Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: оценить уровень коммуникативных особенностей у учителей начальных классов.
Задачи:
1. Дать понятие компетентность, компетенция и профессиональная компетентность.
2. Определить сущность профессиональной компетентности учителя начальных классов с младшими школьниками.
3. Рассмотреть основные требования к учителю начальных классов.
4. Провести исследование в виде тестирования с учителями начальных классов, и сделать анализ результатов.

Файлы: 1 файл

проф комптентность у н к.docx

— 59.89 Кб (Скачать файл)

1.8  основные требования к учителю начальных классов.  

Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов.

Основные подходы:

  1. требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;
  2. специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;
  3. система педагогической культуры учителя

 

 С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность.  Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция, а фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.

21

Второе направление,  включает:

  1. понимание места начального обучения в системе непрерывного образования
  2. знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность и т. д.);
  3. понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести, а это взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями» индивидуальное и групповое общение с родителями.

 

        Третье направление,  система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов:

  1. Перцептивный компонент -  умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей, способность к эмпатии.
  2. Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности.
  3. Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной деятельности.
  4. Инновационный компонент -  потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск.

 

22

  1. Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.

 

        Компетентность занимает одно из подчиненных мест в общей системе требований к профессиональным характеристикам учителя начальной школы.

1.9 Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов.

Профессиональная компетентность учителя  - интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта,  обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:

  1. Общекультурный критерий.
  2. Общепрофессиональный критерий.
  3. Коммуникативный критерий.
  4. Личностный критерий.
  5. Критерий саморазвития и самообразования.

23

    1. Общекультурный критерий

Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.

Таким образом, выделяют  три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:

  1. общая образованность и широта кругозора;
  2. информированность в области культурных новинок;
  3. культура речи.
  4. Общепрофессиональный критерий

Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

  1. владение содержанием учебных дисциплин;
  2. владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  3. знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

 

24

    1. Коммуникативный критерий

Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Часто учитель вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.

Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:

  1. потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;
  2. эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;
  3. доброжелательный и конструктивный стиль общения.
  4. Личностный критерий

Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу

25

необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств.

Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.

Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:

  1. профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  2. наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;
  3. наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо - эмоциональным нагрузкам.
  4. Критерий саморазвития и самообразования

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.

Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая

26

черта профессионализма учителя.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

  1. самокритичность, требовательность к себе;
  2. потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;
  3. исследовательский стиль деятельности

Представленные критерии оценки профессиональной компетентности учителя начальных классов представляют собой один из возможных подходов к анализу проблемы педагогического профессионализма. Данный подход не претендует на исчерпывающую полноту и глубину, но вместе с тем позволяет разрабатывать основы для удобной и доступной диагностики профессиональной компетентности         учителя с опорой на разработанные показатели по каждому из выделенных критериев.                                                                     

Соотношение профессионального мастерства и компетентности учителя начальных классов находят в тесном взаимодействии. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, знанием воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

27

 Со всеми перечисленными  характеристиками мастерства сводится  к компетентности, так как именно  учитель начальных классов творческая  личность, соответственно обладающая  мастерством, умело преподавать, обладая  научными  знаниями, знающая подход,  к ребенку учитывая возрастные  особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

Глава II. Коммуникативная компетентность  у учителей младших школьников

2.1 Исследование и его особенности.

Эксперимент — это особый вид исследования, направленного на проверку научных и прикладных гипотез.

Гипотеза – это предположение вероятностного характера, требующая строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях. Без гипотез нет эксперимента.

Известные психологи-экспериментаторы П. Фресс и Ж. Пиаже писали: «Экспериментальный метод — это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но зато окончательной»

Обязательным для полноценного психолого-педагогического эксперимента является соблюдение следующих основных правил:

Четкая формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.

Установление критериев и признаков, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.

Точное определение объекта и предмета исследования. Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики

29

состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.

Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.

Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента. Характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента, формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента.

Тест - это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических характеристик (функций).

Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

2.2. уровень коммуникативных особенностей у учителей начальных классов.

Цель: оценить уровень коммуникативных особенностей у учителей начальных классов. 

Задачи: 1) Провести тестирование с несколькими учителями начальных классов.

2) Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

Информация о работе Профессиональная компетентность учителя начальных классов