Проблемы подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть проблемы подросткового возраста, выявить особенности развития подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
1) дать определение понятия «отклоняющееся, или девиантное, поведение;
2) рассмотреть психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением.

Содержание работы

• Введение
• 1. Проблемы подросткового возраста
o 1.1 Формирование личности подростка
o 1.2 Определение понятия «трудные дети»
o 2. Психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением
o 2.1 Отклоняющееся, или девиантное, поведение
o 2.2 Подростки с отклоняющимся, или девиантным поведением
• Выводы
• Заключение
• Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Проблемы подростков.docx

— 45.79 Кб (Скачать файл)

Так, Ю.А. Клейберг выделяет:

- негативные (н-р: алкоголизм);

- позитивные (н-р: творчество);

- и социально-нейтральные  (н-р: бродяжничество).

Е.В. Змановская в качестве основного признака выделяет два  критерия - вид нарушаемой нормы  и последствия девиации:

-делинквентное поведение;

- асоциальное поведение;

-аутодеструктивное поведение.

«Под данными видами поведения  она предлагает понимать следующее: делинквентное поведение - отклоняющееся  поведение, в крайних своих проявлениях  уголовно наказуемое; асоциальное поведение - уклонение от выполнения моральных  и нравственных норм, в результате которого возникают проблемы в межличностных взаимоотношениях; аутодеструктивное поведение - поведение, разрушающее личность девианта на психологическом и соматическом уровнях, представляющее угрозу для его жизни (суицид, фанатизм, экстремальные виды спорта, различные виды зависимостей)» Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 168..

Думается, что к молодежным видам девиантного поведения  можно отнести следующие:

- алкоголизм;

- наркоманию;

- сексуальные девиации;

- суицидальное поведение;

- делинквентное и преступное  виды поведения;

- молодежный экстремизм.

Анализ специфики социальной ситуации формирования девиантного  поведения в молодежной среде  как группе связан с пониманием ее роли в социальной системе, субъектом  которой она является.

Общественно-экономические  и политические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние на обострение противоречий в обществе, в том числе и в системе  управления процессами социализации. Основное противоречие в сфере социализации молодежи - это противоречие между  объективно усложняющимися общественными  отношениями, возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к социализации подрастающего поколения, и недостаточно используемыми социально-экономическими, идеологическими, политико-воспитательными  средствами воздействия на человека.

Социализация молодежи осуществляется на фоне полуразвалившейся экономики, коррумпированности властей, нищенского существования большинства молодых  людей, нарастания криминального беспредела.

Основными противоречиями в  сфере социализации, которые можно  выделить, являются противоречия между:

- объективной необходимостью  реформы системы образования  и воспитания и возможностями  государства обеспечить ее ресурсами,  средствами;

- старыми ценностями общества  и новыми. На молодежь оказывают  влияние как идеи социализма, так и либерализм - ценности рынка,  частной собственности, свободы,  демократии, а также религии, церкви;

- нарождающимся новым  производством, рыночными отношениями  и невостребованным инновационным  потенциалом молодежи. Ныне в  стране отчетливо проявляется  отчуждение молодежи от производительного  труда, для многих молодых людей  труд утратил смысл как средство  самореализации, самоутверждения.

Таким образом, можно сделать  вывод, что рост девиаций в молодежной среде является закономерной реакцией на социальные изменения, происходящие в обществе.

2.2 Подростки с отклоняющимся,  или девиантным поведением 

Содержание этого параграфа  имеет отношение к освещению  четырех проблем: побеги подростков из дома и бродяжничество, злоупотребление  спиртными напитками, аутоагрессивное  поведение, нанесение татуировок.

Если раньше толкнуть подростков к побегу из дома могли склонность к фантазии и стремление получить сильные впечатления, то в настоящее  время подростки чаще бегут по другой причине. Бегство у них - реакция  на неблагополучную среду воспитания.

Чаще всего побеги из дома совершают подростки в 10-13 лет. К  числу причин может относиться отсутствие должной заботы о них родителей, частые нарекания и брань в  их адрес в семье, наказание по пустякам. Основными побудителями к  бегству являются принадлежность к  социально неблагополучной семье, стыд за родителей (например, алкоголиков, недостойно себя ведущих с окружающими людьми, и т.д.), а также незнание и неучет родителями трудностей их детей в школе.

Последние обычно вызываются или отставанием подростка в  учебе, или недостаточно уверенной, а порой и просто отрицательной  оценкой учителями способностей у школьника, или пренебрежительным  отношением к нему товарищей. Выход  из этого положения подросток  обычно ищет в нарочито вызывающем и бесшабашном поведении в  классе, что приводит к дисциплинарным взысканиям, испорченным отношениям с учителями и т.д. То есть происходит значительное ухудшение положения  ученика в классе.

Благоприятный выход из таких  ситуаций во многом зависит от помощи школьнику со стороны его родителей. Их долг, увидев неблагополучие в поведении  ребенка, глубоко разобраться во всем происходящем вокруг него в школе  и неформальной среде общения (различных  компаниях, молодежных объединениях во дворе дома и других местах).

Если налицо описанная  выше ситуация, то родителям надо принять  сторону ребенка и решительно поддержать его. Это выразится, во-первых, в ряде действий по отношению к  подростку. Надо, чтобы ребенок почувствовал, что он не одинок, что родители его  любят, понимают и одобряют, что они  ему сочувствуют, готовы помочь и  защитить. В случае неуспеваемости следует укрепить веру учащегося  в свои способности, помочь самим  или с помощью других людей  преодолеть пробелы в учебном  материале.

Во-вторых, следует постараться  приобрести себе союзников в лице учителей и одноклассников школьника. Как это ни парадоксально, но получить помощь со стороны сверстников подчас бывает легче, чем договориться с  иным педагогом. Некоторые учителя  очень упорствуют в своих заблуждениях и не хотят признавать своих ошибок.

Во всех подобных случаях  родителям следует избегать конфликтов с учителями, а постараться больше рассказать о положительных сторонах личности ребенка, испытываемых им трудностях в жизни и попросить помощи педагогического коллектива. Если это не приведет к нужным результатам, то следует предпринимать и более решительные меры, вплоть до перевода школьника в другое учебное заведение. Но начинать надо с попыток заключения союза с учителем, с поисков согласованной линии поведения по отношению к ребенку.

Побеги подростков из дома могут совершаться и под влиянием товарищей. Вообще для бегства подростка  нужна помощь товарищей по дворовой компании, в частности, для изучения района передвижения, установления связи  с проживающими там бродягами  и т.д. В подобных случаях следует  не только пресекать бродяжнический образ жизни подростка, но и сделать  для него привлекательным пребывание в семье и ученическом коллективе.

Следующая проблема - злоупотребление  спиртными напитками. В возрасте до 13 лет такое явление отмечается в ряде случаев почти исключительно  в связи с подражанием взрослым. Родители наиболее часто употребляют  алкоголь в период воспитания своего ребенка, давая ему лишний раз  повод для следования плохим примерам. Обстоятельства становятся еще более  неблагоприятными для школьника, когда  старшие в семье считают, что  иногда, по праздникам, ребенок может  немного попробовать некрепкого вина.

Нежелательно распространять среди подростков и юношей мнение, что употребление спиртного в  разумных пределах не вредно. Придерживающиеся этого взгляда взрослые люди не учитывают, во-первых, большого отрицательного влияния  алкоголя именно на растущий организм и того, во-вторых, что молодежи свойственно  легче переступать дозволенные  границы, заблуждаться относительно своих  возможностей. Поэтому усвоение подобных взглядов подростками и юношами  бывает крайне вредным для них, способствует в значительной степени усилению пьянства среди молодежи.

Однако подростки могут  прийти к употреблению спиртных напитков и по собственному почину. Причин может  быть несколько. Одна из них - любопытство: какое влияние окажет на меня алкоголь? Для недопущения этого явления  нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка  и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского.

Другая причина - вхождение  в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и  совместное распитие спиртных напитков. В основном это подростки с  низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений. Здесь также немало и неуверенных в себе, пассивных  юношей. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному  требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались  и самоутверждались.

Еще одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых  школьников в криминальные группы. Инициаторами его являются молодые  люди, для которых алкоголь - основа всех развлечений и необходимое  условие проведения досуга. Он считается  у них средством приобщения к  притягательному миру взрослых. Им подражают менее решительные  и волевые подростки.

Делается это не из-за физиологической нужды, а из чувства  солидарности и конформности. Опьянение  таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого и самостоятельного человека, «настоящего мужчины».

Пьянство девушек свидетельствует  о значительной деформации личности. В таких случаях следует наладить всесторонний контроль за проведением  досуга и вести настойчивую и  продолжительную работу по восстановлению у них подлинных нравственных установок и ценностей.

«Во всех случаях для профилактики бытового пьянства и алкоголизма  школьников педагогам и родителям  необходимо изучение причин и симптомов указанного делинквентного поведения, знания индивидуально-психологических особенностей детей и подростков, а также достоинств и недостатков различных форм профилактики. Различают:

первичную профилактику;

санитарное просвещение;

выявление групп риска;

вторичную профилактику»  Проявления девиации в подростковой субкультуре//Вопросы психологии. - 2004. - №3. - С. 5..

Профилактика алкоголизма  требует тщательного изучения мотивов  указанного вида отклоняющегося поведения, а затем уже переключения направленности на прием алкоголя на адекватные методы преодоления трудностей.

Выявить злоупотребляющих алкоголем  и наркотиками школьников можно  уже по резкому снижению у них  успеваемости, пропускам учебных  занятий, грубости и безразличию  в отношениях с учителями, резким колебаниям настроения и физического  самочувствия.

Делинквентность поведения  некоторых школьников может выражаться в аутоагрессии, т.е. в покушении  на целостность своего организма. Обычно это происходит у подростков однажды  в жизни и чаще выражается в  самоповреждении. Большей частью это  не опасные повреждения, а поверхностные  раны в безопасных местах. У лиц  женского пола самоповреждения редки.

«Аутоагрессия совершается  в состоянии аффекта, т.е. сильного и кратковременного эмоционального взрыва. Чаще всего он бывает вызван чрезвычайными отрицательными жизненными обстоятельствами или значительной эмоциональной неустойчивостью  личности. Поводы к аутоагрессии могут  быть самые разнообразные: ссора, обиды, «самозащита» личности от грубых воздействий  окружающих, бравада, отсутствие близких  людей и т.д. Аутоагрессия нередко  связана с незрелостью оценок школьником сложившейся вокруг него обстановки» Проявления девиации в подростковой субкультуре//Вопросы психологии. - 2004. - №3. - С. 8..

Наконец, о татуировках  у подростков. В основном их наносят  школьники в возрасте от 11 до 13 лет. Среди них чаще всего встречаются  лица, стремящиеся выйти в лидеры и недостаточно интеллектуально  развитые, трудно утверждающиеся в  группе сверстников подростки.

Причины различные: желание  выделиться среди товарищей, показать свою самостоятельность, подражание взрослым, ложный романтизм. Татуировки наносятся  обычно на кисти рук и предплечья. Наиболее распространенные объекты  изображения: якорь, крылья (интерес  к героическим профессиям), первая буква имени, цифра, крестик (показ  самостоятельности).

В настоящее время у  молодежи возникла мода на татуировки. Она пройдет, как исчезла мода на удаление одного из передних зубов  в некоторых африканских племенах. Поэтому молодых надо уговорить  не делать наколки.

В возникновении алкоголизма  и наркомании у школьников виноваты чаще всего родители. На основании  большого профессионального опыта  Д.Д. Еникеева утверждает, что «в семьях с хорошим эмоциональным и  психологическим климатом, при знании родителями проблем своего ребенка  не бывает у детей наркомании и  алкоголизма» Проявления девиации в  подростковой субкультуре//Вопросы  психологии. - 2004. - №3. - С. 4..

Указанная проблема наилучшим  образом может решиться совместными  усилиями родителей, педагогов, школьных психологов, врачей-наркологов, а также  сверстников. Если же последние оказывают  тлетворное влияние, то бывает целесообразен  перевод в другую школу и даже смена места жительства.

Информация о работе Проблемы подростков