Проблемы, основные понятия, виды и причины возникновения страхов у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Проблема страхов у дошкольников достаточно актуальна в настоящее время, но она недостаточно решаема в практике детских садов. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют зачастую временный характер.

Содержание работы

Введение.
1. Проблемы, основные понятия, виды и причины возникновения страхов.
2. Подходы к исследованию и развитию страхов.
3. Динамика страхов у детей.
4. Коррекция страхов.
5. Эмоциональное неблагополучие детей.
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

Проблемы, основные понятия виды и причины возникновения страхов у детей раннего возраста.docx

— 59.01 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение.

  1. Проблемы, основные понятия, виды  и причины возникновения страхов.
  2. Подходы к исследованию и развитию страхов.
  3. Динамика страхов у детей.
  4. Коррекция страхов.
  5. Эмоциональное неблагополучие детей.

Заключение.

Библиография.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Страх является наиболее опасной  из всех эмоций. Проблема страхов у  дошкольников достаточно актуальна  в настоящее время, но она недостаточно решаема в практике детских садов. Подавляющее большинство страхов  в той или иной степени обусловлены  возрастными особенностями и  имеют зачастую временный характер.

Большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных  психологов и психотерапевтов, которые  отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью  и тревожностью.

Ребёнку двадцать первого  века приходиться бороться с такими страхами, каких не испытывали его  сверстники двадцатого века. Их вызывают, в частности, ежедневные сообщения  в средствах массовой информации о войнах, террористических актах, катастрофах  и различных преступлениях, а  также сюжеты фильмов ужасов, персонажи  компьютерных игр, многочисленные сцены  насилия и убийства в художественных фильмах.

Исследование детских  страхов, как в отечественной, так  и в зарубежной литературе, обусловлено  пониманием того, насколько сильно эмоциональные состояние у детей  влияют на нормальное протекание психических  процессов и развитие личности ребёнка. А.И. Захаров одним из первых в  отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения  и развития дневных и ночных страхов. Теме страхов посвящены теоретические исследования известных отечественных и зарубежных психологов В. В. Столина, Дж. Ман, Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, Ю. В. Щербатых. Проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста находит отражение в работах А. И. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей», «Как помочь нашим детям избавиться от страха», А.М. Прихожан «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика».

Некоторые детские страхи в той или иной степени обусловлены  возрастными особенностями и  имеют временный характер. Однако, те детские страхи, которые сохраняются  длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности  малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье  и в целом являются признаком  неблагополучия в психической жизни  ребенка. К сожалению, в большинстве  случаев страхи возникают по вине самих родителей, и задача педагогов – предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

 

1. Проблемы, основные  понятия, виды  и причины возникновения  страхов.

Беспокойство, тревога, страх  – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости  от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича».

Известный физиолог И. П. Павлов считал страх проявлением естественного  рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших  полушарий. Страх основан на инстинкте  самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными  изменениями нервной высшей деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В  самом общем виде эмоция страха возникает  в ответ на действие угрожающего  стимула. Существует 2 угрозы, имеющие  универсальный и одновременно фатальный  в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних  выражений страх всегда подразумевает  переживание какой-либо реальной и  воображаемой опасности.

Страх - эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Захаров А.И. предлагает следующую типологию страхов:

Конкретные страхи – эмоции, возникающие в ситуации, когда опасность связывается с конкретными предметами, существами или явлениями окружающей действительности.

Символические страхи – переживание состояния или ситуации угрозы безотносительно к предмету; угрозу представляют неопределенности или фантазии.

Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.

Гораздо более распространены внушённые детские страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.

В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не  ходи – упадёшь», «Не бери – обожжёшься», «Не гладь – укусит». Ребёнку  пока ещё не ясно, чем ему всё  это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у  него возникает реакция страха. Страх  закрепился и распространился на исходные ситуации.

К числу внешних можно  отнести также и страхи, которые  возникают у излишне тревожных  родителей. Разговоры при ребёнке  о смерти, болезнях, пожарах, убийствах  отражаются на его психике, калечат  её. Всё это даёт основание говорить об условно - рефлекторном характере  страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке  или шуме, т.к. последний когда - то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось  в памяти в виде определённого  эмоционального следа и теперь непроизвольно  ассоциируется с любым внезапным  звуковым воздействием.

Страхи бывают возрастные и невротические.

Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребёнком; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а так же многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуга; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей. Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Очень чувствительны дети к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число этих страхов выше, чем когда отношения хорошие. Как мальчики, так и девочки в возрасте 5 - 6 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей. Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию увеличиваться с возрастом.

Число страхов у детей значительно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимают их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся интеллектуализировать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям.

В результате у детей возникает  страх не соответствовать требованиям  родителей. Возраст родителей также  имеет немаловажное значение для  возникновения беспокойства детей. У молодых жизнерадостных родителей, дети менее склонны к проявлениям  беспокойства и тревоги. У «пожилых»  родителей (30 –35 лет) дети более беспокойны. Впитывая, как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, приводящего их иной раз к неуверенности  в себе.

Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов.

Невротические страхи могут  быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще всего боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в  отношениях с родителями дети, чьё  представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или  конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви.

Ребёнок с первых лет жизни  боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные  персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут  жить вечно. У маленьких детей  всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга  – это живое существо, обитающее  где-то рядом. Только постепенно у детей  складывается объективизированный  характер представлений, когда они  учатся различать свои ощущения, справляться  со своими чувствами. Дети в своём  развитии испытывают ряд страхов.

Старший дошкольный возраст  это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько  эмоциональным, сколько когнитивным  развитием - возросшим пониманием опасности. Центральное место занимает страх  смерти. Увеличивается в старшем  дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей. Максимально представлен страх  животных, из сказочных - Змея Горыныча. Из других типичных для этого возраста страхов следует отметить страх  глубины. Нарастает в старшем  дошкольном возрасте, сохраняясь на высоком  уровне в дальнейшем, страх пожара, страх нападения, страх войны.

Следует сказать о триаде страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. В таком случае ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. Беспокойство может проявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов. Здесь многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований. Большое число страхов понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение со сверстниками.

 

2. Подходы к  исследованию и развитию страхов.

В зарубежной психологии проблема страхов и тревожности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков (В. Амен, К.Е. Изард, М. Раттер, Й. Раншбург, В.С. Ротенберг, Ч.Д. Спилбергер, Дж. Тейлор, А. Фрейд и З. Фрейд, Х. Хекхаузен, Б. Шелби, Г. Эберлейн, Э. Эриксон, К.Г. Юнг). Многие зарубежные психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой возникновения страхов у детей, пытаются разрабатывать техники их устранения и предупреждения.

Следует отметить, что в  России тема "детских страхов" долгое время была закрыта, так как  рассматривалась зарубежом преимущественно  с психоаналитической точки зрения, и поэтому не получила должной  разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас немногочисленны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. Имеющиеся в отечественной литературе исследования В.А. Ананьева, Л.С. Акопян, В.М. Астапова, Г.М. Бреслав, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Б.Д. Карвасарского, В.Р. Кисловской, В.В. Ковалева, Е.Б. Ковалевой, Б.И. Кочубей, В.В. Лебединского, В.Л. Леви, Ю.М. Миланич, В.М. Минаевой, Е.В. Новиковой, Р.В. Овчаровой, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковской, О.В. Талипиной, Г.А. Урунтаевой, Ю.Л. Ханина, М.И. Чистяковой, И.Г. Швец, посвященные проблеме возрастных страхов и детской тревожности, представляют для нас особый интерес.

В психологическом словаре  А.В. Петровского (1990) понятию "страх" дается следующее определение - это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В словаре В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова (1996) страх называют отрицательной эмоцией, возникающей в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищающим его ценностям. В современных исследованиях А.И. Захарова (1982, 1986, 2004) и А.М. Прихожан (1997, 1998, 2000) страх понимается как аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни, самочувствия и благополучия.

С психоаналитической точки зрения страх - это аффективное состояние ожидание какой-либо опасности. По мнению А. Фрейд и З. Фрейда, ощущение страха носит характер неудовольствия и часто является результатом неудовлетворенных желаний и потребностей. Эриксон Э. определяет страх как состояние опасения, сосредоточенное на изолированной угрозе. Раншбург Й. называет страх эмоциональным состоянием, которое появляется перед определенным событием и как бы предвещает наступающее фиаско. Иными словами, ребенок ощущает страх тогда, когда он не верит в успех своей попытки избежать опасности.

Информация о работе Проблемы, основные понятия, виды и причины возникновения страхов у детей раннего возраста