полученных данных описать реабилитационную работу с несовершеннолетними девиантами.
Задачи исследования:
Раскрыть понятие «девиантный подросток»
Выявить факторы, детерминирующие нарушение в поведении подростков, определить их возрастные особенности. Описать реабилитационную работу с «трудными» подростками.
Объект исследования: личность трудного подростка.
Предмет исследования: социально-педагогическая реабилитация подростков - девиантов.
Полученные результаты курсовой работы могут быть использованы социальными педагогами, психологами и учителями – предметниками в работе с подростками – девиантами, а так же в оказании методической и практической помощи родителям таких подростков.
Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Представителями различных наук даются различные определения понятия девиантного поведения.
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным . Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. Можно выделить основные факторы, обуславливающие девиантное поведение несовершеннолетних:
У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждения от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.
3. Социально-педагогические
факторы. Они выражаются в
Учебная дезадапатция школьника проходит следующие стадии:
4.Социально-экономические
факторы включают социальное
неравенство; расслоение
5.Морально- этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально- нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Дефекты межличностных отношений, с которыми подростки сталкиваются в школе, в семье, на улице.
Недостатки в учебно-
Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении детей, условно можно разделить на три группы.
Первая группа - недостатки организационного характера. К их числу относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, отсутствие продуманного плана работы по их исправлению и перевоспитанию. Отрицательно влияют и такие факторы, как недостаточная помощь и контроль администрации школы, разобщенность педагогического коллектива, отсутствие анализа допускаемых в работе ошибок, недостаточное использование возможностей ученического самоуправления, шаблонность форм и методов внеклассной и внешкольной работы, непривлекательность мероприятий, проводимых в школе, пассивность в работе с неблагополучными семьями.
Вторая группа – ошибки, которые связаны с неправильным педагогическим подходом к учащимся, склонным нарушать общепринятые правила и нормы. Одна из ошибок заключается в отождествлении отношения отстающего ученика к учебе с его умственными способностями. Все дети, растущие в неблагополучной семье, или дети, которых неправильно воспитывают, обычно не в состоянии хорошо учиться без посторонней помощи. У одних это проявляется уже в начальных классах, у большинства других - в подростковом возрасте. В процессе обучения и воспитания такие дети нуждаются в чуткости, внимании и индивидуальном подходе.
Непростительную ошибку совершают те педагоги, которые проявляют недоброжелательное отношение к трудным детям, вступая с ними в затяжные конфликты. Это приводит к возникновению психологического барьера между педагогом и учеником, к взаимному непониманию и взаимной неприязни, противоречит идеям педагогики, основанной на принципах сотрудничества. Подросток еще больше замыкается в себе, еще больше сопротивляется любым попыткам учителей воздействовать на него, его поведение ухудшается.
Третья группа ошибок
обусловлена невысоким
Вред воспитанию школьников
наносят педагогическая бестактность,
несдержанность, неуважение некоторыми
учителями человеческого
Трудные школьники отличаются повышенной эмоциональностью и обостренным самолюбием. Они болезненно реагируют на действия педагогов, унижающих их или выставляющие их в смешном виде, доказывающие их несостоятельность или оскорбляющие их достоинство. Это вызывает протест, который проявляется иной раз в виде грубых нарушений дисциплины и порядка.
Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическими пьянками, скандалами, развратом, проявлением жестокости, совершением взрослых преступлений.
Именно отец и мать своими поступками и своим образом жизни становятся образцом поведения для своих детей. По мнению великого физиолога И.П. Павлова, у любого индивида стереотипы поведения в детстве вырабатываются в основном с помощью положительного примера. В семье, члены которой взаимно уважают друг друга и заботятся друг о друге, где взрослые имеют работу и любят трудиться, где к окружающим относятся с вниманием и сочувствием, как правило, растет нравственно воспитанный человек. Их семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из семей первой группы.
В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лодыри, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказания, унижающие детей, оскорбляющие их человеческое достоинство, нередко толкают их на преступления.