Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 23:38, курсовая работа
Цель работы: оценить уровень коммуникативных особенностей у учителей начальных классов.
Задачи:
1. Дать понятие компетентность, компетенция и профессиональная компетентность.
2. Определить сущность профессиональной компетентности учителя начальных классов с младшими школьниками.
3. Рассмотреть основные требования к учителю начальных классов.
4. Провести исследование в виде тестирования с учителями начальных классов, и сделать анализ результатов.
1.8 основные требования к учителю начальных классов.
Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов.
Основные подходы:
С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция, а фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.
21
Второе направление, включает:
Третье направление, система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов:
22
Компетентность занимает одно из подчиненных мест в общей системе требований к профессиональным характеристикам учителя начальной школы.
1.9 Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов.
Профессиональная компетентность учителя - интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:
23
Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.
Таким образом, выделяют три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:
Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.
Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:
24
Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Часто учитель вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.
Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:
Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу
25
необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств.
Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.
Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:
Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.
Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая
26
черта профессионализма учителя.
Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:
Представленные критерии оценки профессиональной
компетентности учителя начальных классов
представляют собой один из возможных
подходов к анализу проблемы педагогического
профессионализма. Данный подход не претендует
на исчерпывающую полноту и глубину, но
вместе с тем позволяет разрабатывать
основы для удобной и доступной диагностики
профессиональной компетентности учителя
с опорой на разработанные показатели
по каждому из выделенных критериев.
Соотношение профессионального мастерства и компетентности учителя начальных классов находят в тесном взаимодействии. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, знанием воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
27
Со всеми перечисленными
характеристиками мастерства
28
Глава II. Коммуникативная компетентность у учителей младших школьников
2.1 Исследование и его особенности.
Эксперимент — это особый вид исследования, направленного на проверку научных и прикладных гипотез.
Гипотеза – это предположение вероятностного характера, требующая строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях. Без гипотез нет эксперимента.
Известные психологи-экспериментаторы П. Фресс и Ж. Пиаже писали: «Экспериментальный метод — это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но зато окончательной»
Обязательным для полноценного психолого-педагогического эксперимента является соблюдение следующих основных правил:
Четкая формулировка проблемы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез.
Установление критериев и признаков, по которым можно судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.
Точное определение объекта и предмета исследования. Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики
29
состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.
Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.
Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента. Характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента, формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента.
Тест - это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических характеристик (функций).
Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.
2.2. уровень коммуникативных особенностей у учителей начальных классов.
Цель: оценить уровень коммуникативных особенностей у учителей начальных классов.
Задачи: 1) Провести тестирование с несколькими учителями начальных классов.
2) Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.
Информация о работе Профессиональная компетентность учителя начальных классов