Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:47, курсовая работа
что целенаправленное применение сюжетно-ролевых и дидактических игр способствуют преодолению проблем половой идентификации при следующих условиях:
• создание благоприятного эмоционального микроклимата в группе;
• формирование правильной игровой позиции;
• закрепление навыков полового поведения в деятельности;
• широкое использование игрового материала.
Введение
Глава 1. Теоретическое изучение проблем социализации у детей
дошкольного возраста из неполных семей
1.1 Основные проблемы социализации дошкольников из неполных семей
1.2 Понятие «социализация» и современные подходы к ее определению
Глава 2. Преодоление проблем половой идентификации дошкольников путем
применения сюжетно-ролевых и дидактических игр
2.1 Методика экспериментальной работы
2.2. Проблемы социализации дошкольников из неполных семей,
воспитывающихся в условиях круглосуточной группы дошкольного
учреждения
2.3 Формирование модели преодоления проблем половой идентификации у
детей из неполных семей, воспитывающихся в условиях круглосуточной
группы детского сада
Заключение
Литература
На вопрос, выявляющий значимость детей для родителей и наоборот, дети затруднялись ответить. Только Матвей Б. ответил: «Если у мамы и папы не будет детей, то люди будут умирать, а после них никого не останется».
В качестве положительных черт характера мужчины мальчики отметили, что хотели бы быть «добрыми», «сильными», «любящими своих детей». Девочки хотели бы быть «красивыми», «ласковыми», Катя Ф. сказала, что «хотела бы иметь хорошего мужа».
Мальчики отметили следующие типы поведения по отношению к женщине: «мужчина должен быть добрым», «должен защищать женщину», «уступать ей место в транспорте», «помогать нести тяжелые сумки», «быть красивым», «не должен кричать» и др..
Все девочки, без исключения хотели бы быть любимыми. Отметили следующие качества мужчин: «защищать от бандитов», «помогать нести тяжелые сумки», «дарить подарки».
Анализируя результаты опроса можно сделать вывод, что большинство детей имеет представление о различии полов, затруднения вызывают вопросы о значении детей в жизни взрослых и деторождения.
Анализирую сформированность поведения, идентичного полу, представления об общих качествах, которыми могут обладать мальчики и девочки, нами сделаны следующие выводы. В качестве основных критериев, которые присуще поведению девочек, дети называли следующие: «быть хорошей», «красивой», «слушаться родителей», «не баловаться». Мальчик должен быть «хорошим», «не отбирать игрушки», «слушаться родителей». Как видно из ответов, дети в качестве идеальной модели для подражания отмечали наличие общечеловеческих качеств, таких как ум, воспитанность и др..
Качествами, которыми должна обладать мама, назывались следующие: не должна бить детей (87 %), не должна употреблять спиртные напитки (2%), должна убирать, готовить кушать (90%).
В качестве основной обязанности пап 52 % детей назвали зарабатывание денег.
Особым разнообразием отличались ответы детей, по поводу того, чего бы они хотели для своей семьи: «чтобы папа был всегда хороший, не бил маму и меня», «чтобы родители не ругались», «маме – платье, себе лаковые туфли», «чтобы папы вернулся назад к маме» и др..
Исходя из вышеизложенного, нами был сделан вывод, что отпечаток на представления, мотивы, ценности детей накладывает система семейного воспитания, взаимоотношение супругов между собой, близость общения родителей с детьми.
Анализируя составленные детьми рассказы, целью понимания девочками маскулинных черт мальчиков, уточнение о мужественности мальчиков, а мальчиками понимания фемининных черт девочек, уточнение о понятии женственности можно сказать, что дети с неподдельным интересом и удовольствием участвовали в их составлении. Однако в основном использовали простые предложения, детально не поясняя то, о чем говорили, не были эмоциональны. На наш взгляд трудность состояла в недостаточности словарного запаса, особенно для выражения чувств.
Рассказ без наводящих вопросов составить было затруднительно, но, тем не менее, тонкой нитью чувствуется понимание детьми и интерес к противоположному полу. Есть осознание и значимость того, что мальчики - настоящие мужчины, которые берут на себя сложные поручения и обязанности, проявляя, таким образом, лучшие мужские качества – силу, выносливость, умение преодолевать трудности, а девочки заботятся о создании красоты, учатся быть терпеливыми и нежными.
С целью выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка мы использовали методику «Рисунок семьи».
В большинстве случаев дети не включали
себя в состав семьи на рисунке (Ян И., Андрей
Е., Аня Ф., Тереза Л., Костя Д., Эльдар С.). По словам педагога-психолога
дошкольного учреждения, это указывает
на отверженность ребенка в семье (эмоциональное
неприятие). Когда ребенок ощущает себя
лишним и ненужным, отверженным в своей
семье, он или просто не желает и не хочет
рисовать свою семью, или рисует ее, позабыв
нарисовать себя. Кроме того, такая ситуация
может указывать на конфликтную ситуацию
в семье. Известно, что чем младше и чувствительней
ребенок, тем чаще он считает себя виновником
конфликтов в своей семье, расценивая
их в виде расплаты за баловство, непослушание
и детские грехи. Ребенок, чувствуя себя
виновным, отвержен в собственных глазах,
поэтому его рисунки почти всегда напоминают
аналогичные рисунки при эмоциональном
неприятии детей в семье. Чаще всего ребенок
"забывает" нарисовать того из близких,
из-за кого, как он считает, возник конфликт.
Когда ребенок при конфликтах "забывает"
вдруг нарисовать себя, то этим как бы
он наказывает самого себя.
Анализируя рисунки сестер Кати Ф. и Ани Ф. можно сделать вывод о том, что мама является для них авторитетом. Ее значение для девочек больше, чем папы, так как фигура мамы значительно больше по величине, чем фигуры остальных родственников.
Анализируя рисунок Олега Т. необходимо отметить привязанность ребенка к матери, их близкий эмоциональный контакт. Олег Т. изобразил маму дважды на одном рисунке, рядом со вторым изображением себя. Мама и Олег Т. держатся за руки. Комментируя рисунок, педагог-психолог рассказал о том, что маме Олега Т. в сентябре 2008 года были возвращены родительские права на ребенка и Олег, до этого живший с отцом стал проживать с матерью. Видимо данная ситуация имеет для ребенка особое значение и отношение к ней он предал в рисунке.
Следует отметить рисунок Жени Д., который с особой тщательностью прорисовывал детали рисунка, комментируя его рассказом о своей маме. На рисунке Женя изобразил себя рядом с мамой, они держать за руки. По словам педагога-психолога это отражает эмоциональную привязанность Жени Д. к маме. Эмоциональная привязанность ребенка к одному из родителей, как правило, изображается так, что ребенок находится вплотную к этому родителю или же рядом с ним. Величина пространства между ними минимальна. Нередко руки их протянуты друг к другу, подчеркивая полное согласие между родителем и обожающим его ребенком. Почти всегда ребенок пытается нарисовать любимого родителя одним из первых на рисунке. Фигура этого родителя обычно выше всех других фигур или хотя бы превышает рост ребенка, тем самым как бы придавая ребенку своеобразную, понятную ему лишь одному, необходимую для жизни защищенность. Что можно увидеть на рисунке Жени Д..
Наблюдение детьми из неполных семей, воспитывающихся в условиях круглосуточной группы дошкольного учреждения в различных режимных моментах показало на бедность и недостаточную степень выраженности эмоциональных проявлений детей. Как правило, преобладают такие чувственные проявления как злобность, упрямство, агрессивность. Дети не могли поделить мыло при умывании (Андрей Е.., Женя Д.), порядок дежурства по столовой, игрушки (все члены детского коллектива), что проявлялось в ежедневных конфликтах. Наибольшую агрессию проявлял Андрей Е., он мешал играм детей, разрушал их постройки, ломал игрушки. Дети довольно редко демонстрировали сочувствие, радость. Самым ярким чувственным проявлением была ласковость, которая проявлялась по отношению к взрослым, что говорит о недостатке любви и ласки у детей данной группы.
Дети не активно вели себя на занятиях, чаще всего у них отсутствовал интерес к занятиям. В общении с взрослыми проявляли застенчивость, скрытность, не желание идти на контакт. Дети весьма скупо выражали свои переживания.
По рассказам воспитателей круглосуточной группы среди детей встречается воровство и лживость в объяснении причин своих поступков.
Работа по формированию правильных установок и ориентаций в области отношения полов не может быть эффективной без взаимодействия с семьей. С целью определения особенностей полового воспитания в семье нами использовалось анкетирование родителей. При ответе на вопрос «Одинаково или различно надо воспитывать мальчиков и девочек в семье?» 94 % опрошенных ответили, что различия есть, но не все при этом смогли их назвать. Однако были и такие родители 6%, которые утверждали, что различий в воспитании разнополых детей нет и быть не может. 91 % родителей не находят времени общаться с ребенком, ссылаясь на то, что ребенок всю неделю находится в дошкольном учреждении.
На вопрос о том, имеет ли ребенок домашние обязанности, все родители ответили утвердительно. Как правило, список домашних поручений включал мытье посуды, уборку игрушек, помощь по хозяйству.
В качестве совместных домашних занятий чаще упоминались чтение, просмотр телепередач, подготовка к школе.
Результаты анкетирования показали, что родители не достаточно интересуются поведением и особенностями своих детей. Некоторые вопросы анкеты заставили родителей задуматься о собственной роли в жизни ребенка. Многие сожалели о недостатки времени, уделяемом сыну или дочери.
С нашей точки зрения преодолеть существующие проблемы половой идентификации детям из неполных семей, воспитывающихся в условиях круглосуточной группы дошкольного учреждения можно с помощью сюжетно-ролевых и дидактических игр на тему межполовых отношений. Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, именно по этому, на наш взгляд, это оптимальный путь для того, чтобы обогатить представления детей о качествах мужественности и женственности, сформировать определенный тип поведения.
2.3 Формирование
модели преодоления проблем
Проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.
С целью преодоления проблем половой идентификации у детей из неполных семей, воспитывающихся в условиях круглосуточной группы детского сада, нами была разработана программа «Первые шаги во взрослый мир». Основные направления которой, следующие:
- выявление степени сформированности у дошкольников представлений о половых ролях;
- определение особенностей
- обогащение представлений
- консультативно – просветительская работа с родителями.
Первые два направления программы были реализованы нами на стадии констатирующего эксперимента. В результате определены знания детей по вопросам взаимоотношения полов, основных качеств мужчины и женщины, функции, выполняемые ими в процессе взаимодействия. Немаловажную роль в процессе формирования качеств мужественности и женственности выполняет семья, характер и особенности семейного воспитания. Особое значение приобретает целенаправленная работа по преодолению проблем полоролевой идентификации в связи с тем, что большинство детей, воспитывается в неполных семьях.
Игры бывают самые разнообразные, но необходимо помнить, что в игре для ребенка главное — получить удовольствие, реализовать интерес, иначе они перестают быть игрой. Все игры, несмотря на их отличия, имеют общую схему. В основе любой игры лежат правила ее организации.
У любой игры есть:
Особо мы обращали внимание на моральное и психологическое состояние ребят после окончания игры. Необходимо было помочь ребятам сделать анализ игры, собственных эмоций, постараться снять отрицательные эмоции у ребят, если такие возникли в процессе игры.
Каждую из игр мы начинали со «знакомства». Это помогало наладить эмоциональный контакт с детьми, снять эмоциональное напряжение, помогало ребятам раскрыться в процессе игры. Для этого нами использовались игры на знакомство («Давайте познакомимся», «Имя – движение», «Паутинка», «Свое имя назови», «Имя мяч») ( приложение № 4).
Одной из основных сюжетно-ролевых игр, используемых для преодоления проблем полоролевой идентификации у детей из неполных семей, воспитывающихся в условиях круглосуточной группы, стала игра «Семья».
Анализ содержания показал, что отражение женских ролей было более богатым, чем мужских ролей мальчиками: в играх девочки брали на себя не только роли заботливых мам, но и функции хозяек, которые убирают квартиру, стирают, готовят обед, наводят в них порядок и красоту. Сложнее обстояли дела с мальчиками. Большая часть из них выполняла роль «мужей», которые ходили на работу, смотрели телевизор, занимались ремонтом автомобиля. Лишь одна треть из них проявляла заботу о семье: были заботливы к жене, детям, помогала по хозяйству. Нередко у мальчиков проявлялась грубость по отношению к «жене», игры содержали имитацию пристрастия к спиртным напиткам, что сопровождалось приходом «папы» домой выпившим. В одной из игр дети даже имитировали «скандал» с вызовом милиции. Игру сразу же пришлось прекратить.
Дальнейшие сюжетно-ролевые игры на тему «Семья» проводились под строгим контролем взрослого. С детьми оговаривалась определенная жизненная ситуация, распределялись роли. Однако случаи асоциального поведения прослеживались в играх не однократно, игра на этом останавливалась и с детьми проводилась беседа по поводу их отношения к возникшей ситуации, как возникшую ситуацию можно предупредить. В итоге рисовалась идеальная картина поведения членов семьи и ситуация вновь проигрывалась детьми.
Такие случаи стали тревожным сигналом для воспитателей, послужили толчком для проведения соответствующей работы с ребенком и родителями, направленной на исправление «изъянов» в формировании личности дошкольника как будущего семьянина.
Сюжетно-ролевая игра «День рождения» вначале вызвала у детей определенные затруднения. Действия мамы, папы и именинника до прихода гостей были всем понятны: мама готовила угощение, накрывала на стол, прихорашивалась перед зеркалом, папа ездил за покупками на машине, помогал маме в подготовке праздничного стола. С приходом гостей дети начали испытывать некие затруднения, они не знали как вести себя в данной ситуации, что следует поздравить именинника и отдать ему подарки сразу после прихода, как себя вести за праздничным столом, что следует делать после застолья. Праздничное застолье не обошлось без «спиртных напитков». Игру пришлось прекратить и, начав заново, руководить действиями детей взяв на себя роль одного из гостей.
Информация о работе Проблемы социализации дошкольников из неполных семей