Проблемы, основные понятия, виды и причины возникновения страхов у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Проблема страхов у дошкольников достаточно актуальна в настоящее время, но она недостаточно решаема в практике детских садов. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют зачастую временный характер.

Содержание работы

Введение.
1. Проблемы, основные понятия, виды и причины возникновения страхов.
2. Подходы к исследованию и развитию страхов.
3. Динамика страхов у детей.
4. Коррекция страхов.
5. Эмоциональное неблагополучие детей.
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

Проблемы, основные понятия виды и причины возникновения страхов у детей раннего возраста.docx

— 59.01 Кб (Скачать файл)

Известно, что боязнь темноты  — один из наиболее распространенных детских страхов. Он часто связан со страхом неизвестности. Дети считают, что взрослые обманывают их, когда  говорят, что на самом деле в темной комнате ничего страшного нет. Просто чудовища прячутся, когда кто-то входит и зажигает свет.

Так, игра с темнотой, когда  ребенок забегает на секунду в  темную комнату и возвращается в  освещенное помещение, представляет собой  переход от состояния опасности  к состоянию безопасности.

Страх темноты и одиночества  хорошо корректируется с помощью  игры “Прогулка вслепую”. Один ребенок  закрывает глаза, а другой служит проводником.

Деятельная терапия.

Замена ничегонеделанья  деятельностью – общая оздоровительная  процедура для психики, значение ее велико как для помощи детям, так  и взрослым, она применяется при  лечении даже психически больных  людей.

Куклотерапия.

Этот метод основан  на процессах идентификации ребенка  со смелым героем мультфильма или  сказки. Ребенок идентифицируется в  процессе прослушивания сказки или  просмотра мультфильма с героем, которому ребенок симпатизирует.

В процессе рассказа или  демонстрации “страшной истории” не надо все время успокаивать  ребенка, прерывая тем естественное течение переживаний. Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила ребенка  и он сочувствовал бы основному герою (идентифицировался с ним). По мере разворачивания сюжета эмоциональное  напряжение ребенка должно возрастать (для этого сюжет надо построить  по “нарастающей”, с разрешением  проблемы в конце), а достигнув  максимума, смениться бурными эмоциональными реакциями (смехом, плачем и пр.) и  снятием напряжения. После завершения “спектакля” ребенок почувствует  облегчение и, скорее всего, полностью  освободится от страха.

Важно, чтобы в рассказе было начало, кульминация (когда герою  что-либо угрожает) и развязка (герой  побеждает).

Для преодоления страха уколов, боли, врачей используется игра “Больница”. Ребенку предлагают точно воспроизвести  все врачебные процедуры, сыграть  роли врача и больного. Повторное  переживание страха в игре приводит к ослаблению его травмирующего  воздействия.

Другие приемы.

       Анатомирование страха.

Ребенку объясняется, что  собой представляет пугающий его  предмет, как он устроен, “откуда  берется”, устраняет “пробелы”  в восприятии ребенка, которые обычно заполнялись приписыванием этому  предмету опасных, страшных качеств. Здесь  коррекционная работа проводится не с самим страхом, а с личностными  отношениями ребенка и причинами, их породившими, и в случае успеха страх исчезнет сам.

Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностными  отношениями ребенка и породившими  их причинами. Объяснение “анатомии” пугающего объекта позволяет  осознать ранее непонятные, опасные  свойства, которые вызывали эмоцию страха. Так, освещая ночью темную комнату фонариком, можно показать ребенку, что кажущиеся страшными  предметы (одежда на вешалках, очертания  шкафа и др.) на самом деле известны и привычны днем.

        Манипулирование предметом страха.

Для этого ребенку можно  купить игрушечную собачку или нарисовать и вырезать из картона. Способность  управлять пугающим предметом, держать  его в руках поможет ребенку  приобрести чувство превосходства, властвования над ним. Если ребенок  захочет выполнить  агрессивные действия с этим предметом (порвать, скрутить и пр.), то не следует его останавливать, но если эти агрессивные действия доведут ребенка до истерики, а не закончатся (как должно быть) катарсисом и расслаблением, то это будет свидетельствовать о каких-то очень сложных нарушениях, не поддающихся такой простой коррекции.

       Штриховка, стирание и рисование.

Эти методы являются связанными с предыдущими и также направлены на формирование у ребенка ощущения силы и превосходства над предметом  страха. Эффективным может оказаться  такой прием – попросить ребенка  нарисовать то, чего он боится, и рядом  себя. Ребенка следует “подтолкнуть”, спровоцировать – если он сам так  не сделает – нарисовать  себя более крупным планом или как-либо защищенным по отношению к пугающему предмету.

В процессе рисования происходит “оживление” чувства страха, но вместе с тем и осознание условного  характера его изображения. Объект страха сознательно подвергается манипуляции  и творчески преобразуется. В  последующих заданиях учитель (родители, другой доброжелательно настроенный  человек) предлагает нарисовать так, чтобы  было видно, что ребенок не боится. Отсутствие на рисунке изображения  автора свидетельствует об исключительной интенсивности и возможном навязчивом характере страха, а изображение  себя в активной роли — о преодолении  этого состояния. Постепенно появляется вера в свои силы и возможности. В заключение полезно рисование по теме: “Чего я уже не боюсь”.

Методика “рисования страхов” А.И. Захарова.

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а  наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё  это снимает аффективно-травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Самым необходимым условием для  устранения страхов у детей являются следующие: понимание чувств и желаний, внутреннего мира ребенка, положительный  пример родителей, самокритичное признание  своих недостатков и их преодоление, гибкость и непосредственность в  отношениях с ребенком, уменьшение тревожности и строгости, а самое  главное – любовь, проявление нежности, заботы, участия и понимание ребенка  таким, какой он есть.

Но если эти условия  не выполняются, то в работу по устранению страхов включается психолог, хотя методика рисования страхов может  проводиться и родителями. Рисование  – это творческий акт, позволяющий  детям свободно выражать свои чувства, мысли, переживания и надежды. Рисуя, ребенок перестраивает свои отношения  в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими  образами. В большей степени это  относится к страхам, порожденным  воображением, типа страха заболеть, нападения, транспорта, стихии, сказочных персонажей. При страхах абстрактного характера  результаты хуже, особенно при страхах  смерти родителей и страхах, возникающих  при засыпании. Рисовать можно карандашами, фломастерами, карандашами. Испытуемые рисовали фломастерами и карандашами.

Психолог обязательно  должен быть доброжелательно настроен. Перед рисованием целесообразно  предложить игру в качестве психологической  разминки. Реквизит для игры разнообразный: это куклы, маски животных, кукольный  театр, машины и так далее. Отношение  к ним ребенка позволит убедиться  в существовании страхов. После  установления контакта и уточнения  отдельных страхов можно перейти  к беседе, цель которой – выявить  страхи. Самые надежные результаты получается в тех случаях, когда  опрос проводится во время спокойной  игры или какого-либо привычного занятия. Далее ребенку предлагается нарисовать свои страхи и показать их через 7-10 дней. Рисовать дети должны самостоятельно, без помощи взрослых. Когда дается задание, лучше всего сказать, что  рисование страхов поможет их преодолеть и что неважно, как  они будут изображены, главное  – нарисовать их все, каждый на отдельном  листе. Весьма непросто начать рисовать страхи. Решиться рисовать – это  значит непосредственно столкнуться  со страхом. Проявляющийся при рисовании  интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее сосредоточением  и творческим удовлетворением от выполненного задания.

Обсуждению рисунков (на встрече) снова предшествует игра. В  отличие от первой встречи игра носит  более подвижный характер. После  нее начинается обсуждение рисунков. Ребенок рассказывает о том, что  изображено на рисунке, то есть выражает свой страх словами. После просмотра  рисунков следует замечание: “А теперь ты боишься, или нет?”. После окончания  обсуждения рисунков называются те страхи, в отношении которых был достигнут  положительный эффект. А дальше надо сказать ребенку, что рисунки  с его бывшими страхами будут  отныне “находиться” в ящике стола  или в шкафу и навсегда там  “закрыты”.

После обсуждения снова предлагается игра, в которой взрослый принимает  активное участие. Она имеет подвижный  характер и строится так, чтобы ребенок  обязательно мог выиграть.

Рисунки, на которых изображены еще оставшиеся страхи, отдаются обратно  со словами: “А теперь ты нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься”. Изображение себя на рисунках активными  говорит о преодолении страха. Показать рисунки предлагается через 7-10 дней. На третьей встрече предлагается самостоятельная игра с предметами, которые отражали бы прежние страхи, маски, куклы. Ненавязчиво предлагается с ними поиграть, что позволяет  закрепить достигнутый результат. После игры проводится обсуждение задания. Непосредственно перед просмотром новых рисунков вместе со старыми  дается совет: “Если ты перестал бояться  того или иного страха, изображенного  на твоем рисунке, то скажи, что перестал, если нет, то скажи, что боюсь”. За обсуждением  следует игра.

Привыкание или  десенсибилизация.

Этот термин означает уменьшение чувствительности по отношению к  пугающему объекту, вследствие привыкания к нему. Это происходит в результате узнавания ребенком того, что из себя представляет объект страха, а  также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого  к страшному объекту. Этот метод  тоже рассчитан не на “глубинные”  нарушения эмоциональной сферы  личности.

Вербализация  страха.

Как известно, “страшилки”  различного содержания — один из видов  своеобразного детского фольклора 

Сочиняя и рассказывая  “страшилку”, ребенок самостоятельно моделирует эмоциональное преодоление  своих страхов. Вербализация страхов  вызывает чувственный ответ, эмоциональное  переключение, которое выступает  в роли психологической защиты. В  коррекции страхов эффективна сказкотерапия  — самостоятельная психотерапевтическая методика

Таким образом, в коррекции  страхов у детей дошкольного  возраста в зарубежной и отечественной  психологии существуют различные теоретические  направления и практические подходы.

 

5. Эмоциональное неблагополучие детей.

Под эмоциональным неблагополучием  понимается отрицательное эмоциональное  самочувствие ребёнка, которое может  возникать в разных случаях, например при переживании неуспеха каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях  соревнования, иногда при отвращении к определённой пище или в ситуациях  жёсткой регламентации жизни  в детском саду. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные  эмоциональные переживания наблюдаются  при неудовлетворённости ребёнка  отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Острота и длительность этих переживаний  свидетельствуют об особой значимости для ребёнка - дошкольника благополучных  взаимоотношений со сверстниками.

Неудовлетворённость ребёнка  взаимоотношениями с окружающими  выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорблённого  самолюбия. В одних случаях они  могут проявляться ярко и непосредственно - в речи, мимике, позе, движениях. Но могут проявиться иначе: в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. В таких  случаях мотивы и эмоции ребёнка, побуждающие ребёнка поступать  определённым образом, не всегда легко  выявить, и это может стать  причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей.

Очень важно поддерживать положительные эмоциональные состояния  детей и близкие детям занятия  и игры, в которых эти состояния  укрепляются.

Взрослый должен заботиться об устранении угнетающих эмоций, влияющих на вообще все отправления организма. Не только крик и оцепенение ребёнка  от испуга являются вредными для его  физического и умственного развития, но даже продолжительный плач отражается неблагоприятно как на питании, так  на его психическом развитии.

Социальное развитие маленьких  детей по - настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте с  взрослым. От качества общения зависят  полноценное развитие ребёнка и  его положительное эмоциональное  самочувствие среди близких в  семье. В свою очередь это оказывает  влияние на развитие положительных  взаимоотношений со сверстниками.

Лишение ребёнка любви  и участия взрослого, содержательного  общения с ним при разного  рода трагических обстоятельствах  приводит к заторможенности эмоциональной  сферы, а вследствие этого и к  задержке психического развития ребёнка, к потере интереса к окружающей жизни. Такие упущения невосполнимы даже в  более позднее время.

Известно, как неопределённы, изменчивы эмоциональные проявления маленьких детей, как непосредственны  и импульсивны их эмоциональные  реакции, кратковременны их переживания. Наблюдения за поведением детей в  раннем детстве позволяют подметить  некоторую устойчивость отдельных  эмоциональных проявлений. Так, свойственное ребёнку переживание радости  закрепляется при определённых условиях и превращается в черту характера - в жизнерадостность; повышенная возбудимость нервной системы, раздражительность  может привести к образованию  такой черты характера, как вспыльчивость, которая при недостаточной коррекции  в детстве становится большой  помехой в общении с людьми.

При благоприятных условиях развития устойчивые отрицательные  эмоциональные состояния нехарактерны для маленьких детей. При неблагоприятных - у ребёнка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния, и развивается негативное эмоциональное  отношение к определённым сторонам жизни или к людям. С одной  стороны, это способствует повышенной заболеваемости в детских садах  простудными и другими заболеваниями, в том числе неврозами; с другой стороны, приводит к развитию у ребёнка  нежелательных черт характера (мнительность, тревожность, трусливость и т.п.). По свидетельству врачей и психологов, чаще всего к закреплению отрицательных  эмоциональных состояний приводит разрушение социальных связей ребёнка  с окружающими людьми или приобретение этими связями уродливых, искажённых форм. Повышенная заболеваемость детей  в детском саду зависит не столько  от различных инфекций, сколько от неблагоприятного для ребёнка психологического климата, вызывающего тяжёлые переживания. При этом разрушения, наносимые здоровью различными причинами, тем опаснее, чем моложе ребёнок. В этих случаях  дети реагируют общими соматическими  расстройствами: потерей веса, рвотой, ночным недержанием мочи т.д. В ряде случаев у детей могут быть расстройства вегетативной нервной  системы, истерические реакции, ночные страхи и пр.

Информация о работе Проблемы, основные понятия, виды и причины возникновения страхов у детей раннего возраста