Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:33, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть проблемы подросткового возраста, выявить особенности развития подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
1) дать определение понятия «отклоняющееся, или девиантное, поведение;
2) рассмотреть психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением.
• Введение
• 1. Проблемы подросткового возраста
o 1.1 Формирование личности подростка
o 1.2 Определение понятия «трудные дети»
o 2. Психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением
o 2.1 Отклоняющееся, или девиантное, поведение
o 2.2 Подростки с отклоняющимся, или девиантным поведением
• Выводы
• Заключение
• Список использованной литературы
А поскольку такие замечания
падают на почву его внутренней неуверенности
в себе, то это может, в зависимости
от обстоятельств и обстановки, вызвать
у подростка аффективную
Другой серьезной причиной
депрессивного состоят
1.2 Определение понятия «трудные дети»
На основании анализа
современной научно-
«Для характеристики отклоняющегося
поведения используют также специальные
термины - «делинквентность» и «
Под «трудными» школьниками
понимаются, во-вторых, такие дети и
подростки, нарушения поведения
которых нелегко исправляются, корригируются.
В этой связи следует различать
термины «трудные дети» и «педагогически
запущенные дети». Все трудные дети,
конечно, являются педагогически запущенными.
Но не все педагогически запущенные
дети трудные: некоторые относительно
легко поддаются
«Трудные» дети, в-третьих, особенно
нуждаются в индивидуальном подходе
со стороны воспитателей и внимании
коллектива сверстников. Это не плохие,
безнадежно испорченные школьники,
как неправильно считают
Понятие «трудные дети» имело
широкое распространение в
Нередко он ассоциируется с оскорбительной этикеткой, наклеиваемой на ребенка. Думается, что его не следует применять в общении с конкретным школьником и его родителями. В разговоре с последними лучше говорить о некоторых сложностях психического развития ребенка.
Обычно спрашивают: а по
отношению к кому ребенок может
быть трудным? Нельзя ли сказать, что
все дети трудные? Чаще всего такому
ребенку бывает трудно как с окружающими,
так и с самим собой. Даже если
он досаждает воспитателям, не чувствуя
вначале от этого дискомфорта, то
вскоре нарушитель спокойствия начинает
испытывать неприятные эмоциональные
переживания как следствие
«Бывают и разновидности трудностей. Например, герой рассказа О' Генри «Вождь краснокожих» не испытывает внутренних трудностей. Зато с большими трудностями в общении с ним встречаются окружающие. Напротив, некоторые школьники больше страдают сами, чем их окружение. К ним можно отнести педантических, эмотивных, экзальтированных и некоторых других учащихся» Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академический Проект; Трикста, 2004. -С. 11..
Все ли дети трудные? Конечно,
в течение жизни все дети и
взрослые нередко встречаются с
серьезными препятствиями, переживая
при этом отрицательные эмоциональные
состояния и преодолевая
При учете индивидуальных и возрастных особенностей и достаточном педагогическом мастерстве работать с подавляющим большинством школьников воспитателю не только легко, но и радостно. Поэтому есть смысл говорить о трудном школьнике лишь при наличии у учащегося устойчивых недостатков в характере и поведении. С таким учащимся бывает сложно обращаться и умелому педагогу.
Почему слово «трудные» пишется в кавычках? В советской школе это было связано с официальным мнением начальственных кругов, что нет по-настоящему трудных школьников, а есть плохие учителя. В этой формуле можно видеть популистское заигрывание с миллионами родителей и стремление переключить внимание масс с неблагоприятного влияния социальных факторов на психику ребенка на якобы невысокую квалификацию учителей.
Конечно, известное количество недостаточно подготовленных учителей у нас имеется, а у них, как правило, больше трудных детей в классе. Но все же это лишь один из факторов. А трудные дети встречаются и у мастеров педагогического дела.
В зарубежной психолого-педагогической литературе нередко вместо термина «трудные школьники» применяют название «учащиеся с проблемами». Подобная терминология имеет свой смысл. Во-первых, нередко разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции бывает весьма трудно, а подчас эффективные воспитательные способы воздействия наукой еще не найдены.
Употребляют указанный термин в зарубежной психологии, во-вторых, еще и в связи с гуманными, тактическими соображениями. Ведь термин «трудные дети», как уже упоминалось выше, звучит для школьника и его родителей предосудительно. Все же представляется, что понятие «дети с проблемами поведения» уже по объему понятия «трудные дети». Ведь имеется достаточное количество «трудных» школьников, поведение которых попадает в круг хорошо изученных типичных ситуаций, не требующих дополнительных исследований.
Понятие «отклоняющееся поведение»
надо отличать от терминов «отклонение
в развитии», «задержка развития»,
«отставание в развитии». Последние
три термина часто
Советские психологи и
многие современные зарубежные ученые
отрицают решающее влияние на поведение
«трудных» детей генетического
фактора, наследственной отягощенности
их сознания и действий. Природные
предпосылки определенных особенностей
психики, конечно, имеются. Но действуют
они не прямо, а через социальные
факторы. Между тем немалое количество
учителей считают, что это не так.
Они связывают появление «
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.
2. Психологические особенности
подростков с отклоняющимся,
2.1 Отклоняющееся, или девиантное, поведение
Термины «отклоняющееся поведение» и «девиантное поведение» считаются синонимами. На самом деле они близки по содержанию понятий, но не тождественны. Второе понятие более глубоко, философично и значимо для обсуждения проблем человеческого существования. Поэтому начнем с более простого и ясного, т.е. с раскрытия содержания понятия «отклоняющееся поведение».
Речь идет об отклоняющемся от нормы поведения. Для человека это, прежде всего, социальные нормы. Но они, естественно, связаны с биологическими нормами.
«Нормальным считается естественное,
здоровое, правильное поведение. Оно
соответствует естественным законам
жизни, не нарушает физического и
психического здоровья человека, соответствует
принятым в обществе правилам. Отклоняющееся
от нормы поведение
В этом определении кроется известное противоречие. С одной стороны, указывается, что имеется в виду отклоняющееся от нормы поведение. Поэтому ряд ученых и широкая публика считает людей с таким поведением больными. С другой стороны, серьезно изучающие эту проблему исследователи-психологи заявляют, что здесь налицо отклонения в пределах нормы. Ни о какой болезни говорить не следует.
Как разобраться в утверждении: отклонение от нормы в пределах нормы? Дело в том, что есть норма идеальная, которой в жизни мало кто соответствует. А существует много людей, которые не полностью, но близко приблизились к идеалу. Их и следует признать нормальными людьми.
Людей с идеальным физическим
и психическим здоровьем крайне
мало. Большинство из них имеет
какие-то изъяны, но они не мешают им
адаптироваться к условиям реальной
жизни (получить образование, служить
в армии, заниматься профессиональной
деятельностью, завести семью и
т.д.). Такие люди называются практически
здоровыми. По аналогии лиц с отклоняющимся
поведением следует считать не идеальными,
а практически нормальными, в
большей или меньшей степени
адаптированными к
«Слово «девиантное» произошло от латинского «deviatio», означающее: уклонение, отклонение. Во все времена и во всех обществах всегда существовали индивиды, чье поведение выходило за рамки общепринятых норм» Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академический Проект; Трикста, 2004. -С. 11..
«Нормы - правила поведения, принятые в том или ином обществе и существующие как в законодательных актах, так и на уровне бытового сознания. Таким образом, нормы - это не только предписания, указывающие на социально одобряемые алгоритмы поведения и наказания за нарушения данных алгоритмов, но и отражение фактического поведения» Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска. - Спб.: Питер, 2005. - С. 27..
Соответственно, любое поведение, отклоняющееся от существующих общественных правил, девиантное поведение, трактовалось как недопустимое. Следовательно, девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.
О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.
Классификация девиантного поведения по видам, как и любая иная классификация, зависит от видового признака, выбранного исследователем в качестве основополагающего.
В рамках правовой классификации критерием определения девиаций является степень общественной опасности, следовательно, к девиациям относят все, что противоречит существующим в настоящее время, правовым нормам: преступления; административные, гражданско-правовые и дисциплинарные деликты; проступки.
Педагогическая классификация рассматривает девиации по степени их влияния на успешность обучения, а именно: школьные девиации (неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные и поведенческие отклонения) и социальные девиации (подростковый алкоголизм и проституция, бродяжничество).
Классическая социологическая
классификация рассматривает
В классификации именно молодежных девиаций авторы не имеют общего мнения.