Проблемы подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть проблемы подросткового возраста, выявить особенности развития подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
1) дать определение понятия «отклоняющееся, или девиантное, поведение;
2) рассмотреть психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением.

Содержание работы

• Введение
• 1. Проблемы подросткового возраста
o 1.1 Формирование личности подростка
o 1.2 Определение понятия «трудные дети»
o 2. Психологические особенности подростков с отклоняющимся, или девиантным, поведением
o 2.1 Отклоняющееся, или девиантное, поведение
o 2.2 Подростки с отклоняющимся, или девиантным поведением
• Выводы
• Заключение
• Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Проблемы подростков.docx

— 45.79 Кб (Скачать файл)

Массовым явлением табакокурение  среди школьников становится в подростковом возрасте, примерно с 11-12 лет. Почему? Одним  из центральных новообразований  личности подростка становится стремление быть или хотя бы казаться взрослым. Быть в чем-то как взрослый труднее, чем казаться таковым для окружающих. Табакокурение - наилучший, по мнению подростков, и легчайший способ казаться взрослым, если не для самих взрослых, то для своих сверстников.

Почему же подростки курят, хотя родители и воспитатели обычно выступают против этого? Авторитет  взрослых для них очень высок. Поэтому подростки не могут представить, что взрослые люди бывают настолько  глупы или безвольны, если не могут  отказаться от этой вредной привычки сами. Следовательно, табакокурение  не такое уж зло. Просто многие взрослые не хотят признавать подростков взрослыми  и ограничивают их во всем.

Другой причиной табакокурения  подростков и старшеклассников является стремление получить более высокий  статус в глазах ровесников и обрести  достаточную уверенность в себе. Нередко подростки начинают курить, чтобы компенсировать свое отставание в коллективной жизни класса. Девочки  этим демонстрируют свою независимость  и протестное возрастное поведение. Курящие девочки находятся под  сильным влиянием сверстниц. Поэтому  они бросают курение реже, чем  мальчики.

Большое влияние на приобщение к курению оказывает в прямой и косвенной форме мощная рекламная  индустрия, а также иные факторы: любопытство, удовольствие от курения  и т. д.

В борьбе с табакокурением наиболее важна профилактика, недопущение  школьников к курению и эффективные  средства к устранению его. Подросткам надо сообщить все факты о курении  с предельной честностью. Весьма полезно  знакомить их с наглядными вредными последствиями курения.

При беседах о вреде  табака следует избегать прямого  запугивания. Значительно более  эффективно умеренное описание отрицательных  последствий курения. Отрицательно относящиеся к табакокурению  учителя достигнут большего успеха в антиникотиновой пропаганде, чем нейтрально настроенные педагоги.

Основные мотивы убеждения  в необходимости прекращения  курения должны быть позитивными. Рекомендуется  взывать к самолюбию подростков, их уверенности в себе, силе воли, чувству гордости за свои достижения, самоконтролю, а не сваливанию своей  вины на других. Помогает утверждение  о престижности достижения и сохранения хорошей физической формы. Педагогам  в их борьбе с курением школьников требуется помощь других подростков и их групповых лидеров.

Выводы

На основании проанализированной литературы, можно сделать следующие  выводы.

Как правило, при анализе  девиантных форм поведения авторы фиксируют  внимание на количественной стороне  вопроса, делая акцент на распространенности того или иного явления. Гораздо  реже можно встретить работы, где  предпринята попытка изучить  мотивы, обусловливающие склонность к принятию тех или иных форм девиантного  поведения.

Практически отсутствуют  работы, фиксирующие собственно социальную ситуацию (ситуацию взаимодействия, реакцию  окружения на девиантные формы поведения  подростка).

Заключение

Одной из важнейших задач  современной практической психологии является психологическая коррекция  отклонений детского поведения и  вневрачебная помощь трудным детям, которые доставляют окружающим немало хлопот.

Возможности психологической  коррекции и отличия от более  традиционной психотерапии в ее различных  вариантах, которыми владеют только получившие специальное медицинское  образование врачи, составляют предмет  дискуссии на страницах журналов. Бесспорным остается факт, что в  настоящее время мы переживаем бурное рождение новой, во многом до конца не изученной формы оказания социальной психологической помощи людям, в частности детям.

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подростка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все  подростки владеют своими мыслями, чувствами и поступками. А ребенку  с неблагоприятными особенностями  психического развития справляться  с ними наиболее трудно.

Столкновение мира подростка  с миром взрослых и самых разнообразных  предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при  этом у него происходит ломка многих представлений и установок, изменение  желаний и привычек, появляется неуверенность  в себе и уменьшается доверие  к другим. На смену одним чувствам и привязанностям приходят другие, которые могут носить и патологический характер.

Проблема трудных учащихся - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Трудные школьники были, есть и, конечно, будут. Но сегодня их особенно много.

Профилактика девиантного  поведения должна заключаться в  нравственном воспитании, которое, в  свою очередь, базируется на формировании у подрастающего поколения ценностной ориентации и, в частности, на правовых ценностях, как некой мировоззренческой  основе.

Важно подчеркнуть, что динамике увеличения с возрастом девиантных форм поведения соответствуют не только мотивационные перестройки, но и трансформации социальных взаимодействий подростка со взрослыми и сверстниками. В данном случае особый акцент следует  поставить на том, что в современной  социокультурной ситуации курение  и употребление алкоголя в принципе уже не оцениваются ближайшим  социальным окружением как девиация. Отношение одноклассников и взрослых к подобному поведению оценивается  как «нормальное». Возникает особая психолого-педагогическая проблема формирования установок на здоровый образ жизни.

Список использованной литературы

1. Бахадова Е.В. Неблагополучная  семья как фактор формирования  девиантного поведения детей//Вопросы  психологии. - 2009. - №1. - С. 37-50.

2. Волков Б.С., Волкова  Н.В. Возрастная психология. В  2-х ч. Ч. 2. От младшего школьного  возраста до юношества. - М.: Гуманитар.  изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 343 с.

3. Ермолаева М.В. Психология  развития. - М.: Московский психолого-социальный  институт; Воронеж: Издательство  НПО «МОДЭК», 2003. - 376 с.

4. Корнилова Т.В., Григоренко  Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп  риска. - Спб.: Питер, 2005. - 336 с., ил.

5. Проявления девиации  в подростковой субкультуре//Вопросы  психологии. - 2004. - №3. - С. 3-18.

6. Психология подростка/Под  ред. А.А. Реана. - Спб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 480 с.

7. Раттер М. Помощь трудным  детям. - М.: Прогресс, 2000. - 424 с., ил.

8. Самыгин П.С. Девиантное  поведение молодежи. - Ростов н/Д:  Феникс, 2006. - 440 с.

9. Степанов В.Г. Психология  трудных школьников. - М.: Академический  Проект; Трикста, 2004. -560с.


Информация о работе Проблемы подростков