Проблемы детей сирот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить социально–психологические особенности трудных подростков и на основе полученных данных описать реабилитационную работу с несовершеннолетними девиантами.
Задачи исследования: Раскрыть понятие «девиантный подросток».
Выявить факторы, детерминирующие нарушение в поведении подростков, определить их возрастные особенности. Описать реабилитационную работу с «трудными» подростками.
Объект исследования: личность трудного подростка.
Предмет исследования: социально-педагогическая реабилитация подростков - девиантов.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Дети нуждаются с самостоятельности, и родители должны заботиться об ее развитии и проявлении.

Подросток, не ощущая контроля над собой со стороны взрослых, испытывает иллюзию «полной свободы». Его поведение может стать  игрушкой собственных случайных  влечений и посторонних влияний. Практика показывает, что многие правонарушения стали возможными только вследствие безнадзорности подростков, отсутствия надлежащего контроля в семье.

Нередко «слепая» родительская защита детей, порождает уверенность  в полнейшей безнаказанности.

Отрицательное влияние  стихийно-группового общения

Недостатки семейного  и школьного воспитания способствуют возникновению педагогической запущенности. Это выражается в отрицательном  отношении к учебе, нарушениях правил поведения, конфликтах с педагогами и родителями. В ряде случаев педагогическая запущенность переходит в социальную, что проявляется в систематическом нарушении подростками моральных и правовых норм.

Дружеское общение со сверстниками – одна из главных  психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Как правило, вне школы  дети общаются с себе подобными. Общаясь, друг с другом, трудные ребята получают то, чего не могут получить в семье  и в школе: внимание, признание, заботу. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость или проступки. Напротив, там их «понимают», одобряют и поддерживают. Как установили ученые, группе присуще гораздо более отрицательное отношение к моральным и правовым нормам общества, чем каждому из ее членов в отдельности.

В результате комбинаций недостатков семейного и школьного воспитания с отрицательным влиянием стихийно-группового общения педагогическая запущенность переходит в социальную. От дисциплинарных и моральных проступков несовершеннолетние сначала переходят к мелким правонарушениям, а потом могут перейти и к уголовным преступлениям.

Таким образом, к девиантному  поведению прибегает отклоненная  социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации подростков на группы сверстников, которые  являются преимущественно источником девиантных норм.

Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств: целеустремленность и настойчивость  сочетаются с импульсивностью и  неустойчивостью, повышенная самоуверенность  и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – желанием уединиться; развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.

Нервная система подростка  еще не всегда способна выдерживать  сильные или длительно действующие  монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения, например, под влиянием многочисленных впечатлений, сильных нервных встрясок, неожиданной радости или огорчения, долгого ожидания, волнующего события, одни подростки становятся вялыми и безучастными, рассеянными; другие – раздражительными, нервозными, нарушают дисциплину.

Характерные черты подростков – пытливость ума и жадное стремление к познанию, широта интересов, сочетающиеся, однако, с разбросанностью, отсутствием  системы в приобретении знаний. Свои новые умственные качества подростки обычно направляют на те сферы деятельности, которые их больше интересуют. Последнее особенно важно при анализе умственных способностей «трудных» подростков.

Подростковый возраст  отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и они отказываются их выполнять из-за соображений престижности.

В основе повышенной интеллектуальной и трудовой активности подростков лежит  стремление все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности, естественный интерес и повышенная любознательность детей данного возраста. Вопросы, которые задает подросток взрослым, учителям и родителям, нередко достаточно глубоки и касаются самой сути вещей.

В этот период у подростков  появляются образцы для подражания. Однако очень быстро дети в них могут и разочароваться, так как  любой живой человек вряд ли отвечает идеальным требованиям

И как следствие, в  этом возрасте у подростков возникают  проблемы с взрослыми, в частности  с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения с взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность самоутвердиться, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

У подростка формируется  чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его, так как считает, что сравнялся с взрослыми по уровню общего умственного развития. Конечно, ребенку еще не хватает жизненного опыта, его суждения чересчур прямолинейны и соответствуют скорее некоторому идеалу, нежели жизненной реальности. Однако сам он этого не осознает. А хорошо развитое логическое мышление позволяет ему видеть противоречия в суждениях взрослых. Они же по-прежнему считают его ребенком-несмышленышем и продолжают держать за школьной партой, как первоклассника.

В подростковом возрасте восприятие ребенка взрослыми –  прежде всего, его родителями – очень  сильно отличается от его самовосприятия. Взрослые недооценивают уровень  его психологической зрелости, сам он его переоценивает. Поэтому, не удивительно, что он страстно борется за свои «взрослые» права. Чувство взрослости проявляется и в стремлении оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть учебы. Чувство взрослости связано и с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских компаниях со сверстниками.

На развитие чувства  взрослости существенно влияет система  отношений, в которую включен  ребенок,- признание или непризнание  его взрослости родителями, учителями, сверстниками. Хотя в этот период для  детей характерно стремление к эмансипации от взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.

Отношение подростка  к семье в ходе взросления меняется следующим образом:

1. Усиливается критика,  сомнения и противодействия ценностям, установкам и  образу действий взрослого. Часто это ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье господствует нетерпимый и ограниченный стиль воспитания.

2. В процессе социализации  группа ровесников  замещает родителей, как бы «обесценивания» последних. Это всегда серьезная проблема семейных отношений.

3. Ослабляются эмоциональные  связи с родителями, постепенно  замещаясь взаимоотношениями со  многими людьми (группами). Особую  роль играют здесь особенности,  связанные с внешним видом и производимым впечатлением (одежда, прическа и т.п.). В связи с тем, что подросток ориентируется на группу, это может приводить к семейным конфликтам, причем не только с родителями, но нередко также с братьями и сестрами.

4. Отход от родительского дома отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Зачастую это относиться лишь к определенным областям жизни. Критика и споры касаются одежды, прически и присутствия (отсутствия) дома по вечерам. Споры с родителями – важный фактор, отягощающий развитие подростка. Вместе с проблемами учебы и досуга они могут привести к потреблению алкоголя, наркотиков, правонарушениям, симптомам стресса и низкой самооценке.

5. Несмотря на уменьшение  влияния семьи в период взросления, она по-прежнему остается значимой для подростка. Процесс постепенного отделения подростка от семьи, как обязательного условия достижения самостоятельности, носит в этот период временный и неполный характер.

Напряженные отношения  между родителями и подростками  сейчас обусловлены не только конфликтом между поколениями, но и изменившимися экономическими условиями и техническим прогрессом, перед лицом которых родители, как и подростки, чувствуют себя неуверенными и беспомощными.

В подростковом возрасте изменяется и эмоционально-волевая сфера ребенка. У подростка появляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости, стремятся к общению со сверстниками .

Дружба подростков далеко не всегда носит положительный характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов и увлечений, совместного пустого времяпровождения. Наблюдается и паразитическая форма дружбы по - расчету.

Заметно развиваются  в подростковом возрасте волевые  черты характера: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток в отличие от младшего школьника способен не только к отдельным волевым действиям, но и к осуществлению связанной единой целью многозвеньевой цепи волевых действий, т.е. к волевой деятельности. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются выдержка, терпение и другие волевые качества.

Особенно  полно потребностная  сфера описана А. Маслоу. 1. Физиологические потребности. Среди них особо выделяются стремления к физической и сексуальной активности, а также к высокой оценке своего физического развития. Они основаны на биологических механизмах созревания и могут усиливаться благодаря особенностям социальной среды. 2. Потребность в безопасности усиливается в подростковом возрасте. Но подростки ищут ее чаще не в семье, а, скорее, в группе ровесников, влияние такой группы порой сильнее. Около 62-70% белорусских подростков причисляют себя к различным неформальным группам. 3. Потребность к независимости также усиливается в этот период, что может приводить к столкновению с родительскими (педагогическими) ограничениями и ожиданиями. На этом фоне возникает много семейных и школьных конфликтов. Стремление в независимости проявляется в противодействии навязываемым мнениям, в отрицании авторитетов, в сомнении в общественных нормах, правилах и обычаях. 4. Потребность в привязанности (любви) возрастает в этот период в связи с половым созреванием, отдалением от родителей, а также возникающим чувством одиночества и изолированности. Обратимся к статистике. Так, например, при обследовании несовершеннолетних правонарушителей оказалось, что 90% из них в школе чувствовали себя «изолированными», почти все они были недовольны своим положением в классе, более 50% из них относились к одноклассникам безразлично или враждебно. 5. Потребность в успехе (мотивация достижения). У подростков стремление к успеху стимулируется: желанием добиться уважения и высокой оценки, попыткой произвести впечатление на лица другого пола, а также стремлением проявить и проверить свои способности. Потребность в успехе проявляется ярче у тех подростков, которые уже в дошкольном возрасте привыкли добиваться успеха и во время учебы в школе в возрасте 8-10 лет не испытывали жесткого внешнего контроля. 6. Потребность в самореализации и развитии собственного Я. Ее усиление в подростковом возрасте связано с развивающейся мотивацией достижения, а также с потребностью в признании и принятии подростка как члена общества. Ее удовлетворение способствует формированию благоприятного представления о себе самом. Часто может проявляться в этот период в повышенном конформизме, так как у подростков сильно выражена ориентация на сверстников.

Вступив в подростковый возраст, человек  сталкивается с тайной своего изменчивого «Я», постоянно ускользающего от него самого. Для сохранения «Я» необходима огромная работа по его построению, постепенному выстраиванию. Встреча с взрослым  человеком, который может стать для подростка жизненным идеалом, не абстрактным, а конкретным, является основным условием получения информации о мире взрослых. Однако эта информация не всегда бывает положительной.

У подростков часто возникает  чувство одиночества.  Интенсивный  физический рост и переживания, с  ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности, социально-экономический кризис вносят мощный диссонанс в «Я» - концепцию подростка.

Подростки часто и резко меняют интересы и увлечения, перестраивают  систему оценок других людей и себя, у них возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению.

Противоречивость переживаний  в подростковом возрасте - это проба  на глубину своего психологического пространства, осознания своего «Я». Эта противоречивость   делает подростков особенно чувствительными к существующим формам организации жизнедеятельности.  Они ищут свой идеал, а идеалы юности многообразны и зависят от многих факторов.

Подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе порой возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей. Подростки часто сталкиваются в этом отношении со следующими проблемами:

  • не могут выработать свои ценности, цели и идеалы;
  • избегают адекватных и характерных для их возраста требований и возвращаются на более раннюю ступень развития, в известной степени оправдывающую их поведение;
  • нарушением чувства времени (может проявляться в ощущении жесткого цейтнота, в одновременном ощущении себя и очень молодым, и старым, в страхе или желании смерти);
  • застой в работе (нарушение естественной работоспособности). Подростки либо не способны сосредоточиться на необходимых и соответствующих их возрасту задачах, либо чрезмерно поглощены бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям;
  • отрицание всех свойств и ролей, которые в норме способствуют взрослению (семейные роли и привычки, профессиональные, полоролевые стереотипы). Часто дело доходит до ярко выраженного презрения ко всем этим ценностям. Это может выражаться также в ориентации подростка на образы, роли или свойства, которые демонстрировались в ходе развития подростка как нежелательные или опасные.

Информация о работе Проблемы детей сирот