Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Проблема страхов у дошкольников достаточно актуальна в настоящее время, но она недостаточно решаема в практике детских садов. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют зачастую временный характер.
Введение.
1. Проблемы, основные понятия, виды и причины возникновения страхов.
2. Подходы к исследованию и развитию страхов.
3. Динамика страхов у детей.
4. Коррекция страхов.
5. Эмоциональное неблагополучие детей.
Заключение.
Библиография.
Известно, что боязнь темноты — один из наиболее распространенных детских страхов. Он часто связан со страхом неизвестности. Дети считают, что взрослые обманывают их, когда говорят, что на самом деле в темной комнате ничего страшного нет. Просто чудовища прячутся, когда кто-то входит и зажигает свет.
Так, игра с темнотой, когда ребенок забегает на секунду в темную комнату и возвращается в освещенное помещение, представляет собой переход от состояния опасности к состоянию безопасности.
Страх темноты и одиночества хорошо корректируется с помощью игры “Прогулка вслепую”. Один ребенок закрывает глаза, а другой служит проводником.
Деятельная терапия.
Замена ничегонеделанья
деятельностью – общая
Куклотерапия.
Этот метод основан
на процессах идентификации
В процессе рассказа или
демонстрации “страшной истории”
не надо все время успокаивать
ребенка, прерывая тем естественное
течение переживаний. Необходимо добиться
того, чтобы сказка захватила ребенка
и он сочувствовал бы основному герою
(идентифицировался с ним). По мере
разворачивания сюжета эмоциональное
напряжение ребенка должно возрастать
(для этого сюжет надо построить
по “нарастающей”, с разрешением
проблемы в конце), а достигнув
максимума, смениться бурными
Важно, чтобы в рассказе было начало, кульминация (когда герою что-либо угрожает) и развязка (герой побеждает).
Для преодоления страха уколов, боли, врачей используется игра “Больница”. Ребенку предлагают точно воспроизвести все врачебные процедуры, сыграть роли врача и больного. Повторное переживание страха в игре приводит к ослаблению его травмирующего воздействия.
Другие приемы.
Анатомирование страха.
Ребенку объясняется, что
собой представляет пугающий его
предмет, как он устроен, “откуда
берется”, устраняет “пробелы”
в восприятии ребенка, которые обычно
заполнялись приписыванием
Коррекционная работа проводится
не со страхом, а с личностными
отношениями ребенка и
Манипулирование предметом страха.
Для этого ребенку можно купить игрушечную собачку или нарисовать и вырезать из картона. Способность управлять пугающим предметом, держать его в руках поможет ребенку приобрести чувство превосходства, властвования над ним. Если ребенок захочет выполнить агрессивные действия с этим предметом (порвать, скрутить и пр.), то не следует его останавливать, но если эти агрессивные действия доведут ребенка до истерики, а не закончатся (как должно быть) катарсисом и расслаблением, то это будет свидетельствовать о каких-то очень сложных нарушениях, не поддающихся такой простой коррекции.
Штриховка, стирание и рисование.
Эти методы являются связанными
с предыдущими и также
В процессе рисования происходит
“оживление” чувства страха, но
вместе с тем и осознание условного
характера его изображения. Объект
страха сознательно подвергается манипуляции
и творчески преобразуется. В
последующих заданиях учитель (родители,
другой доброжелательно настроенный
человек) предлагает нарисовать так, чтобы
было видно, что ребенок не боится.
Отсутствие на рисунке изображения
автора свидетельствует об исключительной
интенсивности и возможном
Методика “рисования страхов” А.И. Захарова.
Рисование страхов детьми
не приводит к его усилению, а
наоборот, снижает напряжение от тревожного
ожидания его реакции. В рисунках
страх уже во многом реализован,
как нечто уже происшедшее, фактически
случившееся; остаётся меньше недоказанного,
неясного, неопределённого. Вместе всё
это снимает аффективно-
Но если эти условия
не выполняются, то в работу по устранению
страхов включается психолог, хотя
методика рисования страхов может
проводиться и родителями. Рисование
– это творческий акт, позволяющий
детям свободно выражать свои чувства,
мысли, переживания и надежды. Рисуя,
ребенок перестраивает свои отношения
в различных ситуациях и
Психолог обязательно
должен быть доброжелательно настроен.
Перед рисованием целесообразно
предложить игру в качестве психологической
разминки. Реквизит для игры разнообразный:
это куклы, маски животных, кукольный
театр, машины и так далее. Отношение
к ним ребенка позволит убедиться
в существовании страхов. После
установления контакта и уточнения
отдельных страхов можно
Обсуждению рисунков (на
встрече) снова предшествует игра. В
отличие от первой встречи игра носит
более подвижный характер. После
нее начинается обсуждение рисунков.
Ребенок рассказывает о том, что
изображено на рисунке, то есть выражает
свой страх словами. После просмотра
рисунков следует замечание: “А теперь
ты боишься, или нет?”. После окончания
обсуждения рисунков называются те страхи,
в отношении которых был
После обсуждения снова предлагается игра, в которой взрослый принимает активное участие. Она имеет подвижный характер и строится так, чтобы ребенок обязательно мог выиграть.
Рисунки, на которых изображены
еще оставшиеся страхи, отдаются обратно
со словами: “А теперь ты нарисуй так,
чтобы было видно, что ты не боишься”.
Изображение себя на рисунках активными
говорит о преодолении страха.
Показать рисунки предлагается через
7-10 дней. На третьей встрече предлагается
самостоятельная игра с предметами,
которые отражали бы прежние страхи,
маски, куклы. Ненавязчиво предлагается
с ними поиграть, что позволяет
закрепить достигнутый
Привыкание или десенсибилизация.
Этот термин означает уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту, вследствие привыкания к нему. Это происходит в результате узнавания ребенком того, что из себя представляет объект страха, а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному объекту. Этот метод тоже рассчитан не на “глубинные” нарушения эмоциональной сферы личности.
Вербализация страха.
Как известно, “страшилки” различного содержания — один из видов своеобразного детского фольклора
Сочиняя и рассказывая
“страшилку”, ребенок самостоятельно
моделирует эмоциональное преодоление
своих страхов. Вербализация страхов
вызывает чувственный ответ, эмоциональное
переключение, которое выступает
в роли психологической защиты. В
коррекции страхов эффективна сказкотерапия
— самостоятельная
Таким образом, в коррекции страхов у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии существуют различные теоретические направления и практические подходы.
5. Эмоциональное неблагополучие детей.
Под эмоциональным неблагополучием
понимается отрицательное эмоциональное
самочувствие ребёнка, которое может
возникать в разных случаях, например
при переживании неуспеха каком-либо
виде деятельности, особенно в ситуациях
соревнования, иногда при отвращении
к определённой пище или в ситуациях
жёсткой регламентации жизни
в детском саду. Однако наиболее
острые и устойчивые отрицательные
эмоциональные переживания
Неудовлетворённость ребёнка
взаимоотношениями с
Очень важно поддерживать
положительные эмоциональные
Взрослый должен заботиться
об устранении угнетающих эмоций, влияющих
на вообще все отправления организма.
Не только крик и оцепенение ребёнка
от испуга являются вредными для его
физического и умственного
Социальное развитие маленьких
детей по - настоящему может осуществляться
лишь в эмоциональном контакте с
взрослым. От качества общения зависят
полноценное развитие ребёнка и
его положительное
Лишение ребёнка любви
и участия взрослого, содержательного
общения с ним при разного
рода трагических обстоятельствах
приводит к заторможенности
Известно, как неопределённы,
изменчивы эмоциональные
При благоприятных условиях
развития устойчивые отрицательные
эмоциональные состояния