Проблемы подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть проблемы подросткового возраста, выявить особенности развития подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
1) дать определение понятия «отклоняющееся, или девиантное, поведение;
2) рассмотреть психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением.

Содержание работы

• Введение
• 1. Проблемы подросткового возраста
o 1.1 Формирование личности подростка
o 1.2 Определение понятия «трудные дети»
o 2. Психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением
o 2.1 Отклоняющееся, или девиантное, поведение
o 2.2 Подростки с отклоняющимся, или девиантным поведением
• Выводы
• Заключение
• Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Проблемы подростков.docx

— 45.79 Кб (Скачать файл)
  • Введение
  • 1. Проблемы подросткового возраста
    • 1.1 Формирование личности подростка
    • 1.2 Определение понятия «трудные дети»
    • 2. Психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением
    • 2.1 Отклоняющееся, или девиантное, поведение
    • 2.2 Подростки с отклоняющимся, или девиантным поведением
  • Выводы
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Подростковый возраст  относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с  изменением социальной ситуации развития подростков - их стремлением приобщиться  к миру взрослых, ориентацией поведения  на нормы и ценности этого мира.

Возникшее у подростка  чувство взрослости проявляется, как  субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы  старшие уважали достоинство  его личности, считались с его  мнением.

Переоценка своих возросших  возможностей определяет стремление подростков к известной независимости и  самостоятельности, болезненное самолюбие  и обидчивость, повышенную критичность  по отношению к взрослым.

Социальная ситуация развития определяет переходность и кризисность  этого возраста. Особенности протекания и проявления подросткового периода  определяются конкретными социальными  обстоятельствами жизни и развития подростков, его общественным положением в обществе.

Психологические причины  развития поведенческих отклонений часто связаны как с нарушениями  взаимосвязей с социальным окружением, так и нередко с психиатрическим  неблагополучием подростков. Еще  сравнительно недавно в советской  психологии утверждалась позиция, согласно которой именно нарушения в системе  воспитания приводят подростков в группу «трудных».

Подростков, попадающих в  «группы риска», можно разделить  на следующие категории: неуспевающие учащиеся; бросившие школу; с отклоняющимися (от правовых и нравственных норм) поведением; подростки из бедных семей или  традиционно осуждаемых групп населения - сбежавшие из дома, гомосексуалисты  и одинокие матери-подростки.

Поэтому, одними из первоочередных вопросов становятся выявление и  предупреждение социальной дезадаптации детей и подростков, социально-психологическая  поддержка семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее  время такие проблемы, как беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, рост детской преступности, требуют  пристального внимания общества. Разрушение государственной системы общественного  воспитания и организации досуга детей условиях рыночных отношений, а также кризисное состояние  института семьи - усложнение условий  жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей, ослабление воспитательной и духовной функций семьи, приводят к формированию девиантного поведения  детей.

Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных  детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении  и формах проявления трудного детства (П.П. Блонский. Трудные школьники. М., 1930; В.П. Кащенко и Г.В. Мурашев. Исключительные дети, дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. М., 1929; Л.С.Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, М., 1936; В.Н. Мясинцев. Трудные дети в массовой школе, Л., 1933 и другие). Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике). Были и другие попытки группировать трудных детей (Н.В. Чехов, А.Н. Граборов, П.И.Озерецкий). С развитием педологии трудными детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период научные, марксистские позиции постепенно подменялись ненаучными; большую часть трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, для них предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой обучения и т. д. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и фактическое прекращение изучения трудных детей, работы по предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50-х годов стали вновь появляться отдельные работы, посвященные проблеме педагогической трудности детей (Л.С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г.П.Медведев, В. Матвеев, Л.М. Зюбин, Э.Г. Костяшкин и др.).

Цель исследования - рассмотреть  проблемы подросткового возраста, выявить  особенности развития подростков с  отклоняющимся, или девиантным, поведением.

Реализация данной цели потребовала  решения следующих задач:

1) дать определение понятия  «отклоняющееся, или девиантное, поведение;

2) рассмотреть психологические  особенности подростков с отклоняющимся,  или девиантным, поведением.

В конце работы сделать  обобщающие выводы.

Методы исследования: анализ литературы

1. Проблемы подросткового  возраста

1.1 Формирование личности  подростка

Исследования  показывают, что переход от детства  к взрослости протекает, как правило  остро и порой драматично, в  нем наиболее выпукло переплетены  противоречивые тенденции социального  развития. С одной стороны, для  этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности свертывание и изменение  установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения  по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов - возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными  становятся все отношения с другими  детьми и взрослыми, значительно  расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается  ответственное отношение к себе и к другим людям и т.д.

Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно  новую социальную позицию, в которой  реально формируется его сознательное отношение к себе как члену  общества.

Центральным в личности подростка  является активное стремление к занятию  новой социальной позиции, осознание  своего Я и утверждение во взрослом мире. «При этом речь идет не о желании  подростка подражать взрослым людям, а о том, что он жаждет приобщиться  к их делам и отношениям; у него появляется чувство социальной ответственности  как возможность и необходимость  отвечать за себя и за других на уровне взрослого человека. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе  реальных отношений» Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО  «МОДЭК», 2003. - С. 236..

Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет вместе с тем  не единовременный акт, а сложный  этап в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания.

Уровень социальных возможностей подростка, условия и скорость его  социального развития соотнесены с  осмыслением подростком себя и своей  принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных  вещей и отношений, насыщенностью  дальних и ближних связей, их дифференцированностью. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения  себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.

Наряду с самооценкой, важным механизмом самосознания выступает  личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так  и понимания внутреннего мира других людей. И, наконец, значимым показателем  социального развития выступают  интересы растущих людей, в которых  выражается направленность личности, ее интеллектуальная и эмоциональная  активность.

Д.И. Фельдштейн утверждает, что «процесс развития ребенка в  подростковом возрасте имеет разные уровни социального созревания, фиксируемые  в последовательных стадиях становления  личности. Этот процесс отличается сложными сдвигами, прерывистостью тенденций, глубокой дифференциацией и расслоениями. В то же время четко проявляется  особая пластичность и сензитивность  определенных стадий этого важного  периода онтогенеза к социальному  развитию, формированию личностного  самоопределения растущих людей» Ермолаева  М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - С. 237..

Первая стадия подросткового  периода характеризуется тем, что  уже на рубеже между 9 и 10 годами появляется тенденция ребенка к самостоятельности  и потребность в признании  этой его самостоятельности во взрослом мире и обществе, которое осознается не просто как совокупность знакомых людей, а как социальный организм, где его Я выступает наравне с другими. Для ребенка в это время типично стремление и потребность быть взрослым, «значимым среди взрослых», желание выйти из круга отношений с близкими людьми в круг широких общественных отношений.

Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает  особый интерес ребенка к своим  нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных  личностных качеств и качеств  других людей. Этим, в частности, вызван бурный рост негативных самооценок, отражающих, помимо всего прочего, обостренное  понятие ребенком чувства долга.

Говоря о развитии личности подростка, особое внимание следует  уделить его аффективно-потребностной  сфере. Как отмечалось многими авторами, центральным моментом в сфере  чувств подростка становится «чувство взрослости». Проявления чувства взрослости многообразны. Они были подробно описаны  Т.В. Драгуновой.

Подражание внешним признакам  взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни  социологи и юристы называют «низкой  культурой досуга», при этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.

Равнение подростков-мальчиков  на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством  самовоспитания часто становятся занятия  спортом. Интересно отметить, что  многие девушки в настоящее время  также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.

Социальная зрелость. Она  возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток  занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающие трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, их благополучие принимает характер жизненной ценности. Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями (слесарничать, столярничать, фотографировать и  т.п.) а девочки - готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста - очень  благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие  занятия взрослых.

4. Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении  подростка что-то знать и уметь  по-настоящему. Это стимулирует развитие  познавательной деятельности, содержание  которой выходит за пределы  школьной программы. Значительный  объем знаний у подростков - результат  самостоятельной работы. Учение  приобретает у таких школьников  личный смысл и превращается  в самообразование.

Чувства подростка чрезвычайно  напряжены. Сотрудники Л.И. Божович  описали характерный для подростка  «аффект неадекватности» - бурную неуправляемую  реакцию ребенка, не соответствующую  по выраженности вызвавшему ее поводу. Их исследования показали, что в  основе «аффекта неадекватности» лежит  несоответствие самооценки, как правило, низкой для подростков, их высокому уровню притязаний» Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО  «МОДЭК», 2003. - С. 240..

Противоречивость в настроениях, побуждениях и желаниях подростка  приводят к тому, что у подростков нередко бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка  уверенность в своих силах  иногда большая, чем это отвечает объективному положению вещей, и  он берется за то, что ему не под  силу. А с другой стороны, у него часто возникает состояние неуверенности в себе, сознание своей неполноценности, и это бывает связано с тяжелыми переживаниями, которые далеко не всегда проявляются внешне.

Рост самосознания подростка  приводит к тому, что он иногда достаточно придирчиво оценивает свои внешние  качества и душевные свойства. В  этот период роста дети (особенно девочки) становятся угловатыми, даже дурнеют. Вот почему подросток может болезненно переживать невинное замечание о  том, что оказался неловок, сказал что-то не очень кстати или не очень складно.

Информация о работе Проблемы подростков