Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:33, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть проблемы подросткового возраста, выявить особенности развития подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
1) дать определение понятия «отклоняющееся, или девиантное, поведение;
2) рассмотреть психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением.
• Введение
• 1. Проблемы подросткового возраста
o 1.1 Формирование личности подростка
o 1.2 Определение понятия «трудные дети»
o 2. Психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением
o 2.1 Отклоняющееся, или девиантное, поведение
o 2.2 Подростки с отклоняющимся, или девиантным поведением
• Выводы
• Заключение
• Список использованной литературы
Так, Ю.А. Клейберг выделяет:
- негативные (н-р: алкоголизм);
- позитивные (н-р: творчество);
- и социально-нейтральные (н-р: бродяжничество).
Е.В. Змановская в качестве основного признака выделяет два критерия - вид нарушаемой нормы и последствия девиации:
-делинквентное поведение;
- асоциальное поведение;
-аутодеструктивное поведение.
«Под данными видами поведения она предлагает понимать следующее: делинквентное поведение - отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях уголовно наказуемое; асоциальное поведение - уклонение от выполнения моральных и нравственных норм, в результате которого возникают проблемы в межличностных взаимоотношениях; аутодеструктивное поведение - поведение, разрушающее личность девианта на психологическом и соматическом уровнях, представляющее угрозу для его жизни (суицид, фанатизм, экстремальные виды спорта, различные виды зависимостей)» Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 168..
Думается, что к молодежным видам девиантного поведения можно отнести следующие:
- алкоголизм;
- наркоманию;
- сексуальные девиации;
- суицидальное поведение;
- делинквентное и преступное виды поведения;
- молодежный экстремизм.
Анализ специфики социальной ситуации формирования девиантного поведения в молодежной среде как группе связан с пониманием ее роли в социальной системе, субъектом которой она является.
Общественно-экономические
и политические преобразования, происходящие
в России, оказывают влияние на
обострение противоречий в обществе,
в том числе и в системе
управления процессами социализации.
Основное противоречие в сфере социализации
молодежи - это противоречие между
объективно усложняющимися общественными
отношениями, возросшими требованиями,
предъявляемыми обществом к социализации
подрастающего поколения, и недостаточно
используемыми социально-
Социализация молодежи осуществляется
на фоне полуразвалившейся экономики,
коррумпированности властей, нищенского
существования большинства
Основными противоречиями в сфере социализации, которые можно выделить, являются противоречия между:
- объективной необходимостью
реформы системы образования
и воспитания и возможностями
государства обеспечить ее
- старыми ценностями общества
и новыми. На молодежь оказывают
влияние как идеи социализма,
так и либерализм - ценности рынка,
частной собственности,
- нарождающимся новым
производством, рыночными
Таким образом, можно сделать вывод, что рост девиаций в молодежной среде является закономерной реакцией на социальные изменения, происходящие в обществе.
2.2 Подростки с отклоняющимся, или девиантным поведением
Содержание этого параграфа имеет отношение к освещению четырех проблем: побеги подростков из дома и бродяжничество, злоупотребление спиртными напитками, аутоагрессивное поведение, нанесение татуировок.
Если раньше толкнуть подростков
к побегу из дома могли склонность
к фантазии и стремление получить
сильные впечатления, то в настоящее
время подростки чаще бегут по
другой причине. Бегство у них - реакция
на неблагополучную среду
Чаще всего побеги из дома
совершают подростки в 10-13 лет. К
числу причин может относиться отсутствие
должной заботы о них родителей,
частые нарекания и брань в
их адрес в семье, наказание по
пустякам. Основными побудителями к
бегству являются принадлежность к
социально неблагополучной
Последние обычно вызываются или отставанием подростка в учебе, или недостаточно уверенной, а порой и просто отрицательной оценкой учителями способностей у школьника, или пренебрежительным отношением к нему товарищей. Выход из этого положения подросток обычно ищет в нарочито вызывающем и бесшабашном поведении в классе, что приводит к дисциплинарным взысканиям, испорченным отношениям с учителями и т.д. То есть происходит значительное ухудшение положения ученика в классе.
Благоприятный выход из таких ситуаций во многом зависит от помощи школьнику со стороны его родителей. Их долг, увидев неблагополучие в поведении ребенка, глубоко разобраться во всем происходящем вокруг него в школе и неформальной среде общения (различных компаниях, молодежных объединениях во дворе дома и других местах).
Если налицо описанная выше ситуация, то родителям надо принять сторону ребенка и решительно поддержать его. Это выразится, во-первых, в ряде действий по отношению к подростку. Надо, чтобы ребенок почувствовал, что он не одинок, что родители его любят, понимают и одобряют, что они ему сочувствуют, готовы помочь и защитить. В случае неуспеваемости следует укрепить веру учащегося в свои способности, помочь самим или с помощью других людей преодолеть пробелы в учебном материале.
Во-вторых, следует постараться приобрести себе союзников в лице учителей и одноклассников школьника. Как это ни парадоксально, но получить помощь со стороны сверстников подчас бывает легче, чем договориться с иным педагогом. Некоторые учителя очень упорствуют в своих заблуждениях и не хотят признавать своих ошибок.
Во всех подобных случаях родителям следует избегать конфликтов с учителями, а постараться больше рассказать о положительных сторонах личности ребенка, испытываемых им трудностях в жизни и попросить помощи педагогического коллектива. Если это не приведет к нужным результатам, то следует предпринимать и более решительные меры, вплоть до перевода школьника в другое учебное заведение. Но начинать надо с попыток заключения союза с учителем, с поисков согласованной линии поведения по отношению к ребенку.
Побеги подростков из дома
могут совершаться и под
Следующая проблема - злоупотребление
спиртными напитками. В возрасте
до 13 лет такое явление отмечается
в ряде случаев почти исключительно
в связи с подражанием
Нежелательно распространять среди подростков и юношей мнение, что употребление спиртного в разумных пределах не вредно. Придерживающиеся этого взгляда взрослые люди не учитывают, во-первых, большого отрицательного влияния алкоголя именно на растущий организм и того, во-вторых, что молодежи свойственно легче переступать дозволенные границы, заблуждаться относительно своих возможностей. Поэтому усвоение подобных взглядов подростками и юношами бывает крайне вредным для них, способствует в значительной степени усилению пьянства среди молодежи.
Однако подростки могут прийти к употреблению спиртных напитков и по собственному почину. Причин может быть несколько. Одна из них - любопытство: какое влияние окажет на меня алкоголь? Для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского.
Другая причина - вхождение
в молодежную группу, целью деятельности
которой является добывание и
совместное распитие спиртных напитков.
В основном это подростки с
низким уровнем психического развития,
лишенные полезной коллективной деятельности
и развлечений. Здесь также немало
и неуверенных в себе, пассивных
юношей. Для отвлечения всех этих школьников
от пагубного пристрастия к
Еще одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых школьников в криминальные группы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь - основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга. Он считается у них средством приобщения к притягательному миру взрослых. Им подражают менее решительные и волевые подростки.
Делается это не из-за физиологической нужды, а из чувства солидарности и конформности. Опьянение таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого и самостоятельного человека, «настоящего мужчины».
Пьянство девушек
«Во всех случаях для профилактики бытового пьянства и алкоголизма школьников педагогам и родителям необходимо изучение причин и симптомов указанного делинквентного поведения, знания индивидуально-психологических особенностей детей и подростков, а также достоинств и недостатков различных форм профилактики. Различают:
первичную профилактику;
санитарное просвещение;
выявление групп риска;
вторичную профилактику»
Проявления девиации в подростковой
субкультуре//Вопросы
Профилактика алкоголизма требует тщательного изучения мотивов указанного вида отклоняющегося поведения, а затем уже переключения направленности на прием алкоголя на адекватные методы преодоления трудностей.
Выявить злоупотребляющих алкоголем и наркотиками школьников можно уже по резкому снижению у них успеваемости, пропускам учебных занятий, грубости и безразличию в отношениях с учителями, резким колебаниям настроения и физического самочувствия.
Делинквентность поведения некоторых школьников может выражаться в аутоагрессии, т.е. в покушении на целостность своего организма. Обычно это происходит у подростков однажды в жизни и чаще выражается в самоповреждении. Большей частью это не опасные повреждения, а поверхностные раны в безопасных местах. У лиц женского пола самоповреждения редки.
«Аутоагрессия совершается в состоянии аффекта, т.е. сильного и кратковременного эмоционального взрыва. Чаще всего он бывает вызван чрезвычайными отрицательными жизненными обстоятельствами или значительной эмоциональной неустойчивостью личности. Поводы к аутоагрессии могут быть самые разнообразные: ссора, обиды, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, бравада, отсутствие близких людей и т.д. Аутоагрессия нередко связана с незрелостью оценок школьником сложившейся вокруг него обстановки» Проявления девиации в подростковой субкультуре//Вопросы психологии. - 2004. - №3. - С. 8..
Наконец, о татуировках у подростков. В основном их наносят школьники в возрасте от 11 до 13 лет. Среди них чаще всего встречаются лица, стремящиеся выйти в лидеры и недостаточно интеллектуально развитые, трудно утверждающиеся в группе сверстников подростки.
Причины различные: желание выделиться среди товарищей, показать свою самостоятельность, подражание взрослым, ложный романтизм. Татуировки наносятся обычно на кисти рук и предплечья. Наиболее распространенные объекты изображения: якорь, крылья (интерес к героическим профессиям), первая буква имени, цифра, крестик (показ самостоятельности).
В настоящее время у
молодежи возникла мода на татуировки.
Она пройдет, как исчезла мода
на удаление одного из передних зубов
в некоторых африканских
В возникновении алкоголизма и наркомании у школьников виноваты чаще всего родители. На основании большого профессионального опыта Д.Д. Еникеева утверждает, что «в семьях с хорошим эмоциональным и психологическим климатом, при знании родителями проблем своего ребенка не бывает у детей наркомании и алкоголизма» Проявления девиации в подростковой субкультуре//Вопросы психологии. - 2004. - №3. - С. 4..
Указанная проблема наилучшим образом может решиться совместными усилиями родителей, педагогов, школьных психологов, врачей-наркологов, а также сверстников. Если же последние оказывают тлетворное влияние, то бывает целесообразен перевод в другую школу и даже смена места жительства.