Проблемы, основные понятия, виды и причины возникновения страхов у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Проблема страхов у дошкольников достаточно актуальна в настоящее время, но она недостаточно решаема в практике детских садов. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют зачастую временный характер.

Содержание работы

Введение.
1. Проблемы, основные понятия, виды и причины возникновения страхов.
2. Подходы к исследованию и развитию страхов.
3. Динамика страхов у детей.
4. Коррекция страхов.
5. Эмоциональное неблагополучие детей.
Заключение.
Библиография.

Файлы: 1 файл

Проблемы, основные понятия виды и причины возникновения страхов у детей раннего возраста.docx

— 59.01 Кб (Скачать файл)

Особенно страдают дети, перенесшие какое - либо заболевание, которое  ослабило организм. Именно это слабое место первым реагирует на разрушения, наносимые извне, а в дальнейшем реакция закрепляется по типу образования условных рефлексов.

Дезорганизующую роль в жизни  и деятельности маленьких детей  выполняют затянувшиеся отрицательные  эмоциональные состояния. Закрепившись, они начинают регулировать психическую  деятельность и поведение ребёнка  нежелательным образом: приводят к  отрицательным представлениям о  детях в группе, к отрицанию  преимущества совместной игры, недоверию, равнодушию. В более позднем возрасте это может привести к формированию негативной жизненной позиции, а  в отдельных случаях - к задержке общего психического развития ребёнка.

Особо неблагоприятным может  оказаться развитие детей с устойчивыми  отрицательными переживаниями. Ребёнок, неудовлетворённый положением в  саду, чувствующий себя несправедливо  обойдённым, несчастным, не любимым  детьми, забытым родителями в саду и т.п., ведёт себя не так, как все  дети. Его активность зачастую бывает подавлена или получает неправильное развитие. Отрицательные эмоциональные  состояния мешают полноценному и  свободному развитию личности. А без  свободы нет настоящего нравственного  развития. Для выбора эффективных  средств воздействия можно условно  разделить эмоциональные нарушения  на две основные группы. В основе этого деления лежат те сферы  жизни ребёнка, в которых, прежде всего, проявляется эмоциональное  неблагополучие. С одной стороны, оно может проявляться во взаимоотношениях ребёнка с другими людьми; с  другой - в особенностях внутреннего  мира ребёнка, в сложности его  переживаний т.д.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в  общении с другими людьми, может  приводить к двум типам поведения.

Первая группа - это дети неуравновешенные, быстро возбудимые. Безудержность эмоций часто бывает причиной дезорганизации их деятельности. При возникновении конфликтов в  различных ситуациях взаимодействия со сверстниками эмоции возбудимых детей  получают разрядку в бурных аффектных  проявлениях: вспышках гнева, громком  плаче, отчаянной обиде. Эмоциональное  неблагополучие этих детей ситуативно и не приводит к образованию устойчивой негативной позиции. В целом у  них преобладает благожелательное отношение к сверстникам, стремление к совместной игре. Эти дети отходчивы, склонны прощать обиды и не придавать значения ссорам.

Вторая группа - дети преимущественно  легко "тормозимые", с устойчивым негативным отношением к общению. Как  правило, обида, недовольство, неприязнь  надолго задерживаются в их памяти, но в проявлении негативных эмоций эта группа детей более сдержанна, чем первая.

Дети второй группы избегают общения. Может показаться, что они  равнодушны к окружающим, однако наблюдения за ними показывают, как пристально, правда издалека, следят они за событиями  в группе и за отношениями воспитателей и детей.

Эмоциональное неблагополучие этих детей сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворённостью отношением к ним воспитателя  или детей, недовольством детьми, которым они отказывают в достоинствах.

Основной чертой детей  третьей группы являются их многочисленные страхи.

Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как ведущего проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребёнка.

При нормальном эмоциональном  развитии страх бывает связан с какими - либо пугающими предметами, животными, иногда с неопределённостью ситуации. Дети могут испытывать страх с  шести - восьмимесячного возраста, когда  начинают отличать знакомые лица от незнакомых; позже у многих детей обнаруживается боязнь темноты; на некоторых ошеломляюще  действуют громкие звуки. Взрослому  подчас трудно понять, почему тот или  иной предмет, та или иная ситуация вызывает страх ребёнка.

С этими особенностями  необходимо считаться, а всего, что  пугает ребёнка и остаётся пока необъяснимым для него, нужно избегать. Вне  этих ситуаций страх всё же не мешает нормальному ходу жизни ребёнка.

Иначе обстоит дело у детей  с эмоциональными трудностями. Их страх, вначале не связан с какими - либо предметами и проявляется в форме  тревоги, беспредметного, беспричинного  страха. Если пугливый ребёнок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым образом. Тревога произвольно "метит" предметы или ситуации, фиксируется на них, и именно их впоследствии ребёнок  начинает бояться.

Страх - плохой советчик, особенно маленькому ребёнку: он может помешать ему правильно оценить ситуацию сказки, посочувствовать её персонажу, прийти на помощь сверстнику в подвижной  игре или при реальной необходимости. Поэтому чрезмерная пугливость детей, излишняя впечатлительность требуют  повышенного внимания взрослых, умения отличать страхи нормальных детей от страхов пугливых детей с эмоциональным  неблагополучием; применения специальных  воспитательных воздействий, а иногда, по необходимости, и вмешательства  детского психотерапевта.

Таким образом, своеобразие  в развитии эмоциональной сферы  детей зависит от сочетания многих факторов, один из которых оказываются  ведущими, а другие второстепенными. Но не следует возводить непроходимую стену между этими двумя названными сферами жизни ребёнка: затруднения  в контактах с другими людьми неизбежно накладывают отпечаток  на внутренний мир ребёнка, так же как особенности его внутреннего  мира сказываются на его взаимоотношениях с другими людьми.

 

 

 

 

Заключение.

Страх – эмоциональная  функция. Он возникает в ситуациях  угрозы биологическому или социальному  существованию индивида и направлена на источник действий или воображаемой опасности. Страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. Неадекватные реакции страха (фобии) наблюдаются при различных психических заболеваниях. Фобии встречаются в рамках неврозов, психозов и органических заболеваний головного мозга. Для невротических страхов в отличие от возрастных характерен ряд особенностей: эмоциональная интенсивность, длительное течение, неблагоприятное влияние на личность, болезненное заострение и т.д. У здоровых в нервно-психическом плане детей невротическими возрастные страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых нервных потрясений. При неврозах чаще всего испытываются страхи перед одиночеством, темнотой и животными, так называемая невротическая триада.

Основная причина страха у детей – неуверенность в  себе, порождающая робость, тревожность, несамостоятельность, а также ошибки умственного воспитания, которые  ведут к снижению уровня ориентации ребенка в окружающем мире.

Детские страхи имеют важное значение для ребенка. Появление  определенных страхов совпадает  во временном отношении со скачком  в психомоторном развитии. Детские  страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции  поведения ребенка, и в целом  имеют положительный адаптационный  смысл. До двух лет интересы ребенка  сосредоточены на близких людях, поэтому при стабильности семейной среды эмоциональное развитие ребенка  находится в безопасности. В возрасте от 3 до 5 лет интенсивно развивается  воображение, поэтому увеличивается  вероятность появления воображаемых страхов. Шестилетних детей одолевает  тревога и сомнения в отношении  своего будущего, а семилетних –  мнительность. Таким образом, наша гипотеза о том, что для каждого периода  психического развития ребенка дошкольного  возраста характерны своеобразные страхи, кроме того, одни группы страхов  со временем прогрессируют, а другие регрессируют оказалась верна. Также  подтвердилась и вторая часть  гипотезы, которая состояла в том, что используя различные корректирующие методики, возможно помочь в преодолении  негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать  уверенность в себе; снизить эмоциональное  напряжение.

Успешность устранения страхов  зависит от знания причин и особенностей психического развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя их сложно мотивированную структуру. Страхи, возникающие в результате психологического заражения или  внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения  неадекватно сформировавшихся отношений  родителей. Личностно обусловленные  страхи могут быть устранены и  оказанием помощи непосредственно  детям, в то время как ситуационные страхи требуют комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.

Понимание чувств и желаний  детей, их внутреннего мира, а также  положительный пример родителей  создают необходимые предпосылки  для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что  он боится, такой беззащитный и  несчастный, поскольку во всем он зависит  от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять  внутренним и внешним угрозам.  
Решиться помочь детям полностью избавиться от страха – это значит принять активное участие в их жизни. Для лучшего воздействия на страхи, нужно, прежде всего, установить контакт с детьми, подразумевающий доверительное отношение как условие развития творческих возможностей и веры в себя.  
Отправная точка любого психотерапевтического воздействия – это принятие чувств и желаний детей и их самих такими, какие они есть, что позволяет индивидуализировать воздействия на ребенка и сделать его более результативным.

Безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению страхов, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов.

По утверждению А.И.Захарова, выбор способа устранения страхов  зависит  в первую очередь от каждого конкретного ребёнка, а также от желания, умения, опыта коррекционной работы психолога и педагога.

Для профилактики детских  страхов необходимо использовать работу с родителями. Главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет неблагополучное  нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье.

Библиография:

  1. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984.
  2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей – СПб.: Изд-во Союз, 2004. – 328 с.
  3. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 128 с.
  4. Захаров А.И. Неврозы у детей. – СПб.: Дельта, 1996.- 163с.
  5. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс,2000.- 448 с.
  6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. 2-е изд., доп. - М.:Просвещение, 1993.- 192 с.
  7. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.,1982. – 181 с.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – 259 с.
  9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт,2000. – 304с.
  10. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.:МГУ,1988. - 240 с.
  11. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги, фобий. - Воронеж, 1998.
  12. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М.,1981.

 

Использованы  материалы с сайтов:

http://www.koob.ru/zaharov_a_i/

http://4itaem.com/author/aleksandr_ivanovich_zaharov-56159

http://academy.cross-kpk.ru/bank/9/003/poved_3_2.html

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Проблемы, основные понятия, виды и причины возникновения страхов у детей раннего возраста