Проблемы подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть проблемы подросткового возраста, выявить особенности развития подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
1) дать определение понятия «отклоняющееся, или девиантное, поведение;
2) рассмотреть психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением.

Содержание работы

• Введение
• 1. Проблемы подросткового возраста
o 1.1 Формирование личности подростка
o 1.2 Определение понятия «трудные дети»
o 2. Психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением
o 2.1 Отклоняющееся, или девиантное, поведение
o 2.2 Подростки с отклоняющимся, или девиантным поведением
• Выводы
• Заключение
• Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Проблемы подростков.docx

— 45.79 Кб (Скачать файл)

А поскольку такие замечания  падают на почву его внутренней неуверенности  в себе, то это может, в зависимости  от обстоятельств и обстановки, вызвать  у подростка аффективную вспышку (надерзит, нагрубит, заплачет), или  обиду, которую он затаит глубоко  в себе, или же чувство тоски  от того, что он неудачлив, неспособный  и т.д. И все эти обстоятельства могут привести его в состояние  депрессии, заставить «замкнуться», сделать его стеснительным.

Другой серьезной причиной депрессивного состоят подростка  могут быть его эротические мысли, которых он стесняется, стыдится, а  вместе с тем они невольно владеют  им. Сознание того, что он не может  заставить себя нужным образом отвлечься  от этих мыслей и побуждений, заставляет его чувствовать собственное  бессилие, и это также приводит его в депрессивное эмоциональное  состояние.

1.2 Определение понятия  «трудные дети»

На основании анализа  современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия  «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для удобства пользуются сокращением  «отклоняющееся поведение». Норма и  степень отклонения от нее чаще всего  определяется тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры  отклоняющегося поведения психологи  и педагоги умеют сегодня теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведется симптоматическое наблюдение.

«Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные  термины - «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых, серьезных  правонарушений и преступлений. Под  девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объем  этого понятия включаются как  делинквентное, так и другие нарушения  поведения (от ранней алкоголизации  до суицидных попыток)» Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академический Проект; Трикста, 2004. -С. 10..

Под «трудными» школьниками  понимаются, во-вторых, такие дети и  подростки, нарушения поведения  которых нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать  термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Трудные» дети, в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе  со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые  взрослые, а требующие особого  внимания и участия окружающих.

Понятие «трудные дети» имело  широкое распространение в довоенное  время. Оно возникло не в науке, а  в обыденной жизни. На какое-то время  это понятие исчезло, а в 50-х-60-х  годах вновь появилось. В настоящее  время этот термин прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии. Но и  сегодня среди ученых идет дискуссия  о целесообразности его использования. Удачен ли термин «трудные» дети? Думается, не совсем.

Нередко он ассоциируется  с оскорбительной этикеткой, наклеиваемой на ребенка. Думается, что его не следует применять в общении  с конкретным школьником и его родителями. В разговоре с последними лучше говорить о некоторых сложностях психического развития ребенка.

Обычно спрашивают: а по отношению к кому ребенок может  быть трудным? Нельзя ли сказать, что  все дети трудные? Чаще всего такому ребенку бывает трудно как с окружающими, так и с самим собой. Даже если он досаждает воспитателям, не чувствуя вначале от этого дискомфорта, то вскоре нарушитель спокойствия начинает испытывать неприятные эмоциональные  переживания как следствие ответных действий взрослых.

«Бывают и разновидности  трудностей. Например, герой рассказа О' Генри «Вождь краснокожих» не испытывает внутренних трудностей. Зато с большими трудностями в общении с ним  встречаются окружающие. Напротив, некоторые школьники больше страдают сами, чем их окружение. К ним можно  отнести педантических, эмотивных, экзальтированных и некоторых других учащихся» Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академический  Проект; Трикста, 2004. -С. 11..

Все ли дети трудные? Конечно, в течение жизни все дети и  взрослые нередко встречаются с  серьезными препятствиями, переживая  при этом отрицательные эмоциональные  состояния и преодолевая сложности  в отношениях с окружающими. Кроме  того, они проходят через определенные трудности внутреннего развития, в частности через возрастные кризисы. Поэтому, естественно, все  дети на определенном этапе своего психического развития бывают трудными. Но в разной степени и относительно кратковременно.

При учете индивидуальных и возрастных особенностей и достаточном  педагогическом мастерстве работать с  подавляющим большинством школьников воспитателю не только легко, но и  радостно. Поэтому есть смысл говорить о трудном школьнике лишь при  наличии у учащегося устойчивых недостатков в характере и  поведении. С таким учащимся бывает сложно обращаться и умелому педагогу.

Почему слово «трудные»  пишется в кавычках? В советской  школе это было связано с официальным  мнением начальственных кругов, что  нет по-настоящему трудных школьников, а есть плохие учителя. В этой формуле  можно видеть популистское заигрывание  с миллионами родителей и стремление переключить внимание масс с неблагоприятного влияния социальных факторов на психику  ребенка на якобы невысокую квалификацию учителей.

Конечно, известное количество недостаточно подготовленных учителей у нас имеется, а у них, как  правило, больше трудных детей в  классе. Но все же это лишь один из факторов. А трудные дети встречаются  и у мастеров педагогического  дела.

В зарубежной психолого-педагогической литературе нередко вместо термина  «трудные школьники» применяют название «учащиеся с проблемами». Подобная терминология имеет свой смысл. Во-первых, нередко разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие  адекватные методы психокоррекции бывает весьма трудно, а подчас эффективные  воспитательные способы воздействия  наукой еще не найдены.

Употребляют указанный термин в зарубежной психологии, во-вторых, еще и в связи с гуманными, тактическими соображениями. Ведь термин «трудные дети», как уже упоминалось  выше, звучит для школьника и его  родителей предосудительно. Все  же представляется, что понятие «дети  с проблемами поведения» уже по объему понятия «трудные дети». Ведь имеется  достаточное количество «трудных»  школьников, поведение которых попадает в круг хорошо изученных типичных ситуаций, не требующих дополнительных исследований.

Понятие «отклоняющееся поведение» надо отличать от терминов «отклонение  в развитии», «задержка развития», «отставание в развитии». Последние  три термина часто употребляются  в научной литературе как синонимы. Они обычно обозначают детей с  дефектами развития. Конечно, нередко такие дети становятся «трудными», но коррекция их поведения требует участия специалистов-дефектологов.

Советские психологи и  многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение  «трудных» детей генетического  фактора, наследственной отягощенности  их сознания и действий. Природные  предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют  они не прямо, а через социальные факторы. Между тем немалое количество учителей считают, что это не так. Они связывают появление «трудных»  детей с дурной наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют  о недостаточной педагогической грамотности и умелости таких  учителей, нежелании серьезно разобраться  и затратить побольше времени  на «трудного» школьника.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и  в любой малой группе. Часто  действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко  бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и  товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным  изменениям в сознании и поведении  такого ученика.

2. Психологические особенности  подростков с отклоняющимся, или  девиантным, поведением

2.1 Отклоняющееся, или  девиантное, поведение

Термины «отклоняющееся поведение» и «девиантное поведение» считаются  синонимами. На самом деле они близки по содержанию понятий, но не тождественны. Второе понятие более глубоко, философично  и значимо для обсуждения проблем  человеческого существования. Поэтому  начнем с более простого и ясного, т.е. с раскрытия содержания понятия  «отклоняющееся поведение».

Речь идет об отклоняющемся  от нормы поведения. Для человека это, прежде всего, социальные нормы. Но они, естественно, связаны с биологическими нормами.

«Нормальным считается естественное, здоровое, правильное поведение. Оно  соответствует естественным законам  жизни, не нарушает физического и  психического здоровья человека, соответствует  принятым в обществе правилам. Отклоняющееся  от нормы поведение характеризуется  как неестественное (неадекватное), нездоровое (нездоровый образ жизни, ведущий к страданиям, патологиям), неправильное (противоправное, криминальное)»  Психология подростка/Под ред. А.А. Реана. - Спб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - С. 67..

В этом определении кроется  известное противоречие. С одной  стороны, указывается, что имеется  в виду отклоняющееся от нормы  поведение. Поэтому ряд ученых и  широкая публика считает людей  с таким поведением больными. С  другой стороны, серьезно изучающие  эту проблему исследователи-психологи  заявляют, что здесь налицо отклонения в пределах нормы. Ни о какой болезни  говорить не следует.

Как разобраться в утверждении: отклонение от нормы в пределах нормы? Дело в том, что есть норма идеальная, которой в жизни мало кто соответствует. А существует много людей, которые  не полностью, но близко приблизились к идеалу. Их и следует признать нормальными людьми.

Людей с идеальным физическим и психическим здоровьем крайне мало. Большинство из них имеет  какие-то изъяны, но они не мешают им адаптироваться к условиям реальной жизни (получить образование, служить  в армии, заниматься профессиональной деятельностью, завести семью и  т.д.). Такие люди называются практически  здоровыми. По аналогии лиц с отклоняющимся  поведением следует считать не идеальными, а практически нормальными, в  большей или меньшей степени  адаптированными к самостоятельной  жизни в социуме. Они нуждаются  не в лечении, а в исправлении  недостатков личности и поведения, в психокоррекции.

«Слово «девиантное» произошло  от латинского «deviatio», означающее: уклонение, отклонение. Во все времена и во всех обществах всегда существовали индивиды, чье поведение выходило за рамки общепринятых норм» Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академический Проект; Трикста, 2004. -С. 11..

«Нормы - правила поведения, принятые в том или ином обществе и существующие как в законодательных  актах, так и на уровне бытового сознания. Таким образом, нормы - это не только предписания, указывающие на социально  одобряемые алгоритмы поведения  и наказания за нарушения данных алгоритмов, но и отражение фактического поведения» Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп  риска. - Спб.: Питер, 2005. - С. 27..

Соответственно, любое поведение, отклоняющееся от существующих общественных правил, девиантное поведение, трактовалось как недопустимое. Следовательно, девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое  большей частью членов общества как  предосудительное и недопустимое.

О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща  определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям  поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.

Классификация девиантного  поведения по видам, как и любая  иная классификация, зависит от видового признака, выбранного исследователем в качестве основополагающего.

В рамках правовой классификации  критерием определения девиаций является степень общественной опасности, следовательно, к девиациям относят все, что противоречит существующим в настоящее время, правовым нормам: преступления; административные, гражданско-правовые и дисциплинарные деликты; проступки.

Педагогическая классификация  рассматривает девиации по степени  их влияния на успешность обучения, а именно: школьные девиации (неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные и поведенческие  отклонения) и социальные девиации (подростковый алкоголизм и проституция, бродяжничество).

Классическая социологическая  классификация рассматривает девиации как социальное явление и включает в себя следующие характеристики: масштаб (индивидуальные - массовые); объект (экономические - бытовые - имущественные); последствия (негативные - позитивные); длительность (единовременные - длительные); субъект (конкретный индивид - официальные  структуры - группы (неформальные - условные); тип нарушаемой нормы (н-р: преступность, делинквентное поведение и т.д.)

В классификации именно молодежных девиаций авторы не имеют общего мнения.

Информация о работе Проблемы подростков