Проблемы социализации дошкольников из неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

что целенаправленное применение сюжетно-ролевых и дидактических игр способствуют преодолению проблем половой идентификации при следующих условиях:
• создание благоприятного эмоционального микроклимата в группе;
• формирование правильной игровой позиции;
• закрепление навыков полового поведения в деятельности;
• широкое использование игрового материала.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическое изучение проблем социализации у детей
дошкольного возраста из неполных семей
1.1 Основные проблемы социализации дошкольников из неполных семей
1.2 Понятие «социализация» и современные подходы к ее определению
Глава 2. Преодоление проблем половой идентификации дошкольников путем
применения сюжетно-ролевых и дидактических игр
2.1 Методика экспериментальной работы
2.2. Проблемы социализации дошкольников из неполных семей,
воспитывающихся в условиях круглосуточной группы дошкольного
учреждения
2.3 Формирование модели преодоления проблем половой идентификации у
детей из неполных семей, воспитывающихся в условиях круглосуточной
группы детского сада
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Проблемы социализации дошкольников из неполных семей.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Особую радость и желание играть у детей вызывали такие сюжетно-ролевые игры как «Парикмахерская», «Магазин» и «Больница». В большинстве случаев дети не могли поделить роли, каждый хотел взять на себя главную роль – врача, парикмахера, продавца. Мальчики стремились выполнять сугубо «мужские» роли – водителя грузовика, машины «скорой помощи». Если им не удавалось получить эту роль, то они старались в процессе игры ввести новые персонажи – милиционера, инспектора ГАИ. Был случай, когда в процессе игры в «Магазин» Андрей Е. инсценировал ограбление, где выступил в роли грабителя. Игру пришлось остановить и провести с детьми беседу относительно характера поступка Андрея.

Девочки с удовольствием исполняли роли мам, передавая заботу о детях и семье в целом.

Для формирования представлений детей о распределении семейных обязанностей в семье, нами предложена дидактическая игра «Кто что делает?». Каждому ребенку, индивидуально было предложено разложить 18 карточек, изображающих тот или иной вид труда, на 3 группы: то, что дома делает мама; то, что дома делает папа и то, что все члены семьи делают вместе.

Одни дети (Тереза Л., Михалина Б.) довольно быстро раскладывали карточки, иногда они поясняли свой выбор: «мама всегда все чинит, папа вообще не хочет помогать». В таких случаях мама бала занята приготовлением пищи, уборкой, вязанием, мытьем посуды. Папа – просмотром телепередач, в редких случаях ремонтом. Костя Д. затруднялся с выбором деятельности характерной для каждого члена семьи и отказался от выполнения задания, пояснив тем, что он не знает какой выбор сделать

По результатам проведения дидактической игры «Кто что делает?» с детьми проводилась индивидуальная работа, которая включала раскладывание картинок по 3 группам с пояснением выбора. Затем данная игра была предложена всем детям для коллективного выбора.

Для формирования полноценного представления о женской и мужской одежде нами была предложена дидактическая игра «Что оденет тетя? Что оденет дядя?». Каждому ребенку, индивидуально было предложено разложить 20 карточек с одеждой и предметами галантереи, на 3 группы: для дяди; для тети; дядя и тетя вместе.

Данная дидактическая игра не вызвала у детей никаких затруднений. Каждый ребенок с первой попытки правильно разложил все карточки. Однако над отдельными изображениями дети задумывались – перчатки, шарф и т. п.

Для формирования представлений о мире женских и мужских профессий нами использовалась дидактическая игра «Кем быть?». Каждому ребенку, индивидуально предлагалось разложить 16 карточек, изображающих ту или иную профессию, на 3 группы: мужские профессии; женские профессии; профессии для обоих полов.

Следует сказать, что для детей это стало не совсем легкой задачей. В современном мире профессий практически стерлась граница между типично мужскими и женскими профессиями. В современной гендерной культуре сформировался образ женщины, который можно условно назвать образом «работающей матери», что подразумевает участие женщины в публичной и профессиональной сферах, а также выполнение миссии материнства как женского природного предназначения. Современные женщины в настоящее время имеют равный статус с представителями противоположного пола в области прав и возможностей как в публичной сфере (политика, образование, профессиональная деятельность, культурная жизнь), так и в частной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и др.). Поэтому половое разделение труда потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье, на производстве стали в принципе равноправными. В наше время очень многие социальные роли и занятия вообще не разделяются на «мужские» и «женские».

Изменение в обществе нашли свое отражение и в сознании дошкольников. С каждым ребенком проводилась индивидуальная работа по формированию представлений о сфере мужских и женских профессий. Выбор каждой профессии аргументировалась исходя из физических и психологических особенностей мужчин и женщин.

Доминирующим фактором социализации в дошкольном возрасте является семья. Прежде всего, это касается внутрисемейных взаимоотношений с родителями и другими взрослыми, служащими моделью поведения мужчины или женщины. Ребенок, идентифицируясь с одним из них, овладевает навыком усвоения социальной роли представителя определенного пола, включая в самосознание программу выбранного типа поведения. В связи с этим нами проводилась не только работа с детьми, но и работа с родителями. Важным шагом стало установление контакта с родителями, изучение их отношения к дифференцированному воспитанию мальчиков и девочек.

Важное место заняла работа в тесном контакте с заместителем заведующего дошкольным учреждением по организации досуга детей дома для того, чтобы родители находили больше времени для общения с детьми дома в выходные дни. С этой целью в родительском уголке помещались методические материалы, образцы игр для детей в будние и выходные дни.

Результаты анкетирования родителей на стадии констатирующего эксперимента были использованы для подготовки ряда памяток, которые были помещены в родительском уголке: «Памятка для родителей, воспитывающих детей в неполных семьях» (приложение 4), «Практические рекомендации для взрослых по полоролевому воспитанию детей» (приложение 5).

Кроме того в родительском уголке помещались рекомендации по прочтению литературы для мальчиков и девочек. Для мальчиков: сказка “Как мальчик спас свой город”; К.Д. Ушинский “Сила не право”; сказка “Два брата”; Е. Пермяк “Для чего руки нужны”; Н. Носов “Заплатка”; Дж. Родари “Чем пахнут ремесла”; Е. Пермяк “Торопливый ножик”; В. Осеева “Сыновья”; В. Бороздин “Тренировки”; С. Барузднин “Когда люди радуются”.

Для девочек: В.Осеева “Добрая хозяюшка”; Сербская сказка “Почему у месяца нет платья”; А. Барто “Катя”; К.Д. Ушинский “Лекарство”; Л. Вороикова “Новая кукла”; С. Баруздин “Мамина работа”; Русская народная сказка “Крошечка-Хаврошечка”; Н. Калинина “Помощники”; А. Барто “Бабушка-забота”.

Одним из способов расширения представлений детей о мужественности и женственности стал выпуск стенгазет, совместно с детьми к праздникам 23 февраля – «Каким должен быть настоящий мужчина?» и 8 марта – «Моя мама самая…».

Под влиянием формирующих воздействий произошли положительные сдвиги в расширении представлений детей о качествах мужественности и женственности. У воспитанников круглосуточной группы дошкольного учреждения появилось больше примеров проявлений подобных качеств, как в повседневной жизни, так и в сюжетно-ролевых играх на семейную тематику.

После проведения формирующего эксперимента нами было проведено исследование эффективности проведенных мероприятий: беседы с детьми с целью выяснения представлений детей о своей половой принадлежности, признаках сходства с родителями. Понимание и осознание ребенком чувства женственности (у девочек), а у мальчиков – мужественности.

Кроме того с целью понимание девочками маскулинных черт мальчиков, а мальчиками понимания фемининных черт девочек дети составляли рассказы о представителях противоположного пола.

Из проведенной беседы можно сделать вывод о том, что у детей достаточно полно сформировано представление о своей половой принадлежности. Это объясняется умением детей различать половые и возрастные отличия людей. Дети способны определять и идентифицировать пол, как по внешним признакам, так и по строению и особенностям тела.

Понимание девочками чувства женственности, также как мальчиками – мужественности есть, но недостаточно осознанно. Внимание этому аспекту уделяется мало, и в повседневной жизни знания не применяются.

Анализируя составленные детьми рассказы, можно сказать, что дети с неподдельным интересом и удовольствием участвовали в их составлении. Девочки использовали сложные предложения, детально поясняя то, о чем говорили, были очень эмоциональны. Мальчики отличались простотой изложения. Рассказ без наводящих вопросов составить было затруднительно, но тем не менее, тонкой нитью чувствуется понимание детьми и интерес к противоположному полу. Есть осознание и значимость того, что мальчики - настоящие мужчины, которые берут на себя сложные поручения и обязанности, проявляя, таким образом, лучшие мужские качества – силу, выносливость, умение преодолевать трудности, а девочки заботятся о создании красоты, учатся быть терпеливыми и нежными.

В наблюдении за детьми можно отметить, что у мальчиков стали появляться настоящие мужские качества по отношению к представительницам противоположного пола (сверстницам, воспитателям), закрепилось желание оказывать различные знаки внимания, брать на себя тяжелую работу (нести игрушки, материалы для занятия, сумки). Девочки начали эстетически подходить к убранству игровой комнаты, сервировки стола, собственному внешнему виду.

Воспитание начал мужественности и женственности более эффективно, когда оно осуществляется совместными усилиями педагогов и родителей, так как именно взрослые являются носителем достоверных знаний для ребенка. Это требует огромных усилий со стороны педагогов, поскольку они имеют возможность общаться с родителями лишь два раза в неделю. Семьи, в основном, неблагополучные и объяснить родителям необходимость общения и определенной работы с детьми довольно трудно.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась: целенаправленное применение сюжетно-ролевых и дидактических игр способствует преодолению проблем половой идентификации.

 

Выводы по главе

 

У большинства дошкольников из неполных семей, воспитывающихся в условиях круглосуточной группы представления о будущих половых и семейных ролях, верно, отражают социально-одобренные образцы женского и мужского поведения. Под влиянием формирующих воздействий произошли положительные сдвиги в расширении представлений детей о качествах мужественности и женственности.

В дошкольном возрасте предоставляется огромная возможность формирования первых правильных представлений о семейных ролях и качествах мужественности и женственности. В связи с тем, что в круглосуточной группе дети в основном из неблагополучных семей, то они имеют искаженные образцы полового поведения в лице своих родителей. Эти первоначальные впечатления имеют возможность отражения и практического правления в межличностном общении со сверстниками.

Для преодоления проблем половой идентификации и закрепления, правильных образцов полового поведения, следует проводить целенаправленную работу с дошкольниками. Наиболее оптимальным для этого в дошкольном возрасте является использование сюжетно-ролевых и дидактических игр, что подтвердили результаты нашего исследования.

 

Заключение

 

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что целенаправленное применение сюжетно-ролевых и дидактических игр способствуют преодолению проблем половой идентификации при следующих условиях:

• создание благоприятного эмоционального микроклимата в группе;

• формирование правильной игровой позиции;

• закрепление навыков полового поведения в деятельности;

• широкое использование игрового материала.

 В настоящее время в теории и практике дошкольного воспитания все более акцентируется внимание на вопросах укрепления семьи и повышения ее воспитательного потенциала.

Такая задача остро поставлена в связи с тем, что в последние годы 
учащается число разводов, особенно среди молодежи. Одной из главных 
причин этого, но мнению многих ученых, является отсутствие четких представлений о мужских и женских социальных ролях, неумение супругов 
строить свои взаимоотношения в семье и распределять семейно-бытовые 
обязанности. Существующие в педагогике и психологии тенденции, не 
достаточно учитывающие в развитии и воспитании ребенка такое фундаментальное его свойство как пол, во многом повинны в возникновении 
и закреплении этого серьезного дефекта в жизни семьи.

Учитывая эти факты, следует сказать, что формирование четких, соответствующих социальным нормам представлений о полноценной семье, правильных мужских и женских ролях имеет наибольшее значение для воспитанников круглосуточной группы дошкольного учреждения из неполных семей. Так как они имеют искаженный образец семьи, проецируя его на собственные отношения и поведение в будущей жизни.

Проблема подготовки подрастающего поколения к выполнению социальных ролей в будущей семье, роли мужа и жены, отца и матери может быть успешно решена только при дифференцированном подходе к воспитанию мальчиков и девочек.

Нам никуда не уйти от того факта, что мужчина, как существо более сильное, тысячелетиями подавлял все попытки женщины к свободному личностному развитию, и это положение изменилось лишь сравнительно недавно.

Современные женщины в настоящее время имеют равный статус с представителями противоположного пола в области прав и возможностей как в публичной сфере (политика, образование, профессиональная деятельность, культурная жизнь), так и в частной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и др.). Поэтому половое разделение труда потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье, на производстве стали в принципе равноправными. В наше время очень многие социальные роли и занятия вообще не разделяются на «мужские» и «женские».

Однако в современной педагогике, несмотря на установившуюся позицию равенства полов, без учета особенностей мужественности и женственности невозможно успешно, правильно и безболезненно формировать личность будущих мужчин и женщин.

Информация о работе Проблемы социализации дошкольников из неполных семей