Проблемы личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение соотношения понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность», а также взаимозависимости индивидуальных особенностей личности и воспитания.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические проблемы соотношения понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»
1.1 «Личность» как понятие
1.2 Личность, индивид, индивидуальность
1.3 Структура личности
1.4 Роль темперамента в индивидуальных проявлениях личности
2 Индивидуальные особенности личности воспитание
2.1 Индивидуальные особенности личности и воспитание дошкольников
2.2 Индивидуальные особенности личности ребенка и воспитание в период школьного детства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Личность.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение….…………………………………………………………………………..3

1 Теоретические проблемы  соотношения понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»…………………………………………………………………5

  1.1 «Личность» как  понятие……………………………………………………….5

  1.2 Личность, индивид, индивидуальность…………………………………….…9

  1.3 Структура личности…………………………………………………………..13

  1.4 Роль темперамента  в индивидуальных проявлениях  личности………..…..15

2 Индивидуальные особенности личности воспитание………………………….19

  2.1 Индивидуальные особенности личности и воспитание дошкольников….…19

  2.2 Индивидуальные особенности личности ребенка и воспитание в период

  школьного детства………………………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….....33

Список литературы……...………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  психологическая детерминация реального поведения и личности человека представляется наиболее сложной для формализации и недостаточно изученной областью наук о человеке, поскольку, с одной стороны, она проявляется на разных уровнях индивидуальности, а с другой - ее проявления неотрывны от социального характера активности человека.

Психология личности – это часть психологии, которая  занимается изучением человеческой индивидуальности, ее иногда называют персонологией. Этот термин предложил Генри Мюррей в 1938 году. Данный раздел психология выделяется среди психологических дисциплин своим вниманием к индивидуальным особенностям людей. Психология личности интегрирует принципиальные положения других областей психологии, стремясь к тому, чтобы понять человека как единое целое. Личность является конечным и наиболее сложным объектом психологии.

Психология личности – это совокупность психологических  концепций личности, то есть один из разделов психологической теории и практики, который занимается личностными особенностями человеческой психики.

Проблемы теории и  лежат в области личностных особенностей человеческой психики, в степени соотношения природного и социального в человеке.

Одним из развитых направлений изучения особенностей индивидуальности является изучение темперамента. Наиболее комплексными исследованиями в этой области являются работы, начатые еще И.П. Павловым и продолженные В.Д. Небылицыным, Б.М. Тепловым и другими. Темперамент является достаточно популярным объектом исследований, однако влияние индивидуальных особенностей личности на воспитательный процесс и, наоборот, на  учебную деятельность школьников, до сих пор остается мало изученной сферой.

Целью работы является рассмотрение соотношения понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность», а также взаимозависимости индивидуальных особенностей  личности и воспитания.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. показать, что личность формируется как неповторимая в процессе воспитания на основе индивидуальных качественных характеристик как самого человека, так и воспитательного процесса;
  2. рассмотреть  структуру личности;
  3. показать роль темперамента в индивидуальных проявлениях личности;
  4. описать соотношение индивидуальных особенностей личности и воспитание дошкольников;
  5. рассмотреть индивидуальные особенности личности ребенка и воспитание в период школьного детства.

Основой для работы послужили  учебная литература по теории личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические проблемы соотношения понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»

 

1.1 «Личность» как понятие

 

«Личность» как понятие появилось лет 300 назад. Дж.Брунер считает, что признаком этого служит употребление (в английском языке) приставки «само» (самоуважение, самооценка), что датируется XVII в. и связывается с возникновением индивидуалистического учения пуританства. Между тем испанский философ Бальтазар Грасиан (1601-1658) в том же XVII веке употребляет понятие личность вполне в современном смысле. Он пишет: «Все уже достигло зрелости, и более всего – личность. Нынче от одного мудреца больше требуется, чем в древности от семерых, и в обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше искусства, чем некогда с целым народом».1

Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, личность – это «совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность»; «человек с точки зрения его характера, поведения, положения и пр.» При этом слово «личность» свободно от явной оценки; оно сочетается и с «благородными» прилагательными («героическая», «выдающаяся», «яркая»), и с «низкими» («бесцветная», «преступная», «ограниченная»).2

В психологии существует много определений понятия личности. В большинстве этих определений  содержатся такие признаки, как «совокупность», или «организация», «система» черт (свойств), «единство», «стабильность», «социальность», «идентичность», «индивидуальность» (целостность, неповторимость, обособленность, наличие внутреннего Я, автономность, творчество).

Часто личность раскрывается через сознание и самосознание.3

Самое простое, ориентировочное, определение личности сводится к  указанию на совокупность духовных свойств, присущих человеку и составляющих его  индивидуальность. Швейцарский психолог Ришар Мейли пишет, что под термином «личность» мы понимаем ту совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека. В широком смысле термин «личность» включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности, соответствующие трем ее частным аспектам.4

Но личность – не просто совокупность, или ансамбль свойств. Речь идет о таких свойствах, которые  в своем взаимодействии порождают  особое человеческое качество, чувство  «Я», сознание собственной индивидуальности, или как утверждал американский психолог А.Маслоу, «переживание идентичности». Учитывая это, личностью называют человека, имеющего свое я, способного к самоопределению посредством своей воли и к осуществлению своей воли в действии. В начале XX века русский психиатр П.П.Викторов в своем учении о личности акцентировал самосознание и сознание: «Личность, индивидуальность, «я» метафизических психологов - есть прежде всего самочувствие по отношению к внутренней среде нашего собственного тела и затем, самочувствие же, но по отношению к переменам окружающей внешней среды». Та же идея звучит в работе современного психолога: «Отличительной характеристикой человеческой личности является сознание, способное к размышлению и продумыванию вариантов самого себя посредством проектирования».

Личность образуется в результате взаимодействия между организмом и социальной средой. Это взаимодействие приводит к возникновению целостной организации психических свойств, имеющей более или менее четко выраженный центр, который соответствует субъективному ощущению «Я». Личность – это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Прекрасно определил личность русский психолог А.Ф.Лазурский, как некоторое устойчивое и длительное единство, которое служит основанием всему, что совершается в душевной жизни.

Согласно английскому  психологу Г.Ю. Айзенку: «Личность – это более или менее стабильная и устойчивая структура характера, темперамента, интеллекта и конституции человека, которая определяет его индивидуальную адаптацию к окружающему миру».5

Таким образом, личность – это интегрированная совокупность психических свойств, при наличии которых человек обретает сознание и самосознание (чувство Я), становится субъектом деятельности и партнером социальных взаимодействий.

Личность – это  та сторона индивидуальной человеческой психики, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие данного  человека и обусловливает особенности  его деятельности, общения и жизни  в целом.

Личность  — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой.

Рассмотрение личности как совокупности определенных черт иногда ведет к отрыву личности от психики, что побуждает людей, чувствующих это, настаивать на том, что «не существует личностных образований вне психики, так или иначе все личностные черты связаны с механизмами психических процессов». Психологии личности полезно помнить принцип С.Л. Рубинштейна (1889 – 1960), согласно которому «…всякая психология, которая понимает, что она делает, изучает психику и только психику». Тем не менее, до сих пор личность психологически характеризуется слабо, оставаясь чрезмерно социологизированной.6

Понятие «личность» пришло в психологию, по крайней мере, из четырех источников.

Первый — христианство, которое закрепило представление  о вечной и божественной душе человека.

Второй — философия. Когда в середине прошлого века психология отделилась от философии, встал вопрос об особом - философском (непсихологическом) - видении человека. На этой почве в Германии родилась «философская антропология» — попытка соединить естественнонаучное и философское знание о человеке, найти «базисную структуру» человеческого бытия и специфических черт человека. Немецкие философы и прошлого – И. Кант, Л. Фейербах  Й. Фихте, – и современности – В. Дильтей, М. Шелер (ХХ век) – понимали под антропологией знание о специфической сущности человека и об особенностях его физической, психической, моральной, духовной и культурной жизни. А один из них – Макс Шелер – (1874 – 1928) заявил, что в известном смысле все центральные проблемы философии сводятся к вопросу о том, что такое человек и какое положение занимает он среди всего бытия, мира и Бога. Психология в целях отмежевания от философии некоторое время отказывалась от ответов на подобные глобальные вопросы, но необходимость оказалась сильнее межпредметных отношений.

Третий источник —  психиатрические феномены «раздвоения  личности», или «множественной личности». Были описаны случаи, когда человек внезапно становился кем-то другим. У него менялись биография, образ мышления, эмоциональный мир, круг интересов. На вопрос: «что при этом происходит с человеком?» был найден удобный ответ: меняется личность. Этот источник тщательно проанализировал классик мировой психологии В. Джеймс (1842 – 1910).

Четвертый источник —  потребности самой психологии в  преодолении чувства тупика. Психологи, которые в стремлении к объективности, сосредоточивалась на познании механизмов, процессов психики, чувствовали, что теряют самое существенное в человеке. «Изучались отдельные функции, а человек  как комплекс, как сложная система мотивационных сил не рассматривался». Психоаналитики утверждают, что существенно стимулировал появление теории личности З.Фрейд. Его выводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.7

Понятие личности является частным случаем проявления холистического (целостного) принципа, согласно которому психические функции не могут «существовать изолированно от общего целого, от той организации, раскрытие законов которой имеет решающее значение». В этом смысле личность представляет собой высшую форму психической целостности.

 

1.2 Личность, индивид, индивидуальность

 

Человек на свет рождается  уже человеком. У человеческого  зародыша в генах заложены природные  предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств, что фиксируется в понятии  индивид.

В понятии индивид  воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появившись на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, т.е. индивидуальность, включенную в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Информация о работе Проблемы личности в психологии