- Физическую агрессию (нападение).
- Косвенную агрессию.
- Склонность к раздражению.
- Негативизм.
- Обиду.
- Подозрительность.
- Чувство вины.
- Вербальную агрессию.
3."Тест руки" Э. Вагнера.
Данная методика позволяет
с высокой степенью вероятности
прогнозировать реальное поведение подростков.
4. Модифицированный опросник для идентификации
типов
акцентуаций характера у подростков (МПДО).
Методика показывает
наличие той или иной акцентуации
характера подростка. Далее с помощью
данной методики можно конкретизировать
жизненную проблематику данного ребенка,
обусловленную его акцентуацией, а это
в свою очередь дает возможность более
точно определить направление соответствующей
реабилитационной работы.
5. Сбор анамнестических данных у родителей
и учителей.
Сбор информации происходит
посредством опроса (устного или письменного)
самого подростка, его родителей, классного
руководителя, при необходимости других
значимых для ребенка людей. Также применяется
стандартизированное интервьюирование,
наблюдение, изучение документации на
семью ребенка.
Второй этап — прогностический.
Сущность его заключается в том, что на
основе поставленного диагноза разрабатывается
конкретная социально-педагогическая
программа деятельности с ребенком, которая
предусматривает этапные изменения и
конечный результат социальной адаптации
и реабилитации. Так, например, в реабилитационной
работе можно использовать «Тренинг модификации
поведения» Фурманова И. А. Работу можно
вести индивидуально (на первых порах)
или с группой ребят.
Автор предлагает пошаговое изменение поведения:
- «Сознавание» — расширение информации о себе и проблеме своего поведения.
- «Переоценка собственной личности» — оценка того, что подросток чувствует и думает о себе и собственном поведении.
- «Переоценка окружения» — оценка того, как такое поведение подростка влияет на окружение.
- «Внутригрупповая поддержка» — открытость, доверие, сочувствие группы при обсуждении проблемы поведения и последствий такого поведения.
- «Катарсис» — ощущение и выражение собственного отношения к проблеме своего поведения.
- «Укрепление Я» - поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности.
- «Поиск альтернативы» — обсуждение возможных замен привычному поведению.
- «Контроль за стимулами» — избегание стимулов, провоцирующих такое поведение или противостояние им.
- «Подкрепление» — самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за изменение поведения.
- «Социализация» — расширение возможностей в социальной жизни в связи с отказом от привычного поведения.
Тренинговая
работа проводится с группой подростков со схожей проблемой
или индивидуально с каждым ребенком.
Группа состоит из 10-12 человек. Проходят
занятия 10 недель по 3 часа. Тренинговая
работа ведется:
- с агрессивными детьми;
- с детьми, имеющими низкие социальные умения;
- с желающими изменить свое поведение, привычки.
Тренинговая
работа состоит из ряда этапов:
- Организационный: индивидуальная беседа с предполагаемыми участниками тренинга, в ходе которой собираются те преимущества, которые можно получить, участвуя в работе; предполагаемые результаты, задачи, время и место занятий. Комплектуется группа, подбирается время и место проведения тренинга.
- Инструктивный: знакомство участников группы, установление задач и правил группы, собирается проблематика каждого участника (что нравится, и что не нравится в жизни, дома, в школе), активизация личностной позиции, создается атмосфера доверия.
- Коррекционный этап, в ходе которого используются психологические упражнения, направленные на стимулирование изменений в эмоциональной, нравственной и поведенческой сфере. Этот этап включает в себя реализацию представленной выше программы пошагового изменения поведения.
Способы реализации
программы изменения поведения:
- актуализация «Я-состояний» в прошлом, настоящем, будущем, активизация самосознания;
- актуализация «Я-мотивации», процессов волевой регуляции;
- проигрывание внутриличностных конфликтов, изучение самоотношения, обучение позитивной оценке и принятие собственных негативных качеств; ознакомление с эмоциями, вербальное и невербальное общение, отреагирование негативного опыта;
- осознание и выражение собственного отношения к своему поведению; выбор приемлемого способа общения с окружающими;
- распознавании мотивов собственного поведения, выражение эмоций через вербализацию своих чувств;
- реконструкция позитивного опыта через детские воспоминания в прошлом, построение будущего через планирование и фантазирование;
- выбор приемлемого способа разрядки гнева.
В тренинге используются:
- психотехнические упражнения, стимулирующие групповую динамику: включенность всех участков в работу, поддержка друг друга, расширение информации о членах группы, формирование групповой сплоченности;
- внутригрупповая дискуссия, направленная на установление соотношения позитивного и негативного в поведении, эмоциональный и волевой обмен между участниками тренинга;
- межгрупповая дискуссия, направленная на обсуждение различных проблем между группами внутри тренинговой группы и на стимулирование изучения себя, умение отстаивать спою точку зрения, ставить под сомнение свое поведение, пояснение внутренней позиции, стимулирование поведенческих изменений;
- проективное рисование для восстановления позитивного эмоционального состояния;
- ролевое проигрывание жизненных ситуаций дл<span class="dash041e_0431_044b_0447_043