Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 23:38, курсовая работа
Цель работы: оценить уровень коммуникативных особенностей у учителей начальных классов.
Задачи:
1. Дать понятие компетентность, компетенция и профессиональная компетентность.
2. Определить сущность профессиональной компетентности учителя начальных классов с младшими школьниками.
3. Рассмотреть основные требования к учителю начальных классов.
4. Провести исследование в виде тестирования с учителями начальных классов, и сделать анализ результатов.
Введение
В литературе педагогики и психологии понятие компетентность трактуется по разному. Для осуществления своей работы учителя необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, и обладать уровнем профессиональной компетентности. Поэтому понятие компетентности выражены в разных формулировках, но несут единый смысл его объяснения. Сеичас в системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть «осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности» (словарь В. И. Даля). Профессиональная педагогическая компетентность определяется, как владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания . В отечественной педагогике и психологии существуют различные подходы к определению сущности, содержания и структуры профессиональной компетентности педагога. Выдвигается очень много требований к учителю начальных классов. Основное требование это быть компетентным специалистом. Владеть профессиональными знаниями и умениями, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями.
Это значит, что современный учитель начальных классов –это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.
Актуальность темы компетентности учителя, в том что, сеичас ввели новые ФГОС предъявляются новые требования к учителям, в разных
3
критериях компетентности.
Объект исследования: компетентность учителя.
Предмет исследования: профессиональная компетентность учителя начальных классов с детьми.
Цель работы: оценить уровень коммуникативных особенностей у учителей начальных классов.
Задачи:
1. Дать понятие компетентность, компетенция и профессиональная компетентность.
2. Определить сущность
профессиональной
3. Рассмотреть основные требования к учителю начальных классов.
4. Провести исследование
в виде тестирования с
4
Глава I. Профессиональная компетентность учителя начальных классов.
1.1 Понятие компетентность.
В литературе понятие «компетентность» раскрывается по разному, и появилось оно в конце 1960 - начале 1970-х гг. на Западе, а в конце 1980-х гг. в России под названием компетентностный подход в образовании. Этот подход описывала И.А. Зимняя в своей научной деятельности «Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования». Если говорить о компетентности учителя его деятельности. Ведь не зря говорил, К.Д. Ушинский « учитель живет, пока учится» Для осуществления своей работы учителя необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, и обладать уровнем профессиональной компетентности. Понятие компетентности выражены в разных формулировках, но несут единый смысл его объяснения. Термин «профессиональная компетентность учителя» и иногда употребляющийся как тождественный «педагогическая компетентность». Проанализировав исследования основоположников и разработчиков компетентностного подхода (Н. Хомского, Р. Уайта, Дж. Равена, Н.В. Кузьминой, и др.). Дж.Равен определяет понятие компетентности как специфической способности, состоящей из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, некоторые компоненты, могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения. Необходимого для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, и включающей узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Сущность всех видов компетентности заключается в том, что они являются «мотивированными способностями», проявляющимися в личностно значимой для субъекта деятельности, причем ценностный аспект является
5
решающим при определении компетентности. Другие мнение, что компетентность - это способность человека действовать за пределом учебных сюжетов и ситуаций (В.А.Болотов). По определению Б.Д. Эльконина, компетентность – это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность. Компетентность – это глубокие профессиональные знания. Обладание определённой компетенцией знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (О.Е. Лебедев).
Профессиональная компетентность учителя - интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.
По мнению Сорокиной Т.М, под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя. Объясняется, как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.
6
1.2 Этапы становления компетентностного подхода в образовании.
Первый этап (1960–1970 гг.) характеризуется введением категорий компетенция и компетентность учителя и вводятся предпосылки для разграничения этих понятий. Второй этап (1970–1990 гг.) происходит использование этих критериев в теории и практике обучения профессионализму учителя. Третий этап начат в 90-е годы двадцатого века, характеризуется А.К. Марковой, где в ее труде «профессиональная компетентность» становится предметом специального всестороннего рассмотрения. Чуть позже в материалах ЮНЕСКО рассматривается варианты компетенций, как желаемый результат образования. «Образование: сокрытое сокровище» это название доклада, в котором были сказаны основные ступени, на которых должно основываться образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить, что, по сути, определило основные компетентности. На симпозиуме в Берне (27–30 марта 1996 г.) по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является те компетенции, которые должны приобрести обучающиеся, как для успешной работы, так и для дальнейшего образования.
1.3 Профессиональная компетентность учителя.
Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. В настоящее время существуют различные трактовки понятия и классификации профессиональной компетентности. Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как: «владение учителем необходимым количеством знаний, умений и навыков, определяющих
сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» (Коджаспирова Г. М.). Но выделят два взаимосвязанных понятия компетентность и компетенция учителя. В разной литературе определение понятий «компетентность» и «компетенция» получило широкое распространение и различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. Одни отождествляют его с понятием «компетентность», другие – выделяют его как самостоятельную структуру. В научной литературе данной проблематики актуальным остается и вопрос о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция». Одни авторы употребляют их как слова – синонимы, обозначающие действенность системы знаний. Другие авторы разводят эти понятия по разным основаниям. Так, Э.Ф. Зеер и Э. Сыманюк, обозначают термином «компетентности», как интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще, а термином «компетенции» – интегративную целостность, действенность знаний, опыта в профессиональной деятельности. С.Ш. Чернова в определении соотношения понятий «компетентность» и «компетенции» занимает позицию, согласно которой под компетентностью понимается характеристика личности, означающая обладание совокупностью определенных компетенций. Компетенция – это единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида, определяющие заданной ситуации. При такой интерпретацией компетентность включает в себя разного рода компетенции.
По определению О.В. Ховова, профессиональная компетентность включает «не только представление о квалификации: профессиональных навыках, как опыта деятельности, умений и знаний, но также освоение социально-
8
коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности». Профессиональная компетенция, является основой профессиональных качеств личности.
В своих исследованиях И.Л. Зимняя, разводит эти понятия, обосновывает свою точку зрения на их взаимоотношение. Понятие «компетентность по сравнению с компетенцией гораздо шире», – пишет И.Я. Зимняя. – «Оно включает наряду с когнитивно-знаниевым мотивационный, отношенческий, регулятивный компоненты». Компетенция, это «программа», на основе которой развивается компетентность. Одной из важнейших характеристик элементов компетентности и компетенций, подчеркивается именно активности действенность и применение имеющихся знаний и опыта, наличие потенциальной (потребность, мотив, цель, инструментальная основа) и реализованной структуры (внутренняя и внешняя деятельность) в компетентности. Рассматривает компетентность и компетенции как взаимоподчиненные компоненты активности субъекта. Компетенция это, как потенциальная активность, готовность и стремление к определенному виду деятельности. Компетентность – это интегральное качество личности поэтому, успешно реализуется в деятельности компетенции. Компоненты могут быть представлены следующим образом:
9
Подведя итог, можно сказать, что понятия компетентность и компетенция очень взаимосвязаны, учитель обладающий компетенцией, знающий, осведомлённый в определенной области обучения, научных знаний. А компетентность это, то есть овладения знаниями, которые способствуют ему рассуждать, думать, применять на практике.
1.4 Структура профессиональной компетентности учителя.
Модель (требования) профессиональной компетентности учителя, которой он должен обладать. Выделяются критерии, которыми учитель должен обладать.
Первое, это педагогические умения, выделяют:
1. Умения "переводить" содержание
объективного процесса
10
2. Умения построить и привести
в движение логически
3. Умения выделять и
4. Умения учета и оценки
Основные элементы педагогической компетентности
11
Информация о работе Профессиональная компетентность учителя начальных классов