Проблемы личности в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение соотношения понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность», а также взаимозависимости индивидуальных особенностей личности и воспитания.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические проблемы соотношения понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»
1.1 «Личность» как понятие
1.2 Личность, индивид, индивидуальность
1.3 Структура личности
1.4 Роль темперамента в индивидуальных проявлениях личности
2 Индивидуальные особенности личности воспитание
2.1 Индивидуальные особенности личности и воспитание дошкольников
2.2 Индивидуальные особенности личности ребенка и воспитание в период школьного детства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Личность.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Личность в психологии обозначается как системное —  социальное качество, приобретаемое  индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее  меру представленности общественных отношений  в индивиде.

Понятие личность нуждается  в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. Индивид обладает вполне чувственными, т.е. доступными восприятию с помощью органов чувств свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д.

Воплощать в себе систему  социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения  со взрослыми, выступает первоначально  как объект их активности, но, овладевая  составом той деятельности, которую  они ему предлагают как ведущую для его развития, например, обучаясь, становится, в свою очередь, субъектом этих взаимоотношений.

Общественные отношения  не суть нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона, аспект личности, являющейся социальным качеством индивида, благодаря его активной деятельной природе.

Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как  личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект.

Единство, но не тождественность  понятий «индивид» и «личность» предполагает необходимость ответить на возможный вопрос: может ли быть указан факт существования индивида, который не являлся бы личностью, или же личности, которая бы существовала вне и без индивида как ее конкретного носителя. Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то, впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых, как было сказано, имеет всегда общественно-исторический характер. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он располагает только природными предпосылками для ее появления в том случае, если окружающим людям удастся вовлечь его в совместную деятельность и общение. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи.8

Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются  содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются  в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Межличностные связи, формирующие  личность, внешне выступают в форме  общения, или субъект-субъектного  отношения, существующего наряду с  субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому опосредствуется объектом деятельности (мы читаем книги, которые кто-то написал).

Все сказанное позволяет  понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы социальных отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие  от других людей.

Индивидуальность проявляется  в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, а также в качествах познавательных процессов. Кроме того, она проявляется в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Личность и индивидуальность образуют единство, но не тождество. Способность  очень быстро — в уме складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности  человека — все это выступает, как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности. Потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами.

Человек — существо социальное. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается единство двух противоположных процессов — социализации и индивидуализации.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных  социальных институтах, так и в  различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодежные организации и объединения. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер.

Таким образом, социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации человека, становления его как личность, не только субъективно усваивается, но и активно.

 

1.3 Структура личности

 

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования. Существуют различные подходы к определению структуры личности. Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности:

1) направленность (Чего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится?)

- проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения;

2) знания, умения, навыки  (Что человек может?)

- приобретаются в процессе  жизни и познавательной деятельности;

3) индивидуально – типологические особенности (Что он есть… что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности?)

- проявляются в темпераменте, характере, способностях.

Наиболее обособленную и развернутую структуру личности предложил К.К. Платонов. В структуре личности выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры. Особенностями отдельных свойств этих четырех подструктур, однако, не исчерпываются индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Являясь подструктурами наложенными, выделяющимися из общей структуры личности, характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.

Таблица 1 - Основные подструктуры как уровни личности10  

под-

струк

туры

Название подструктуры

Элементы, входящие в 

подструктуры

Соотношение социального 

и биологического

Специфичес-кие виды формирова-ния  подструктур

1

Направленность личности

Убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения

Биологического

очень мало

Воспитание

2

Опыт личности

Умения, навыки,

Знания, привычки

Значительно больше социального

Обучение

3

Особенности

Психических

процессов

Воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции, память

Чаще больше социального, однако, заметно влияние биологического и даже генетически обуслов-ленных свойств личности

Упражнение

4

Биопсихические свойства

Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства

Социального

очень мало

Тренировка


 

 

Ведущим компонентом  структуры личности является направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий, характеризуется доминирующими потребностями, интересами; склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением. Направленность – это система побуждений (совокупность устойчивых мотивов), определяющая избирательность отношений и активности человека.

Итак, в  личности  выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры: самосознание; направленность  личности; темперамент и характер; психические процессы и состояния; способности и задатки; психический опыт  личности.

 

1.4 Роль темперамента  в индивидуальных проявлениях  личности

 

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1.Общая активность  психической деятельности и поведения  человека выражается в различной  степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние  активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности, говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность  выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.11

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический, меланхолический.

Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над  торможением, вследствие чего он реагирует  очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все валится из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник — человек  с сильной, уравновешенной, подвижной  нервной системой, обладает быстрой  реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует  высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной  системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик — человек  с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Информация о работе Проблемы личности в психологии