Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:33, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть проблемы подросткового возраста, выявить особенности развития подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
1) дать определение понятия «отклоняющееся, или девиантное, поведение;
2) рассмотреть психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением.
• Введение
• 1. Проблемы подросткового возраста
o 1.1 Формирование личности подростка
o 1.2 Определение понятия «трудные дети»
o 2. Психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением
o 2.1 Отклоняющееся, или девиантное, поведение
o 2.2 Подростки с отклоняющимся, или девиантным поведением
• Выводы
• Заключение
• Список использованной литературы
Введение
Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков - их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.
Возникшее у подростка чувство взрослости проявляется, как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением.
Переоценка своих возросших возможностей определяет стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенную критичность по отношению к взрослым.
Социальная ситуация развития определяет переходность и кризисность этого возраста. Особенности протекания и проявления подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростков, его общественным положением в обществе.
Психологические причины
развития поведенческих отклонений
часто связаны как с
Подростков, попадающих в «группы риска», можно разделить на следующие категории: неуспевающие учащиеся; бросившие школу; с отклоняющимися (от правовых и нравственных норм) поведением; подростки из бедных семей или традиционно осуждаемых групп населения - сбежавшие из дома, гомосексуалисты и одинокие матери-подростки.
Поэтому, одними из первоочередных вопросов становятся выявление и предупреждение социальной дезадаптации детей и подростков, социально-психологическая поддержка семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Актуальность исследования
заключается в том, что в настоящее
время такие проблемы, как беспризорность
и безнадзорность несовершеннолетних,
рост детской преступности, требуют
пристального внимания общества. Разрушение
государственной системы
Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (П.П. Блонский. Трудные школьники. М., 1930; В.П. Кащенко и Г.В. Мурашев. Исключительные дети, дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. М., 1929; Л.С.Выготский. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, М., 1936; В.Н. Мясинцев. Трудные дети в массовой школе, Л., 1933 и другие). Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике). Были и другие попытки группировать трудных детей (Н.В. Чехов, А.Н. Граборов, П.И.Озерецкий). С развитием педологии трудными детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период научные, марксистские позиции постепенно подменялись ненаучными; большую часть трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, для них предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой обучения и т. д. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и фактическое прекращение изучения трудных детей, работы по предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50-х годов стали вновь появляться отдельные работы, посвященные проблеме педагогической трудности детей (Л.С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г.П.Медведев, В. Матвеев, Л.М. Зюбин, Э.Г. Костяшкин и др.).
Цель исследования - рассмотреть проблемы подросткового возраста, выявить особенности развития подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
1) дать определение понятия «отклоняющееся, или девиантное, поведение;
2) рассмотреть психологические
особенности подростков с
В конце работы сделать обобщающие выводы.
Методы исследования: анализ литературы
1. Проблемы подросткового возраста
1.1 Формирование личности подростка
Исследования
показывают, что переход от детства
к взрослости протекает, как правило
остро и порой драматично, в
нем наиболее выпукло переплетены
противоречивые тенденции социального
развития. С одной стороны, для
этого сложного периода показательны
негативные проявления, дисгармоничность
личности свертывание и изменение
установившихся интересов ребенка,
протестующий характер его поведения
по отношению к взрослым. С другой
стороны, подростковый возраст отличается
и массой положительных факторов
- возрастает самостоятельность ребенка,
более многообразными и содержательными
становятся все отношения с другими
детьми и взрослыми, значительно
расширяется и существенно
Главное, данный период отличается
выходом ребенка на качественно
новую социальную позицию, в которой
реально формируется его
Центральным в личности подростка
является активное стремление к занятию
новой социальной позиции, осознание
своего Я и утверждение во взрослом
мире. «При этом речь идет не о желании
подростка подражать взрослым людям,
а о том, что он жаждет приобщиться
к их делам и отношениям; у него
появляется чувство социальной ответственности
как возможность и
Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет вместе с тем не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания.
Уровень социальных возможностей
подростка, условия и скорость его
социального развития соотнесены с
осмыслением подростком себя и своей
принадлежности к обществу, степенью
выраженности прав и обязанностей,
уровнем овладения миром
Наряду с самооценкой,
важным механизмом самосознания выступает
личностная рефлексия, представляющая
собой форму осознания
Д.И. Фельдштейн утверждает,
что «процесс развития ребенка в
подростковом возрасте имеет разные
уровни социального созревания, фиксируемые
в последовательных стадиях становления
личности. Этот процесс отличается
сложными сдвигами, прерывистостью тенденций,
глубокой дифференциацией и
Первая стадия подросткового
периода характеризуется тем, что
уже на рубеже между 9 и 10 годами появляется
тенденция ребенка к
Осознание себя как личности,
отличной от других людей, порождает
особый интерес ребенка к своим
нравственно-психологическим
Говоря о развитии личности
подростка, особое внимание следует
уделить его аффективно-
Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют «низкой культурой досуга», при этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.
Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее время также хотят обладать качествами, которые веками считались мужскими.
Социальная зрелость. Она
возникает в условиях сотрудничества
ребенка и взрослого в разных
видах деятельности, где подросток
занимает место помощника взрослого.
Обычно это наблюдается в семьях,
переживающие трудности, там фактически
подросток занимает положение взрослого.
Здесь забота о близких, их благополучие
принимает характер жизненной ценности.
Многие мальчики стремятся овладеть
разными взрослыми умениями (слесарничать,
столярничать, фотографировать и
т.п.) а девочки - готовить, шить, вязать.
Начало подросткового возраста - очень
благоприятное время для этого.
Поэтому психологи
4. Интеллектуальная взрослость.
Она выражается в стремлении
подростка что-то знать и
Чувства подростка чрезвычайно
напряжены. Сотрудники Л.И. Божович
описали характерный для
Противоречивость в
Рост самосознания подростка приводит к тому, что он иногда достаточно придирчиво оценивает свои внешние качества и душевные свойства. В этот период роста дети (особенно девочки) становятся угловатыми, даже дурнеют. Вот почему подросток может болезненно переживать невинное замечание о том, что оказался неловок, сказал что-то не очень кстати или не очень складно.