Проблемы детей сирот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить социально–психологические особенности трудных подростков и на основе полученных данных описать реабилитационную работу с несовершеннолетними девиантами.
Задачи исследования: Раскрыть понятие «девиантный подросток».
Выявить факторы, детерминирующие нарушение в поведении подростков, определить их возрастные особенности. Описать реабилитационную работу с «трудными» подростками.
Объект исследования: личность трудного подростка.
Предмет исследования: социально-педагогическая реабилитация подростков - девиантов.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Психологи отмечают следующие  воздействие негативной Я - концепции:

  1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, - социальная деградация, агрессивность и преступность.
  2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие подростки легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.
  3. Глубокое изменение восприятия. Так, подростки с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

Таким образом, можно  выделить характерные особенности  подросткового возраста: эмоциональная  незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности  в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. 

 

 

 

 

Социально – педагогическая реабилитация подростков - девиантов может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Реабилитация может  рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

Реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Социально - педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:

— профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;

— медико-психологическая  помощь детям, попавшим по вине родителей  или в связи с экстремальной  ситуацией (в том числе физического  и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;

— формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

— выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто  остался без попечения родителей или средств к существованию;

— психологическая и  педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

— содействие в возвращении  в семью;

— обеспечение возможности  получать образование, нормально развиваться;

— забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.

Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.

В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.

Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.

Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:

1. Опора на положительные  качества несовершеннолетнего. Для  социального педагога недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Необходимо следовать путем создания для него «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведении подростка, строить согласно этому деятельность социального педагога.

2. Формирование будущих  жизненных устремлений. Имея, как  правило, хроническую неуспеваемость  в школе, подростки часто отчаиваются,  не верят в свои силы, не  видят будущего. Для такого подростка  важно дальнейшее профессиональное  самоопределение, и в этом случае помощь социального педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство.

3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чему других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.

4. Глубокая доверительность  и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию.

В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности специалист выполняет следующие  функции:

-  восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;

- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно-полезную деятельность, значимую для подростка; активизации потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;

- стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы - внушение, убеждение, пример и др.

В зависимости от личностных особенностей подростка и условий, в которых он находится, при построении реабилитационных программ следует учитывать, в каком состоянии находится подросток. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещением образовательного учреждения.

Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые  группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

Кроме этого необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями, которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком.

Других подходов требует ребенок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией детей используются: экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции».

Другое направление социально-педагогической деятельности относится к бездомным. Работа с «детьми улицы» строится, в основном, в двух направлениях:

- создание условий для выживания таких детей (организация питания, ночлега, оказания медицинской помощи);

- освобождение от негативного опыта прошлой жизни через укрепление веры в себя, в свое будущее.

Третье направление  связано с подростками, экспериментирующими с психоактивными веществами. Чаще всего это подростки, имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность[29, с.78].

Основной метод работы — патронаж, основная форма работы - организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции».

Эффективная реализация данных реабилитационных программ возможна при соблюдении трех условий:

1)   высокой мотивации всех участников программы: ребенка, родителей, социального педагога, специалистов;

2)     психолого-педагогической компетентности специалистов;

3) координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.

Цель  ребилитационной программы: поиск альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей подростков и взаимодействия с окружающими, социальная адаптация девиантов.

Социально-педагогическая деятельность реализуется путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.

В своей деятельности социальный педагог опирается на следующие принципы:

  • индивидуально-личностный подход к ребенку,
  • опора на положительные стороны личности ребенка,
  • объективность подхода к ребенку,
  • конфиденциальность.

Цель социально-педагогической деятельности может быть реализована  путем решения следующих задач:

  1. Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка.
  2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентаций в процессе социально-педагогической работы.
  3. Вовлечение подростков в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений.
  4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.
  5. Укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий. 
  6. Формирование основ правовой культуры ребенка.
  7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.

Методы социально-педагогической деятельности так или иначе связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности, а поскольку деятельность рассматривается и как ведущее средство формирования личности, то методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают и закрепляют заново социально значимые качества личности подростка, склонного к девиантному поведению.

Основные направления социально – педагогической деятельности:

  1. деятельность по повышению уровня социальной адаптации 
    ребенка посредством его личностного развития;
  2. деятельность по профилактике девиаций, включающую обучение и воспитание детей с целью формирования у них социально приемлемого поведения;
  3. деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

4) посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность с детьми - девиантами состоит из нескольких этапов:

 Диагностический - реализуется путем сбора информации о ребенке с отклоняющимся поведением. Выявив таких детей, социальный педагог берет их на учет и составляет базу данных на каждого ребенка. Сбор информации происходит при помощи изучения и оценивания реальных особенностей  личности ребенка, выявления информации о семье ребенка, изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению, изучения негативных факторов, провоцирующих агрессивное поведение ребенка; изучения влияния на ребенка микросреды.

Для диагностики подростков девиантного поведения можно использовать следующие методики.

1. Рисунок "Несуществующего животного".

Методика "Несуществующее животное" — одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия "психолог-ребенок" с целью выяснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка.

2. Методика Басса-Дарки.

Опросник Басса-Дарки  — одна из методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

Опросник Басса-Дарки  выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

Информация о работе Проблемы детей сирот